О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим усилением гарантий прав и законных интересов собственников

09:37 24 Декабрь 2020 Документы
3707 0

Закон Республики Узбекистан

 

Принят Законодательной палатой 5 октября 2020 года

Одобрен Сенатом 20 ноября 2020 года

Статья 1. Часть первую статьи 10 Закона Республики Узбекистан от 2 сентября 1993 года № 913–XII «О государственной власти на местах» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 9, ст. 320; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, 
ст. 241; 1999 г., № 1, ст. 20; 2005 г., № 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 12, ст. 418; 2007 г., № 4, 
ст. 163, № 9, ст. 420; 2008 г., № 12, ст. 640; 2013 г., № 12, ст. 350; 2014 г., № 4, ст. 86, № 5, ст. 130; 2015 г., № 6, ст. 228; 2017 г., № 6, ст. 300, № 8, 
ст. 383, № 9, ст. 510, № 12, ст. 772; 2018 г., № 7, ст. 431; 2019 г., № 1, ст. 4, № 11, ст. 792, № 12, ст. 891; 2020 г., № 9, ст. 537) изложить в следующей редакции:

«Хоким области, района, города в случаях, предусмотренных законом, вправе предоставлять земли во владение, пользование и в аренду предприятиям, учреждениям, организациям, дехканским хозяйствам, гражданам, прекращать права владения и пользования землей этими субъектами».

Статья 2. Внести в Земельный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года № 598–I (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5–6, ст. 82; 2003 г., № 9–10, ст. 149; 2004 г., № 5, ст. 90; 2005 г., № 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 12, ст. 608; 2009 г., № 1, ст. 1, № 12, ст. 472; 2011 г., № 1, ст. 1; 2014 г., № 1, ст. 2, № 9, ст. 244; 2015 г., № 8, ст. 312; 2017 г., № 9, ст. 510; 2018 г., № 1, ст. 1, № 4, ст. 224, № 7, ст. 432, № 12, ст. 781; 2019 г., № 1, ст. 1, № 3, ст. 161, № 4, ст. 199, № 8, ст. 469, № 11, ст. 792; 2020 г., № 9, ст. 540), следующие изменения:

1) из абзаца восьмого статьи 4 слова «и права собственности на земельные участки» исключить;

2) в статье 5:

абзац шестой исключить;

абзацы седьмой, восьмой и девятый считать соответственно абзацами шестымседьмым и восьмым;

из абзаца седьмого слова «и права собственности на земельные участки» исключить;

3) в статье 6:

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«предоставление земель во владение, пользование и аренду гражданам, юридическим лицам»;

из абзаца одиннадцатого слова «и права собственности на земельные участки» исключить;

4) в статье 7:

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«предоставление земель во владение, пользование и аренду»;

из абзаца девятого слова «и права собственности на земельные участки» исключить;

5) часть четвертую статьи 36 изложить в следующей редакции:

«Прекращение права владения или права постоянного либо временного пользования земельным участком в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 5 части первой настоящей статьи, производится соответственно решениями хокимов районов, городов, областей или решением Кабинета Министров Республики Узбекистан по представлению органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, на основании подтверждающих документов, обосновывающих прекращение прав. Прекращение права владения или права постоянного либо временного пользования земельным участком в случаях, указанных в пунктах 6–11 части первой настоящей статьи, производится судом в порядке, установленном в статье 38 настоящего Кодекса. Прекращение права владения или права постоянного либо временного пользования земельным участком в случае, указанном в пункте 12 части первой настоящей статьи, производится решениями хокимов районов по предложению советов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель соответствующего района на основании подтверждающих документов, обосновывающих прекращение прав. При несогласии с решениями Кабинета Министров Республики Узбекистан и указанных должностных лиц о прекращении права владения, права постоянного или временного пользования земельными участками юридические и физические лица могут обжаловать их в суд»;

6) текст статьи 37 изложить в следующей редакции:

«Изъятие земельного участка либо его части для государственных и общественных нужд производится при согласии землевладельца или по согласованию с землепользователем и арендатором – по решению соответственно Кенгашей народных депутатов областей, города Ташкента либо по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд производится только в следующих целях:

предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;

выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Узбекистан;

обнаружение и разработка месторождений полезных ископаемых;

строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетической системы и линий электропередачи, линий связи, объектов космической деятельности, магистральных труб, инженерно-коммуникационных сетей;

исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и решениями Президента Республики Узбекистан.

Принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с собственниками недвижимого имущества, расположенного на земельных участках, которые планируется изъять, оценки выгод и издержек, а также обязательного согласования с соответствующим Централизованным фондом по возмещению убытков физическим и юридическим лицам в связи с изъятием у них земельных участков для государственных и общественных нужд.

Снос объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим и юридическим лицам, при изъятии земельных участков разрешается после полного фактического освобождения жилых и нежилых строений, производственных и других зданий и сооружений, полного возмещения рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке, расходов, связанных с переездом юридических, физических лиц на новое место размещения либо жительства, в том числе с переездом во временно полученные ими объекты недвижимого имущества, а также убытков, в том числе упущенной выгоды и других расходов физических и юридических лиц, предусмотренных законодательством.

Убытки, причиненные физическим и юридическим лицам в результате вынесения незаконного административного акта государственного органа (должностного лица), связанного с изъятием земельного участка, подлежат возмещению государством в порядке, установленном законодательством.

При несогласии землевладельца, землепользователя и арендатора с решением соответственно Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента либо решением Кабинета Министров Республики Узбекистан об изъятии земельного участка это решение может быть обжаловано в установленном порядке.

Предприятия, учреждения и организации, заинтересованные в изъятии земельных участков для строительства предприятий, зданий и сооружений, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землевладельцами, землепользователями и арендаторами, а также соответственно с хокимом района, города, области либо Кабинетом Министров Республики Узбекистан место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспечения комплексного развития территории. Финансирование проектных работ до указанного предварительного согласования не допускается.

Изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд и предварительное согласование месторасположения объекта, а также оформление отвода земель производятся в порядке, устанавливаемом законодательством.

Выкуп земельного участка, находящегося в собственности юридических и физических лиц, в том числе иностранных, вместе с объектом торговли и сферы обслуживания либо жилым помещением и другим зданием или частью здания для государственных и общественных нужд производится по решению Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента либо по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан с обеспечением гарантий, предусмотренных статьей 41 настоящего Кодекса»;

7) текст статьи 38 изложить в следующей редакции:

«В случаях, предусмотренных пунктами 6–11 части первой статьи 36 настоящего Кодекса, а также в других случаях нарушения земельного законодательства орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и охраной земель, после предупреждения землевладельца или землепользователя вносит в орган, предоставивший земельный участок, представление об изъятии земельного участка. Орган, предоставивший земельный участок, на основании представления в месячный срок вносит в суд исковое заявление о его изъятии.

В необходимых случаях орган, предоставивший земельный участок, вправе назначить дополнительную проверку состояния земельного участка и качества проводимых землевладельцем или землепользователем мер по рациональному использованию и охране земель»;

8) часть вторую статьи 86 изложить в следующей редакции:

«Возмещение убытков производится предприятиями, учреждениями и организациями, которым отводятся изымаемые земельные участки, а также предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых влечет ограничение прав землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков или ухудшение качества близлежащих земель, решением хокима областей и города Ташкента или района (города) за счет средств соответствующего Централизованного фонда по возмещению убытков физическим и юридическим лицам в связи с изъятием у них земельных участков для государственных и общественных нужд, а также иных источников, не запрещенных законодательством, при изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд в порядке, устанавливаемом законодательством».

Статья 3. Внести в Закон Республики Узбекистан от 24 сентября 2012 года № ЗРУ–336 «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2012 г., № 9/2, ст. 245; 2015 г., № 8, ст. 312; 2017 г., № 6, ст. 300) следующие изменения:

1) текст статьи 19 изложить в следующей редакции:

«Прекращение права собственности в связи с решением государственного органа, не направленное непосредственно на изъятие имущества у собственника, в том числе решением об изъятии земельного участка, на котором находятся принадлежащие собственнику дом, иные строения, сооружения или насаждения, допускается лишь в случаях и порядке, установленных законом, с предоставлением собственнику равноценного имущества на праве собственности и возмещением иных понесенных убытков или возмещением ему в полном объеме убытков, причиненных прекращением права собственности.

Прекращение права собственности в связи с решением государственного органа, не направленное непосредственно на изъятие имущества у собственника, в том числе решением об изъятии земельного участка, производится с согласия собственника в порядке, установленном законом.

Решение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента или района (города) о сносе объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке, принимается только при наличии положительного заключения органов юстиции. Соглашение о возмещении убытков, в том числе упущенной выгоды и других расходов физических и юридических лиц, предусмотренных законодательством в связи с изъятием земельного участка, заключаемое между инициатором изъятия земельного участка и собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на изымаемом земельном участке, в обязательном порядке подлежит нотариальному удостоверению.

Принятие решения о сносе объекта недвижимого имущества допускается после полного предоставления собственнику объекта недвижимого имущества, расположенного на изымаемом земельном участке, убытков, в том числе упущенной выгоды и других расходов физических и юридических лиц, предусмотренных законодательством, установленной в соглашении, а при наличии спора – в решении суда.

Решение об изъятии земельного участка и сносе дома, иных строений, сооружений или насаждений принимается в соответствии с генеральными планами, а также проектами детальной планировки и застройки жилых районов и микрорайонов населенных пунктов.

Снос дома, иных строений, сооружений или насаждений на изымаемом земельном участке до предварительного и полного возмещения убытков 
по рыночной стоимости не допускается.

Государственные органы обязаны уведомить собственника дома, иных строений, сооружений или насаждений о принятом решении письменно 
(под роспись) не позднее чем за шесть месяцев до начала сноса с приложением к уведомлению копии соответственно решения Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента или Кабинета Министров Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокима области и города Ташкента.

Оценка дома, иных строений, сооружений или насаждений, находящихся на изымаемых земельных участках, производится оценочными организациями в установленном порядке. При этом стоимость изымаемого имущества при прекращении права частной собственности определяется оценочной организацией на момент, непосредственно предшествовавший изъятию этого имущества, или когда известие о предстоящем изъятии повлияло на стоимость имущества.

Порядок и условия возмещения собственнику за сносимое имущество в связи с изъятием земельного участка, предоставления жилого помещения собственнику сносимого дома, предоставления гражданину для индивидуального жилищного строительства земельного участка взамен сносимого дома, возмещения собственнику причиненных убытков в связи с изъятием земельного участка и другого имущества определяются законодательными актами.

При несогласии собственника с решением, влекущим прекращение права частной собственности, оно не может быть осуществлено до разрешения спора судом. При рассмотрении спора решаются также вопросы возмещения собственнику причиненных убытков»;

2) статью 24 изложить в следующей редакции:

«Статья 24. Недопустимость пересмотра и отмены результатов разгосударствления и приватизации имущества

Частная собственность, возникшая в процессе разгосударствления и приватизации государственного имущества, неприкосновенна. Результаты разгосударствления и приватизации пересмотру и отмене не подлежат.

Собственностью разгосударствленных и приватизированных предприятий признается движимое и недвижимое имущество (за исключением объектов, не подлежащих разгосударствлению и приватизации в соответствии с законом):

не выявленное при осуществлении разгосударствления и приватизации государственного имущества в приватизированных предприятиях;

расположенное на территории предприятия, переданное при осуществлении разгосударствления и приватизации в пользование без права распоряжения.

Запрещается инициирование вопросов по пересмотру, признанию недействительными и отмене результатов разгосударствления и приватизации, включая результаты оценки стоимости объектов государственными, в том числе контролирующими, правоохранительными органами и судами».

Статья 4. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Узбекистан                                                           Ш. Мирзиёев

город Ташкент,

23 декабря 2020 года

№ ЗРУ–656

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.