О мерах по организации деятельности Национального комитета Республики Узбекистан по экологии и изменению климата
Фото: Пресс-служба Президента Республики Узбекистан
Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2025 года № УП–217«О мерах по созданию системы управления по оперативному реагированию на требования населения в сферах экологии и туризма» постановляю:
I. Налаживание деятельности Национального комитета по экологии и изменению климата
1. Утвердить:
(а) Организационную структуру Национального комитета Республики Узбекистан по экологии и изменению климата (далее – Комитет по экологии) согласно приложению № 1;
(б) Положение о Национальном комитете Республики Узбекистан по экологии и изменению климата согласно приложению № 2;
(в) Положение о Государственной инспекции экологического контроля (Экополиции) Национального комитета Республики Узбекистан по экологии и изменению климата согласно приложению № 3;
(г) Положение о порядке присвоения специальных званий работникам со статусом государственного инспектора в системе Национального комитета Республики Узбекистан по экологии и изменению климата согласно приложению № 4;
(д) Программу по обеспечению работников Экополиции специальной техникой и транспортными средствами в 2025–2027 годах согласно приложению № 5;
(ж) Программу мер по дальнейшему усилению реформ в сфере экологии, охраны окружающей среды согласно приложению № 6.
2. Создать на базе государственного учреждения «Центр специализированного аналитического контроля в области охраны окружающей среды» Комитета по экологии государственное учреждение «Национальный центр экологического мониторинга».
3. Определить, что:
(а) Комитет по экологии в своей деятельности подотчетен непосредственно Президенту Республики Узбекистан;
(б) Комитет по экологии осуществляет свою деятельность независимо от всех государственных органов и организаций, их должностных лиц, вмешательство этих должностных лиц в его деятельность запрещается;
(в) полномочия Кабинета Министров в сфере экологии и охраны окружающей среды, определенные подзаконными актами, до внесения в них соответствующих изменений осуществляются непосредственно Комитетом по экологии;
(г) Комитет по экологии является правопреемником по правам и обязательствам Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата;
(д) руководство текущей деятельностью Комитета по экологии осуществляется советником Президента Республики Узбекистан по вопросам экологии – председателем Национального комитета по экологии и изменению климата;
(ж) председатель Комитета по экологии имеет 4 заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан, по статусу, условиям оплаты труда, медицинского обслуживания и транспортного обеспечения приравниваются к заместителям советника Президента Республики Узбекистан соответственно;
(з) за должностными лицами Комитета по экологии сохраняются надбавки и доплаты за выслугу лет, воинские и специальные звания (классные чины, квалификационные категории, дипломатические ранги и другие), присвоенные по прежнему месту работы;
(и) период работы в Комитете по экологии включается в стаж работы, необходимый для получения воинских и специальных званий;
(к) расходы, связанные с приобретением форменной одежды работников, осуществляющих государственный экологический контроль, и знаков различия для них, производятся за счет внебюджетных средств Комитета по экологии;
(л) обеспечение работников Экополиции специальной техникой и транспортными средствами осуществляется за счет внебюджетных средств Комитета по экологии;
(м) нижеследующие руководители Агентства по лесоразведению и увеличению зеленых зон, борьбе с опустыниванием, Агентства гидрометеорологической службы и Агентства по управлению отходами и развитию циркулярной экономики:
(i) директоры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан;
(ii) заместители директоров назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Администрации Президента Республики Узбекистан;
(н) руководители Комитета по экологии и изменению климата Республики Каракалпакстан, главных управлений областей и города Ташкента (далее – региональные подразделения) назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Комитета по экологии по согласованию с Администрацией Президента Республики Узбекистан;
(о) региональные подразделения и отделы районов (городов) не входят в структуру органов исполнительной власти на местах, осуществляют свою деятельность самостоятельно и подотчетны Комитету по экологии;
(п) государственные органы и организации в обязательном порядке предварительно согласовывают с Комитетом по экологии вопросы назначения на должность и освобождения от должности работников отделов экологической дипломатии;
(р) Комитету по экологии предоставляется полномочие утверждать структуры (типовые структуры) охраняемых природных зон и государственных лесных хозяйств.
II. Цифровизация сферы и переход на экологическое производство
4. Комитету по экологии совместно с Министерством цифровых технологий в срок до 1 сентября 2026 года наладить деятельность Единой экологической онлайн-платформы за счет средств Экологического фонда.
5. Утвердить Основные требования к Единой экологической онлайн-платформе согласно приложению № 7.
6. Промышленным предприятиям I и II категории по воздействию на окружающую среду (далее – предприятия I и II категории) до 1 марта 2026 года принять меры по установке на своей территории станций фонового мониторинга и их интеграции с Национальным центром экологического мониторинга Комитета по экологии.
7. Внедрить порядок применения к предприятиям I и II категории, не установившим в определенный срок начиная с 1 марта 2026 года станции фонового мониторинга и не интегрировавшим их с Национальным центром экологического мониторинга Комитета по экологии, компенсационных платежей с увеличением их в 5 раз.
8. Определить, что:
(а) начиная с 1 марта 2026 года все акты законодательства и имеющие правовую силу указания, связанные с предоставлением льготы в виде освобождения от компенсационных выплат по причинению ущерба природе, являются утратившими силу, а также предоставление льготы по данному вопросу осуществляется только посредством закона;
(б) выдача документов по исключению соблюдения требований законодательства в сфере экологии и охраны окружающей среды или разрешительного характера без их соблюдения, в том числе выдача заключения государственной экологической экспертизы, принятие постановлений, распоряжений, протоколов и письменных поручений Правительства, межведомственных документов, актов органов исполнительной власти на местах, предусматривающих вырубку и пересадку деревьев и кустов, строго запрещаются;
(в) работникам Экополиции предоставляется право применять физическую силу, специальные средства (устройства электрошока) и служебное оружие (с резиновыми пулями, сетчатое), а также на их спецформу устанавливаются боди-камеры;
(г) до внесения соответствующих изменений в законодательство на порядок применения работниками Экополиции физической силы, специальных средств и служебного оружия распространяются основания и условия, определенные в Законе Республики Узбекистан «Об органах внутренних дел».
9. Установить, что с 1 апреля 2026 года будет создана возможность внесения инициативы по наложению общественностью запрета на изъятие или выделение на другие цели земельных площадей населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), на которых произрастают деревья, не входящие в лесной фонд. При этом:
(а) гражданин обращается посредством центров государственных услуг или Единого портала интерактивных государственных услуг;
(б) в случае согласия на наложение запрета не менее 10 процентов населения махалли, на которой расположена земельная площадь, покрытая деревьями, Комитетом по экологии налагается запрет на изъятие и выделение на другие цели данной площади;
(в) Агентство по кадастру изучает, что соответствующая земельная площадь не является частной собственностью или не входит в другую категорию земель, при положительных случаях проводит регистрацию запрета, наложенного Комитетом по экологии на данную площадь.
III. Совершенствование управления охраняемых природных территорий
10. Установить порядок, в соответствии с которым:
(а) охраняемые природные территории, имеющиеся в системе Комитета по экологии, являются охраняемыми природными территориями общегосударственного значения (далее – природные территории) и по отношению к ним внедряется следующий порядок:
(i) управление и подчинение природных территорий осуществляются непосредственно Комитетом по экологии;
(ii) создание новых природных территорий и расширение площадей имеющихся природных территорий осуществляется подзаконными актами;
(iii) ликвидация деятельности природных территорий или сокращение их площади осуществляются решениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
(б) органами исполнительной власти на местах могут создаваться природные парки местного значения, заказники, курортные природные зоны и ботанические сады и по отношению к ним применяется следующий порядок:
(i) управление и подчинение осуществляются хокимиятами районов (городов);
(ii) ликвидация их деятельности или сокращение их площади осуществляются решениями Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента.
11. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей до 1 ноября 2026 года создать по два природных парка местного значения.
IV. Финансовая стабильность в сфере экологии
12. В целях финансирования общенациональных проектов в сфере экологии, исследований, проводимых в целях устранения экологических проблем, и программ реализуемых проектов создать при Комитете по экологии Государственный целевой фонд по устранению общенациональных экологических проблем (далее – Специальный фонд) и определить источниками формирования его доходов:
(а) в 2025 году – 900 миллиардов сумов, выделяемых из республиканского бюджета;
(б) в 2026 году – 548 миллиардов сумов, целенаправленно выделяемых на мероприятия согласно приложению № 8, из республиканского бюджета Республики Узбекистан;
(в) начиная с 1 января 2026 года:
(i) 20 процентов средств, выручаемых в результате торговли углеродными единицами, которыми распоряжается Республика Узбекистан;
(ii) компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, штрафы и финансовые санкции, взыскиваемые в административном и судебном порядке с физических и юридических лиц, виновных в нарушении законодательства об охране природы, и отчисления от денежных средств, размеры которых определены в приложении № 9;
(iii) 10 процентов утилизационного сбора, уплачиваемого физическими и юридическими лицами, которые оформляют транспортные средства в таможенном режиме «выпуск для свободного обращения (импорт)»;
(г) начиная с 1 января 2027 года:
(i) 100 процентов утилизационных сборов за пневматические резиновые шины и покрышки, а также вновь вводимые в последующем утилизационные сборы;
(ii) 90 процентов утилизационного сбора, уплачиваемого физическими и юридическими лицами, оформившими транспортные средства в таможенном режиме «выпуск для свободного обращения (импорт)».
13. Определить, что доходы по утилизационным сборам, предусмотренные в пункте 12 настоящего постановления, перечисляются в Специальный фонд с полным отражением их в составе доходов Государственного бюджета.
14. Создать Совет управления Государственного целевого фонда по устранению общенациональных экологических проблем (далее – Совет фонда) в составе согласно приложению № 10. При этом:
(а) программа реализуемых проектов для последующих лет предварительно рассматривается на Совете фонда ежегодно в ноябре с конкретным указанием финансовых средств за счет Специального фонда и вносится в Администрацию Президента Республики Узбекистан;
(б) Совет фонда обеспечивает использование средств, поступивших в Специальный фонд, на основе принципов открытости и подотчетности общественности;
(в) порядок формирования доходов Специального фонда и пользования его средствами определяется руководителем Администрации Президента Республики Узбекистан.
15. Министерству экономики и финансов до конца 2025 года выделить Специальному фонду 900 миллиардов сумов за счет средств, предусмотренных в расходах для социально-экономического развития регионов на основании поручения Президента Республики Узбекистан и для процентных платежей по обслуживанию государственного долга в республиканском бюджете Республики Узбекистан на 2025 год.
16. Министерству экономики и финансов совместно с Налоговым комитетом в месячный срок внести проект закона об освобождении от налога на прибыль средств юридических лиц в форме добровольного пожертвования, выделяемых в Зеленый благотворительный фонд при Комитете по экологии, а также расходы, направляемые на создание зеленых садов и мероприятия по уходу за ними.
17. Налоговому комитету совместно с Комитетом по экологии создать для физических лиц возможность направлять часть суммы по покупкам и средств по расходам на осуществление внутреннего туризма по регионам республики, возвращаемых из республиканского бюджета, на посадку саженцев деревьев в добровольном порядке через мобильное приложение «Soliq».
V. Организация, обеспечение и контроль исполнения постановления
18. Комитету по экологии совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Мирзиёеву С.Ш.
Президент Республики Узбекистан
Ш. Мирзиёев
Рекомендуем
Популярное
- Искусство объединяет!
- Uzbekistan Airways увеличила заказ на Boeing 787 Dreamliner
- О создании Американо-узбекского делового и инвестиционного совета
- Из-за непогоды опять перенесен запуск двух спутников NASA к Марсу
- Определен порядок оказания медицинской помощи за счет средств госбюджета
- Халед аль-Анани возглавил ЮНЕСКО
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment