О питьевом водоснабжении и отведении сточных вод

13:23 24 Июль 2022 Документы
1117 0

Фото: Пресс-служба Президента Республики Узбекистан

 

Закон Республики Узбекистан

 

Принят Законодательной палатой 28 декабря 2021 года

Одобрен Сенатом 28 апреля 2022 года                                                        

Глава  1.  Общие положения

 

Статья  1.  Цель и сфера применения настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области питьевого водоснабжения
и отведения сточных вод.

Действие настоящего Закона не распространяется на производство и реализацию питьевой воды
в расфасованном виде с использованием товарного знака и знака обслуживания.

 

Статья  2.   Законодательство о питьевом  водоснабжении и отведении сточных вод

 

Законодательство о питьевом водоснабжении и отведении сточных вод состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о питьевом водоснабжении и отведении сточных вод, то применяются правила международного договора.

 

Статья  3.  Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

потребитель – физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами питьевого водоснабжения и (или) отведения сточных вод в соответствии с договором, заключенным с организацией питьевого водоснабжения;

питьевая вода – вода, безопасная для здоровья человека, подготовленная в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами, государственными стандартами, для удовлетворения потребности организма в питьевой воде, а также санитарных нужд;

сооружение питьевой воды – сооружение, находящееся в распоряжении организации питьевого водоснабжения, включающее в себя технологии для получения воды из водного объекта и подготовки ее в качестве питьевой воды;

питьевое водоснабжение – поставка питьевой воды потребителям через сети питьевого водоснабжения и (или) транспортом;

организация питьевого водоснабжения – юридическое лицо, основным видом деятельности которого является оказание услуг питьевого водоснабжения и (или) отведения сточных вод потребителям и включенное специально уполномоченным государственным органом в реестр организаций питьевого водоснабжения;

производственные сточные воды – сточные воды, образующиеся в процессе производства продукции или оказания услуг;

коммунально-экологический норматив – документ, регламентирующий показатели предельно допустимого сброса производственных сточных вод для потребителей;

локальное очистное сооружение – сооружение, предназначенное для первичного обезвреживания
и очистки сточных вод перед сбросом в сети отведения сточных вод;

бытовые сточные воды – сточные воды, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека;

сточные воды – вода, образующаяся в результате потребления и (или) использования воды и сбрасываемая через сети отведения сточных вод;

сооружение очистки сточных вод – сооружение, находящееся в распоряжении организации питьевого водоснабжения, предназначенное для приема сточных вод и сброса их в водные объекты в обезвреженном виде в соответствии с установленными требованиями;

отведение сточных вод – прием сточных вод в сети отведения сточных вод, находящиеся в распоряжении организации питьевого водоснабжения, и отвод их на сооружения очистки сточных вод; 

техническое условие – документ, содержащий перечень мероприятий, подлежащий исполнению физическими и юридическими лицами для подключения их к сетям питьевого водоснабжения и (или) отведения сточных вод.

 

Статья  4. Основные принципы в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Основными принципами в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод являются законность, открытость и прозрачность, приоритет прав и законных интересов потребителей, внедрение и развитие современных информационных технологий.

 

Статья  5.  Гарантии на услуги питьевого водоснабжения

 

На территории Республики Узбекистан гарантируется обеспечение потребителей питьевой водой установленного качества в пределах норм потребления.

Установление норм потребления питьевой воды осуществляется в соответствии с общепризнанными стандартами и классификаторами в порядке, установленном законодательством.

 

Статья  6. Государственно-частное партнерство в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Государственно-частное партнерство в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод осуществляется в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве».

 

Глава  2. Регулирование в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Статья  7. Основные направления государственной политики в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Основными направлениями государственной политики в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод являются:

обеспечение безопасной и надежной работы систем питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

разработка и реализация государственных и иных программ в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем цифровизации;

поддержка внедрения ресурсосберегающих технологий;

защита прав потребителей, оказание качественных услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

привлечение инвестиций с целью модернизации систем питьевого водоснабжения и отведения сточных вод и технического перевооружения организаций питьевого водоснабжения;

создание здоровой конкурентной среды и развитие государственно-частного партнерства;

осуществление контроля и мониторинга за полным и своевременным исполнением нормативно-правовых актов;     

организация учета услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

обеспечение выполнения требований нормативных документов в области технического регулирования;

развитие международного сотрудничества.

 

Статья  8. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Кабинет Министров Республики Узбекистан:        

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;   

определяет основные направления развития области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

утверждает государственные программы в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод и организует их реализацию;

принимает нормативно-правовые акты в пределах своих полномочий в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

координирует деятельность органов государственного управления в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод в соответствии с законодательством.

 

Статья  9. Специально уполномоченный государственный орган в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод и его полномочия

 

Министерство жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан является специально уполномоченным государственным органом в области питьевого водоснабжения
и отведения сточных вод (далее – специально уполномоченный государственный орган).

Специально уполномоченный государственный орган:

реализует единую государственную политику в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

разрабатывает и реализует программы, стратегии и концепции в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

ведет на постоянной основе обновляемую электронную базу данных для мониторинга охвата населения услугами питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

предоставляет государственные социальные заказы на обеспечение услугами питьевого водоснабжения и отведения сточных вод населенных пунктов;

принимает меры по расширению участия частного сектора в оказании услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

разрабатывает проекты нормативно-правовых актов в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод и принимает их в пределах своих полномочий;

содействует в формировании тарифной политики в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

обеспечивает разработку генеральной схемы развития систем питьевого водоснабжения и отведения сточных вод Республики Узбекистан;

организует и координирует научные исследования в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

анализирует потребность в кадрах в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод и принимает участие в их подготовке;

ведет реестр организаций питьевого водоснабжения и размещает его на своем официальном веб-сайте, определяет и оценивает основные критерии эффективности их деятельности;

обеспечивает реализацию проектов в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод за счет государственных капитальных вложений и иностранных инвестиций, привлеченных под государственные гарантии;

организовывает проведение технологического аудита сооружений питьевой воды и очистки сточных вод и определяет необходимые меры по экономии воды;

определяет порядок расчета технологического расхода и потерь воды для организаций питьевого водоснабжения, а также их допустимые нормы (лимиты);

в пределах своей компетенции принимает документы, обязательные для исполнения предприятиями питьевого водоснабжения;

формирует адресные программы по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения и отведения сточных вод на основе планов развития систем питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

координирует адресные списки строительства и реконструкции объектов питьевого водоснабжения и отведения сточных вод с целью перспективного прогноза обеспечения услугами питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

принимает меры по разработке, согласованию и утверждению предпроектной и проектной документации по проектам в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, реализуемым с участием международных финансовых институтов и международных государственных финансовых институтов, а также осуществляет финансирование проектов;

осуществляет мониторинг реализации проектов в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод во взаимодействии с представительными органами государственной власти на местах.

Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод в соответствии с законодательством.

 

Статья  10. Орган государственного контроля в области питьевого водоснабжения и отведения сточных  вод и его полномочия

 

Инспекция по контролю за использованием питьевой воды при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан и ее территориальные инспекции являются органом, осуществляющим государственный контроль в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод (далее – орган государственного контроля).

Орган государственного контроля:

осуществляет государственный контроль за соблюдением требований законодательства и нормативных документов в области эффективного производства, поставки, реализации, рационального использования питьевой воды, а также технического регулирования в сфере услуг по отводу и очистке сточных вод;

проводит технологический аудит сооружений питьевой воды и очистки сточных вод;

осуществляет государственный контроль за соблюдением требований технических условий при подключении к сетям питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, а также принимает меры по предотвращению самовольного подключения к данным сетям;

контролирует устранение аварий на сетях питьевого водоснабжения и отведения сточных вод и других сооружениях при оказании услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, реализацию разработанных мероприятий по предотвращению их возникновения;

контролирует соблюдение допустимых норм технологического расхода и потерь воды во всех процессах от приема воды из водных объектов до реализации потребителям;

осуществляет государственный контроль за состоянием скважин подземных вод и соблюдением условий их эксплуатации;

осуществляет государственный контроль за охватом потребителей услугами питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

осуществляет государственный контроль за качеством питьевой воды, поставляемой потребителям организациями питьевого водоснабжения, и за соответствием ее установленным требованиям;

выдает организациям питьевого водоснабжения и потребителям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений в области питьевого водоснабжения
и отведения сточных вод;

в установленном законодательством порядке рассчитывает и взимает компенсационные выплаты с физических и юридических лиц за сброс сточных вод, загрязненных сверх нормы, в сеть отведения сточных вод;

контролирует соблюдение установленных лимитов забора питьевой воды;                                           

в установленном законодательством порядке ведет дела об административных правонарушениях в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

ведет контроль за строительно-монтажными работами (реконструкцией) на объектах питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, в том числе скважинах подземных вод, анализирует проектно-сметную документацию.

Орган государственного контроля может осуществлять и иные полномочия в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод в соответствии с законодательством.

 

Статья  11. Полномочия органов государственной власти на местах в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Органы государственной власти на местах:

участвуют в реализации государственной политики в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

разрабатывают и утверждают территориальные программы, направленные на развитие области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

способствуют привлечению частного сектора к оказанию услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

осуществляют мониторинг реализации проектов в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

утверждают тарифы на услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод в соответствии с законодательством.     

 

Статья  12. Участие граждан, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций  и других институтов гражданского общества  в мероприятиях в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Граждане, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества:

участвуют в разработке и реализации программ в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

сотрудничают в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод с государственными органами и другими организациями;

осуществляют общественный контроль за исполнением законодательства о питьевом водоснабжении и отведении сточных вод.

Граждане, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества могут участвовать и в других мероприятиях в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод в соответствии с законодательством.

 

Глава  3. Организации питьевого водоснабжения, их основные задачи, права и обязанности

 

Статья 13. Организационно-правовая форма организаций питьевого водоснабжения

 

Организации любых организационно-правовых форм могут осуществлять деятельность в качестве организации питьевого водоснабжения, если иное не предусмотрено законодательством.

Реестр организаций питьевого водоснабжения содержит список организаций питьевого водоснабжения и размещается на официальном веб-сайте специально уполномоченного государственного органа.

 

Статья 14. Управление организацией питьевого водоснабжения

 

Управление организацией питьевого водоснабжения осуществляется в соответствии с ее учредительными документами и другими документами, принятыми организацией питьевого водоснабжения.

В соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан может определяться организация, отвечающая за координацию деятельности и управление деятельностью организаций питьевого водоснабжения. 

 

Статья  15. Основные задачи организаций питьевого водоснабжения

 

Основными задачами организаций питьевого водоснабжения являются:

подготовка питьевой воды, а также бесперебойное и равномерное обеспечение потребителей питьевой водой на договорной основе;

оказание потребителям услуг по отведению сточных вод на договорной основе;

прием сточных вод и их очистка согласно требованиям законодательства;

эффективное использование, поддержание в исправном состоянии, своевременное устранение аварий и неисправностей питьевых и сточных труб и сооружений;

сокращение технологического расхода и потерь воды за счет внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе автоматизированных систем учета потребляемой воды и объема оказываемых услуг;

принятие мер, необходимых для обеспечения сооружений питьевой воды электроэнергией при подготовке питьевой воды;

установление современных приборов учета воды и энергосберегающего насосного оборудования;

своевременный сбор платежей за оказание услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

принятие практических мер по обеспечению финансово-экономической устойчивости организации питьевого водоснабжения;

участие в разработке программ, стратегий и концепций, направленных на развитие области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, расширение охвата населения услугами в этой области;

организация очистки загрязняющих веществ в сточных водах в сооружениях очистки сточных вод до предельно допустимой нормы;

осуществление мониторинга подачи и использования питьевой воды;

разработка и представление в специально уполномоченный государственный орган сводного отчета технологического расхода  и потерь воды;

установление лимитов на подачу питьевой воды юридическим лицам.

 

Статья  16. Права и обязанности организаций питьевого водоснабжения

 

Организации питьевого водоснабжения имеют право на:

1) полное или частичное прекращение оказания услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, уведомив об этом потребителя не менее чем за пять календарных дней, в следующих случаях:

при технической неисправности сетей питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, устройств и сооружений юридических лиц, неустранении технических недостатков, выявленных организацией питьевого водоснабжения;

при наличии задолженности потребителей за оказанные услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

при плановом ремонте, профилактическом обслуживании сетей питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, сооружений питьевой воды и очистки сточных вод, а также подключении новых потребителей;

2) полное или частичное прекращение оказания услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод без предупреждения потребителя в следующих случаях:

при стихийных бедствиях;

при приостановлении поставки электроэнергии, не связанной с деятельностью организации питьевого водоснабжения;

при аварии в сетях питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, а также сооружениях питьевой воды и очистки сточных вод;

при необходимости увеличения подачи питьевой воды к очагу пожара;

при выявлении самовольного подключения физических и юридических лиц к сетям питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, находящихся в распоряжении организаций питьевого водоснабжения;

3) инвентаризацию не реже одного раза в месяц мест отведения сточных вод, а также мест учета питьевой воды, подаваемой потребителям;

4) уведомление органа государственного контроля в письменной или электронной форме о нарушениях правил оказания услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод.

Организации питьевого водоснабжения обязаны:

обеспечить бесперебойность и безопасность услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

проводить очистку сточных вод;

вести регулярный мониторинг технического состояния сетей питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, а также сооружений питьевой воды и очистки сточных вод;

вести мониторинг качества питьевой воды в сетях питьевого водоснабжения и на сооружениях питьевой воды;

возмещать ущерб, причиненный потребителям, в установленном законодательстве порядке;

восстанавливать объекты и другие сооружения, поврежденные в результате ремонтных работ в сетях питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

обеспечивать население питьевой водой транспортом при плановых отключениях или устранении перебоев в системе питьевого водоснабжения продолжительностью более 12 часов;   

информировать потребителей в течение суток со дня обнаружения аварий в системе питьевого водоснабжения и отведения сточных вод об их причинах, сроках ограничения услуг, а также причинах изменения качества оказываемых услуг;

информировать потребителей об изменении тарифов и специальных надбавок на услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод через средства массовой информации и на своем официальном веб-сайте за пятнадцать календарных дней до введения изменений;

за пять календарных дней уведомить потребителей о планируемом прекращении оказания услуг водоснабжения и отведения сточных вод;

обеспечить снабжение питьевой водой для нужд в первую очередь физических лиц, предприятий пищевой промышленности и медицинских организаций;

содействовать в проведении контрольных мероприятий органом государственного контроля;

изучать не реже одного раза в месяц объем оказываемых потребителям услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, состояние приборов учета воды и пожарных гидрантов;

информировать орган государственного контроля о выявленных случаях самовольного подключения к сетям питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

обеспечить исполнение поручений специально уполномоченного государственного органа в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод.

Организации питьевого водоснабжения могут иметь и другие права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.

 

Статья  17. Ответственность организаций питьевого водоснабжения

 

Организации питьевого водоснабжения несут ответственность за:

неоказание потребителям качественных услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод в соответствии с законодательством и условиями договора;

несвоевременное предоставление потребителям технических условий для подключения к сетям питьевого водоснабжения и отведения сточных вод в установленном порядке;

непредупреждение потребителей о проверке приборов учета воды в установленные сроки;

нанесение материального и морального ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя;

несвоевременное устранение аварий в пределах границ эксплуатационной ответственности организаций питьевого водоснабжения за техническое состояние систем питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

неисполнение иных обязательств, возложенных на организации питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством и условиями договора.

 

Глава 4. Права и обязанности потребителей

 

Статья 18. Права потребителей

 

Потребители имеют право:

требовать в соответствии с условиями договора бесперебойного и безопасного оказания услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, а также предоставления питьевой воды в качестве и количестве, не угрожающих жизни, здоровью и имуществу;

при невыполнении организацией питьевого водоснабжения своих обязательств, указанных в договоре, требовать уплаты штрафов (пеней) и иных платежей в соответствии с законодательством;

требовать от организации питьевого водоснабжения возврата необоснованно взысканных платежей;

в одностороннем порядке расторгнуть договор с полной оплатой соответствующих платежей за оказанные услуги питьевого водоснабжения и (или) отведения сточных вод;

получать бесплатно от организации питьевого водоснабжения информацию о качестве питьевой воды и сведения о задолженности за оказанные услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод.

Потребители могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

 

Статья  19.  Обязанности потребителей

 

Потребители обязаны:

использовать питьевую воду рационально и экономно;

своевременно производить оплату за услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

осуществлять перерасчет произведенной предоплаты при повышении тарифов на оказание услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

информировать организацию питьевого водоснабжения об авариях или повреждениях сетей питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, сооружений, повреждениях приборов учета питьевой воды и их пломб;  

своевременно устранять аварии в пределах границ эксплуатационной ответственности потребителей за техническое состояние сетей питьевого водоснабжения и отведения сточных вод;

своевременно предоставлять организациям питьевого водоснабжения точные показания приборов учета воды;

обеспечить в локальных очистительных сооружениях очистку загрязняющих веществ в производственных сточных водах до установленных нормативов;

подключаться к разрешенным точкам для пользования услугами питьевого водоснабжения и отведения сточных вод.

Потребители могут нести и иные обязанности в соответствии  с законодательством.

 

Глава  5. Выбор и использование источников питьевого водоснабжения. Санитарно-охранные зоны сооружений питьевой воды и очистки сточных вод

 

Статья 20.  Источники питьевого водоснабжения

 

Водные объекты, соответствующие санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, государственным стандартам, вводятся в эксплуатацию в первую очередь для нужд питьевого водоснабжения.

При малых запасах подземных вод они должны быть искусственно восполнены организацией питьевого водоснабжения в соответствии с технико-экономическим обоснованием.

 

Статья  21. Использование водных объектов для нужд питьевого водоснабжения

 

Для нужд питьевого водоснабжения в первую очередь используются поверхностные водные объекты, а затем – подземные водные объекты в соответствии с заключениями Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды о достаточности источников воды и Министерства здравоохранения Республики Узбекистан – о соответствии их санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, государственным стандартам.

 

Статья  22. Санитарно-охранные зоны сооружений питьевой воды и очистки сточных вод

 

Порядок определения санитарно-охранных зон сооружений питьевой воды и очистки сточных вод, водозаборов для питьевой воды устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Охраняемые зоны сетей питьевого водоснабжения и отведения сточных вод определяются в соответствии с градостроительными нормами и правилами.

В санитарно-охранных зонах, находящихся в местах водозаборов для питьевой воды, поверхностных и подземных источников, не допускается осуществление хозяйственной деятельности и строительство промышленных и гражданских объектов (зданий и сооружений), не относящихся к питьевому водоснабжению.

 

Глава  6. Подготовка и поставка питьевой воды

 

Статья  23. Категории сооружений питьевой воды

 

Выбор типа и схемы сооружений питьевой воды производится исходя из геологических, гидрогеологических и санитарных условий местности и водных объектов.

По уровню водоснабжения сооружения питьевой воды делятся на следующие категории:

I категория – численность обслуживаемого населения более пятидесяти тысяч;

II категория – численность обслуживаемого населения от пяти до пятидесяти тысяч;

III категория – численность обслуживаемого населения до пяти тысяч.

 

Статья  24. Технологические этапы подготовки питьевой воды  на сооружениях питьевой воды

 

Подготовка питьевой воды осуществляется с учетом качества воды в водном объекте, мощности сооружения питьевой воды и его географического положения.

Технологические этапы подготовки питьевой воды из поверхностных водных объектов включают в себя:

подавление мутности воды;

герметизацию и обезвреживание воды;

подготовку (производство) питьевой воды в соответствии с требованиями санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, государственных стандартов.

Технологические этапы подготовки питьевой воды из подземных водных объектов включают в себя:

подъем воды;

обезвреживание воды;

подготовку (производство) питьевой воды в соответствии с требованиями санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, государственных стандартов.

 

Статья  25.  Качество питьевой воды

 

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом, радиационном и химическом отношении.

Требования к составу воды из водных объектов и подготовленной питьевой воды, а также сроки проведения анализа и виды анализов определяются в соответствии с государственными стандартами.

Анализ качества питьевой воды проводится в лабораториях организаций питьевого водоснабжения. При отсутствии лаборатории в организациях питьевого водоснабжения анализ качества питьевой воды проводится на договорной основе в лабораториях Министерства здравоохранения Республики Узбекистан или органа государственного контроля.

Государственный контроль за качеством питьевой воды осуществляется Министерством здравоохранения Республики Узбекистан и органом государственного контроля.

 

Статья  26.  Подтверждение компетенции лабораторий

 

Компетентность лабораторий, в которых проводится анализ качества питьевой воды, должна быть подтверждена уполномоченным государственным органом в установленном порядке.

 

Статья  27.  Поставка питьевой воды        

 

Питьевая вода может поставляться для нужд потребителей по сетям питьевого водоснабжения или транспортом.

Системы питьевого водоснабжения оснащаются современными приборами учета и манометрами, которые передают данные удаленно и управляются организациями питьевого водоснабжения через диспетчерские службы.

Организации питьевого водоснабжения проводят на регулярной основе техническое обследование сетей, сооружений и оборудования питьевого водоснабжения в целях профилактики аварий и неисправностей.

 

Статья  28.  Границы оказания услуг питьевого водоснабжения

 

Организация питьевого водоснабжения несет ответственность за сеть питьевого водоснабжения до входящей части на территорию, принадлежащую потребителю (до входящей части к многоквартирным домам), и оказывает услуги до этой границы.

Орган управления многоквартирным домом несет ответственность и обеспечивает обслуживание сети питьевого водоснабжения от входящей части к многоквартирным домам до территории, принадлежащей потребителю.     

Потребители несут ответственность за сеть питьевого водоснабжения на принадлежащей им территории.

 

Глава  7. Отвод и очистка сточных вод

 

Статья  29. Использование сетей отведения сточных вод и сооружений очистки сточных вод

 

По сетям отведения сточных вод сточные воды бесперебойно подаются от потребителей к сооружениям очистки сточных вод организаций питьевого водоснабжения для последующего обезвреживания и очистки.

Бытовые и производственные сточные воды принимаются сооружениями очистки сточных вод, очищаются в соответствии с экологическими нормами и правилами и обеспечивается
их безопасное использование.

 

Статья  30.  Границы оказания услуг отведения сточных вод

 

Организация питьевого водоснабжения несет ответственность за сеть отведения сточных вод до входящей части на территорию, принадлежащую потребителю (до входящей части к многоквартирным домам), и оказывает услуги до этой границы.

Орган управления многоквартирным домом несет ответственность  и обеспечивает обслуживание сети отведения сточных вод в многоквартирном доме.

Потребители несут ответственность за сеть отведения сточных вод на принадлежащей им территории.

 

Статья  31. Особенности приема производственных сточных вод

 

Коммунально-экологический норматив разрабатывается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сброс производственных сточных вод,
и утверждается организацией питьевого водоснабжения.  

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сброс производственных сточных вод, загрязненных сверх установленной нормы, должны проводить работы по первичной очистке сточных вод на локальных очистных сооружениях.

Подключение к сетям отведения сточных вод новых потребителей, в том числе вновь вводимых объектов существующих потребителей, образующих загрязненные сверх установленной нормы сточные воды в процессе производства товаров (оказания услуг), допускается только при наличии локальных очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод до установленной нормы.

 

Статья  32. Компенсационные выплаты за сброс сточных вод, загрязненных сверх установленной нормы

 

Физические и юридические лица, осуществляющие сброс сточных вод, загрязненных сверх установленной нормы, в сети отведения сточных вод, производят компенсационные выплаты
в порядке, установленном законодательством.

 

Глава  8.  Реализация проектов в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Статья  33. Проекты в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Проектные предложения по расширению и совершенствованию оказания населению услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод за счет всех источников финансирования формируются специально уполномоченным государственным органом и вносятся на обсуждение соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента.

Проекты в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, одобренные по итогам обсуждения в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента, реализуются на основе соответствующих программ.

В проектах в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод в обязательном порядке:

предусматриваются проведение питьевых и сточных труб до домохозяйств и установление приборов учета воды;

учитывается влияние объектов питьевого водоснабжения на окружающую среду, а также на существующие и планируемые объекты питьевого водоснабжения в соседних районах.

Не допускается финансирование строительства и реконструкции одного объекта питьевого водоснабжения и отведения сточных вод из разных источников, за исключением проектов с участием международных финансовых институтов, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

 

Статья  34. Государственный социальный заказ в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Реализация социальных проектов в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод в рамках государственного социального заказа организуется в районах, где отсутствует централизованное питьевое водоснабжение.

Реализация социальных проектов в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод в рамках государственного социального заказа осуществляется негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества путем определения исполнителя на основе конкурса, объявление о котором размещается в средствах массовой информации, в том числе электронных.

Социальные проекты в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод реализуются специально уполномоченным государственным органом путем выдачи государственного социального заказа негосударственным некоммерческим организациям и другим институтам гражданского общества.      

 

Глава  9. Оказание услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Статья  35. Группы потребителей в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

По потребности в питьевой воде и отведении сточных вод потребители делятся на следующие группы:

первая группа – физические лица;

вторая группа – ведомственный жилой фонд и общежития, бюджетные организации, религиозные организации, посольства, дипломатические представительства и приравненные к ним международные организации, аккредитованные в Республике Узбекистан, органы самоуправления граждан, управляющие многоквартирным домом организации, товарищества собственников жилья, организации питьевого водоснабжения и теплоснабжающие организации;

третья группа – юридические лица, не входящие в первую и вторую группы.

 

Статья  36. Подключение физических и юридических лиц к сетям питьевого водоснабжения  и отведения сточных вод

 

Подключение физических и юридических лиц к сетям питьевого водоснабжения и отведения сточных вод осуществляется через точку подключения.

Физические и юридические лица могут подключаться к сетям питьевого водоснабжения и отведения сточных вод на основании технического условия, предоставленного организацией питьевого водоснабжения, при достаточном количестве и давлении питьевой воды, а также наличии мощностей приема сточных вод.

Проекты подключения к сетям питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, подготовленные физическими и юридическими лицами на основании предоставленных технических условий, согласовываются с организацией питьевого водоснабжения.      

 

Статья  37. Договор на оказание услуг питьевого водоснабжения и (или) отведения сточных вод

 

Оказание услуг питьевого водоснабжения и (или) отведения сточных вод осуществляется в соответствии с договором, заключаемым с потребителем.

В договоре должны быть указаны давление, качество питьевой воды, мощность отведения сточных вод, права, обязанности и ответственность сторон, порядок расчетов и платежей, порядок разрешения споров, обстоятельства непреодолимой силы и срок действия договора.

По соглашению сторон в договор могут быть включены и иные условия.

Договор, заключаемый с физическими лицами, является бессрочным.

 

Статья  38. Запреты на оказание услуг питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Запрещается оказание услуг и пользование услугами питьевого водоснабжения и отведения сточных вод:

без заключения договора;

до устранения нарушения порядка подключения к сетям питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, установленного статьей 36 настоящего Закона.

 

Глава  10.  Поставка питьевой воды транспортом      

 

Статья  39. Порядок поставки питьевой воды транспортом

 

Питьевая вода может поставляться транспортом физическим и юридическим лицам организациями питьевого водоснабжения или хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность
в данной сфере.

Питьевая вода поставляется транспортом в следующих случаях:

в районы, где отсутствуют сети организации питьевого водоснабжения;

при авариях в питьевых трубах и других сооружениях сетей питьевого водоснабжения; 

при проведении ремонтно-восстановительных работ на сетях питьевого водоснабжения;

при чрезвычайных ситуациях;

в других случаях, предусмотренных законодательством.

Поставка питьевой воды транспортом осуществляется в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами, государственными стандартами.   

 

Статья  40. Основные требования к поставке питьевой воды транспортом

 

Для доставки питьевой воды транспортом хозяйствующими субъектами, не являющимися организациями питьевого водоснабжения, транспортное средство должно соответствовать санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, а установленная на транспорте емкость должна иметь вместимость не менее одного кубометра воды.

Тарифы и оплата за оказание транспортных услуг по поставке воды транспортом организациями питьевого водоснабжения должны быть регулируемыми и прозрачными.

Поставка питьевой воды транспортом без соблюдения требований настоящей статьи запрещается.

 

Статья  41. Основные требования к транспортным средствам, поставляющим питьевую воду

 

Транспортные средства, поставляющие питьевую воду, подлежат проверке в органах здравоохранения на соответствие их санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам не реже одного раза в пятнадцать дней. 

Водители и поставщики услуг, непосредственно участвующие в подготовке питьевой воды, должны проходить медицинский осмотр в соответствии с требованиями, установленными Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

 

Глава  11.  Потери воды

 

Статья  42.  Расход на технологические нужды и потери воды

 

Расход на технологические нужды и потери воды в процессе подготовки и производства питьевой воды организацией питьевого водоснабжения складываются из технологических расходов воды, неучтенных потерь в сетях питьевого водоснабжения и расхода питьевой воды организацией питьевого водоснабжения на собственные нужды.

 

Статья  43. Порядок расчета технологического расхода и потерь воды

 

Порядок расчета технологического расхода и потерь воды устанавливается специально уполномоченным государственным органом.

Расчет технологического расхода и потерь воды включает:

расход на технологические нужды в сооружениях питьевой воды;

расход воды при ремонте сетей питьевого водоснабжения, ремонте и (или) замене комплектующих и запасных частей;

расход питьевой воды на подключение вновь проложенных сетей питьевого водоснабжения;

потери воды, в том числе питьевой, в результате аварий и неисправностей в системе питьевого водоснабжения и мероприятий по их ликвидации;

потери питьевой воды из сети питьевого водоснабжения вследствие неисправностей;

потери питьевой воды на нужды пожаротушения (тушение пожара, обследование пожарных гидрантов, пожарно-тактические учения и занятия);

расход питьевой воды организацией питьевого водоснабжения на собственные нужды.

Организации питьевого водоснабжения при расходе воды для собственных нужд в обязательном порядке должны использовать приборы учета воды.

 

Статья   44. Отчет  и нормирование технологического расхода и потерь воды

 

Отчет технологического расхода и потерь воды ежегодно составляется организацией питьевого водоснабжения и предоставляется в специально уполномоченный государственный орган не позднее 1 марта, следующего за отчетным годом.

Специально уполномоченный государственный орган не позднее 1 апреля определяет нормы (лимиты) технологического расхода и потерь воды на текущий год для организаций питьевого водоснабжения с учетом:

отчета организации питьевого водоснабжения о технологических расходах и потерях воды за предыдущий год;

реализуемых проектов и вводимых объектов в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод на территориях, обслуживаемых организациями питьевого водоснабжения.

 

Глава  12. Тарифы на услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Статья  45. Формирование (пересмотр) тарифов на услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Организации питьевого водоснабжения разрабатывают тарифы на услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, в том числе на поставку питьевой воды транспортом организациями питьевого водоснабжения, в порядке, установленном законодательством.

Тарифы на услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод формируются из суммы затрат, включенных в себестоимость продукции, текущих расходов, финансовых затрат, налогов (кроме налогов за сверх нормативные технологические расходы и потери воды) и других обязательных платежей, а также чистой прибыли.

При формировании тарифов на услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод учитываются также затраты на развитие и модернизацию организаций питьевого водоснабжения.  

В случае резкого изменения факторов, влияющих на уровень тарифов на услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, в том числе транспортные услуги, проект предложения
по изменению тарифов размещается соответствующим государственным органом исполнительной власти на местах для общественного обсуждения на Едином портале интерактивных государственных услуг.

Организации питьевого водоснабжения обращаются в территориальные антимонопольные и финансовые органы с инициативой пересмотра тарифов на услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод по завершении общественного обсуждения.

Территориальные антимонопольные и финансовые органы в десятидневный срок со дня получения предложения о пересмотре тарифов представляют в организации питьевого водоснабжения свои заключения об отклонении, пересмотре или принятии этих предложений.

В результате пересмотра тарифов на услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод в течение года после утверждения параметров бюджета дополнительные средства, необходимые для бюджетных организаций, будут выделяться из республиканского бюджета Республики Узбекистан, республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.

 

Статья  46. Утверждение тарифов на услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Организации питьевого водоснабжения вносят предложения по изменению тарифов на услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, в том числе на поставку питьевой воды транспортом, в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента с приложением заключений организаций, указанных в части шестой статьи 45 настоящего Закона.

Вопрос об утверждении измененных тарифов на услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод рассматривается соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента.

 

Статья  47. Введение в действие тарифов на услуги питьевого водоснабжения и отведения

сточных вод

 

Тарифы на услуги питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, утвержденные Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента, вступают в силу по истечении пятнадцати дней после их опубликования в средствах массовой информации.       

 

Глава  13. Учет оказанных услуг в системах питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Статья  48.  Ведение учета питьевых и сточных вод

 

Учет питьевой воды ведется организациями питьевого водоснабжения на основании показателей установленного прибора учета воды.

В случае отсутствия прибора учета воды учет расхода питьевой воды для населения ведется на основании установленных норм потребления, а для юридических лиц – производится по пропускной способности сети питьевого водоснабжения (питьевой трубы).

Количество бытовых сточных вод принимается равным количеству полученной питьевой воды.  

Учет производственных сточных вод определяется путем вычитания количества питьевой воды, израсходованной при производстве товаров (оказании услуг) (питьевая вода, превращенная в товар, испаренная и потерянная в других технологических процессах), из количества полученной для этих целей воды.

При определении количества бытовых и производственных сточных вод не учитывается количество воды, расходуемой на полив, строительство и благоустройство территории.

 

Статья  49. Расчет количества дополнительного отведения сточных вод

 

При расходе воды из централизованного горячего водоснабжения и других водных объектов для собственных нужд количество сточных вод определяется:

по показаниям прибора учета централизованной горячей воды, при отсутствии прибора учета – по нормам потребления горячей воды;

при отборе воды из других водных объектов – по показаниям прибора учета, при отсутствии прибора учета – по мощности этих водных объектов.

Если количество фактически сброшенных сточных вод меньше расчетного количества сточных вод, количество сточных вод пересчитывается в соответствии с подтверждающими документами, представленными потребителем.

 

Статья  50. Расчет размера платы за самовольное подключение к сетям питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Подключение физических и юридических лиц к сетям питьевого водоснабжения и (или) отведения сточных вод с нарушением порядка, установленного статьей 36 настоящего Закона, признается самовольным подключением к сетям питьевого водоснабжения и отведения сточных вод.

В случае самовольного подключения к сетям питьевого водоснабжения и (или) отведения сточных вод количество потребленной питьевой воды и (или) отведенных сточных вод рассчитывается для юридических лиц исходя из пропускной способности сетей питьевого водоснабжения и отведения сточных вод (питьевой и (или) сточной трубы), а для физических лиц – исходя из норм потребления питьевой воды.

При этом учитывается факт наличия воды в питьевой трубе возможности использования потребителем рассчитанного количества питьевой воды и сброса ее в сеть отведения сточных вод.

 

Глава  14.  Заключительные положения

 

Статья  51. Международное сотрудничество в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Международное сотрудничество в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

 

Статья  52. Возмещение вреда и ущерба в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод

 

Вред, причиненный здоровью физических лиц в результате несоответствия питьевой воды санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, государственным стандартам, возмещается организациями питьевого водоснабжения в полном объеме в соответствии с законодательством.

Ущерб, причиненный физическими и юридическими лицами в результате несоблюдения ими правил пользования системами питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, в том числе повреждения сетей питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, сооружений, воспрепятствования проведению ремонтно-восстановительных работ, загрязнения водных объектов, подлежит возмещению виновными лицами в полном объеме в порядке, установленном законодательством.     

 

Статья  53.  Разрешение споров

 

Споры в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод разрешаются в порядке, установленном законодательством.

 

Статья  54. Ответственность за нарушение законодательства о питьевом водоснабжении и отведении сточных вод 

 

Лица, виновные в нарушении законодательства о питьевом водоснабжении и отведении сточных вод, несут ответственность в установленном порядке.

 

Статья  55. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

 

Министерству жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

 

Статья  56. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья  57.  Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

 

Президент

Республики Узбекистан

Ш. Мирзиёев

город Ташкент,

22 июля 2022 года

№ ЗРУ–784

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.