О мерах по организации деятельности Национального комитета Республики Узбекистан по экологии и изменению климата

13:29 19 Ноябрь 2025 Политика
79 0

Фото: Пресс-служба Президента Республики Узбекистан

Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2025 года № УП–217«О мерах по созданию системы управления по оперативному реагированию на требования населения в сферах экологии и туризма» постановляю:

I. Налаживание деятельности Национального комитета по экологии и изменению климата

1. Утвердить:

(а) Организационную структуру Национального комитета Республики Узбекистан по экологии и изменению климата (далее – Комитет по экологии) согласно приложению № 1;

(б) Положение о Национальном комитете Республики Узбекистан по экологии и изменению климата согласно приложению № 2;

(в) Положение о Государственной инспекции экологического контроля (Экополиции) Национального комитета Республики Узбекистан по экологии и изменению климата согласно приложению № 3;

(г) Положение о порядке присвоения специальных званий работникам со статусом государственного инспектора в системе Национального комитета Республики Узбекистан по экологии и изменению климата согласно приложению № 4;

(д) Программу по обеспечению работников Экополиции специальной техникой и транспортными средствами в 2025–2027 годах согласно приложению № 5;

(ж) Программу мер по дальнейшему усилению реформ в сфере экологии, охраны окружающей среды согласно приложению № 6.

2. Создать на базе государственного учреждения «Центр специализированного аналитического контроля в области охраны окружающей среды» Комитета по экологии государственное учреждение «Национальный центр экологического мониторинга».

3. Определить, что:

(а) Комитет по экологии в своей деятельности подотчетен непосредственно Президенту Республики Узбекистан;

(б) Комитет по экологии осуществляет свою деятельность независимо от всех государственных органов и организаций, их должностных лиц, вмешательство этих должностных лиц в его деятельность запрещается;

(в) полномочия Кабинета Министров в сфере экологии и охраны окружающей среды, определенные подзаконными актами, до внесения в них соответствующих изменений осуществляются непосредственно Комитетом по экологии;

(г) Комитет по экологии является правопреемником по правам и обязательствам Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата;

(д) руководство текущей деятельностью Комитета по экологии осуществляется советником Президента Республики Узбекистан по вопросам экологии – председателем Национального комитета по экологии и изменению климата;

(ж) председатель Комитета по экологии имеет 4 заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан, по статусу, условиям оплаты труда, медицинского обслуживания и транспортного обеспечения приравниваются к заместителям советника Президента Республики Узбекистан соответственно;

(з) за должностными лицами Комитета по экологии сохраняются надбавки и доплаты за выслугу лет, воинские и специальные звания (классные чины, квалификационные категории, дипломатические ранги и другие), присвоенные по прежнему месту работы;

(и) период работы в Комитете по экологии включается в стаж работы, необходимый для получения воинских и специальных званий;

(к) расходы, связанные с приобретением форменной одежды работников, осуществляющих государственный экологический контроль, и знаков различия для них, производятся за счет внебюджетных средств Комитета по экологии;

(л) обеспечение работников Экополиции специальной техникой и транспортными средствами осуществляется за счет внебюджетных средств Комитета по экологии;

(м) нижеследующие руководители Агентства по лесоразведению и увеличению зеленых зон, борьбе с опустыниванием, Агентства гидрометеорологической службы и Агентства по управлению отходами и развитию циркулярной экономики:

(i) директоры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан;

(ii) заместители директоров назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Администрации Президента Республики Узбекистан;

(н) руководители Комитета по экологии и изменению климата Республики Каракалпакстан, главных управлений областей и города Ташкента (далее – региональные подразделения) назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Комитета по экологии по согласованию с Администрацией Президента Республики Узбекистан;

(о) региональные подразделения и отделы районов (городов) не входят в структуру органов исполнительной власти на местах, осуществляют свою деятельность самостоятельно и подотчетны Комитету по экологии;

(п) государственные органы и организации в обязательном порядке предварительно согласовывают с Комитетом по экологии вопросы назначения на должность и освобождения от должности работников отделов экологической дипломатии;

(р) Комитету по экологии предоставляется полномочие утверждать структуры (типовые структуры) охраняемых природных зон и государственных лесных хозяйств.

II. Цифровизация сферы и переход на экологическое производство

4. Комитету по экологии совместно с Министерством цифровых технологий в срок до 1 сентября 2026 года наладить деятельность Единой экологической онлайн-платформы за счет средств Экологического фонда.

5. Утвердить Основные требования к Единой экологической онлайн-платформе согласно приложению № 7.

6. Промышленным предприятиям I и II категории по воздействию на окружающую среду (далее – предприятия I и II категории) до 1 марта 2026 года принять меры по установке на своей территории станций фонового мониторинга и их интеграции с Национальным центром экологического мониторинга Комитета по экологии.

7. Внедрить порядок применения к предприятиям I и II категории, не установившим в определенный срок начиная с 1 марта 2026 года станции фонового мониторинга и не интегрировавшим их с Национальным центром экологического мониторинга Комитета по экологии, компенсационных платежей с увеличением их в 5 раз.

8. Определить, что:

(а) начиная с 1 марта 2026 года все акты законодательства и имеющие правовую силу указания, связанные с предоставлением льготы в виде освобождения от компенсационных выплат по причинению ущерба природе, являются утратившими силу, а также предоставление льготы по данному вопросу осуществляется только посредством закона;

(б) выдача документов по исключению соблюдения требований законодательства в сфере экологии и охраны окружающей среды или разрешительного характера без их соблюдения, в том числе выдача заключения государственной экологической экспертизы, принятие постановлений, распоряжений, протоколов и письменных поручений Правительства, межведомственных документов, актов органов исполнительной власти на местах, предусматривающих вырубку и пересадку деревьев и кустов, строго запрещаются;

(в) работникам Экополиции предоставляется право применять физическую силу, специальные средства (устройства электрошока) и служебное оружие (с резиновыми пулями, сетчатое), а также на их спецформу устанавливаются боди-камеры;

(г) до внесения соответствующих изменений в законодательство на порядок применения работниками Экополиции физической силы, специальных средств и служебного оружия распространяются основания и условия, определенные в Законе Республики Узбекистан «Об органах внутренних дел».

9. Установить, что с 1 апреля 2026 года будет создана возможность внесения инициативы по наложению общественностью запрета на изъятие или выделение на другие цели земельных площадей населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), на которых произрастают деревья, не входящие в лесной фонд. При этом:

(а) гражданин обращается посредством центров государственных услуг или Единого портала интерактивных государственных услуг;

(б) в случае согласия на наложение запрета не менее 10 процентов населения махалли, на которой расположена земельная площадь, покрытая деревьями, Комитетом по экологии налагается запрет на изъятие и выделение на другие цели данной площади;

(в) Агентство по кадастру изучает, что соответствующая земельная площадь не является частной собственностью или не входит в другую категорию земель, при положительных случаях проводит регистрацию запрета, наложенного Комитетом по экологии на данную площадь.

III. Совершенствование управления охраняемых природных территорий

10. Установить порядок, в соответствии с которым:

(а) охраняемые природные территории, имеющиеся в системе Комитета по экологии, являются охраняемыми природными территориями общегосударственного значения (далее – природные территории) и по отношению к ним внедряется следующий порядок: 

(i) управление и подчинение природных территорий осуществляются непосредственно Комитетом по экологии;

(ii) создание новых природных территорий и расширение площадей имеющихся природных территорий осуществляется подзаконными актами;

(iii) ликвидация деятельности природных территорий или сокращение их площади осуществляются решениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

(б) органами исполнительной власти на местах могут создаваться природные парки местного значения, заказники, курортные природные зоны и ботанические сады и по отношению к ним применяется следующий порядок:

(i) управление и подчинение осуществляются хокимиятами районов (городов);

(ii) ликвидация их деятельности или сокращение их площади осуществляются решениями Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента.

11. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей до 1 ноября 2026 года создать по два природных парка местного значения.

IV. Финансовая стабильность в сфере экологии 

12. В целях финансирования общенациональных проектов в сфере экологии, исследований, проводимых в целях устранения экологических проблем, и программ реализуемых проектов создать при Комитете по экологии Государственный целевой фонд по устранению общенациональных экологических проблем (далее – Специальный фонд) и определить источниками формирования его доходов:

(а) в 2025 году – 900 миллиардов сумов, выделяемых из республиканского бюджета;

(б) в 2026 году – 548 миллиардов сумов, целенаправленно выделяемых на мероприятия согласно приложению № 8, из республиканского бюджета Республики Узбекистан;

(в) начиная с 1 января 2026 года:

(i) 20 процентов средств, выручаемых в результате торговли углеродными единицами, которыми распоряжается Республика Узбекистан;

(ii) компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, штрафы и финансовые санкции, взыскиваемые в административном и судебном порядке с физических и юридических лиц, виновных в нарушении законодательства об охране природы, и отчисления от денежных средств, размеры которых определены в приложении № 9;

(iii) 10 процентов утилизационного сбора, уплачиваемого физическими и юридическими лицами, которые оформляют транспортные средства в таможенном режиме «выпуск для свободного обращения (импорт)»;

(г) начиная с 1 января 2027 года:

(i) 100 процентов утилизационных сборов за пневматические резиновые шины и покрышки, а также вновь вводимые в последующем утилизационные сборы;

(ii) 90 процентов утилизационного сбора, уплачиваемого физическими и юридическими лицами, оформившими транспортные средства в таможенном режиме «выпуск для свободного обращения (импорт)».

13. Определить, что доходы по утилизационным сборам, предусмотренные в пункте 12 настоящего постановления, перечисляются в Специальный фонд с полным отражением их в составе доходов Государственного бюджета.

14. Создать Совет управления Государственного целевого фонда по устранению общенациональных экологических проблем (далее – Совет фонда) в составе согласно приложению № 10. При этом:

(а) программа реализуемых проектов для последующих лет предварительно рассматривается на Совете фонда ежегодно в ноябре с конкретным указанием финансовых средств за счет Специального фонда и вносится в Администрацию Президента Республики Узбекистан;

(б) Совет фонда обеспечивает использование средств, поступивших в Специальный фонд, на основе принципов открытости и подотчетности общественности;

(в) порядок формирования доходов Специального фонда и пользования его средствами определяется руководителем Администрации Президента Республики Узбекистан.

15. Министерству экономики и финансов до конца 2025 года выделить Специальному фонду 900 миллиардов сумов за счет средств, предусмотренных в расходах для социально-экономического развития регионов на основании поручения Президента Республики Узбекистан и для процентных платежей по обслуживанию государственного долга в республиканском бюджете Республики Узбекистан на 2025 год.

16. Министерству экономики и финансов совместно с Налоговым комитетом в месячный срок внести проект закона об освобождении от налога на прибыль средств юридических лиц в форме добровольного пожертвования, выделяемых в Зеленый благотворительный фонд при Комитете по экологии, а также расходы, направляемые на создание зеленых садов и мероприятия по уходу за ними.

17. Налоговому комитету совместно с Комитетом по экологии создать для физических лиц возможность направлять часть суммы по покупкам и средств по расходам на осуществление внутреннего туризма по регионам республики, возвращаемых из республиканского бюджета, на посадку саженцев деревьев в добровольном порядке через мобильное приложение «Soliq».

V. Организация, обеспечение и контроль исполнения постановления

18. Комитету по экологии совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Мирзиёеву С.Ш.

 

Президент Республики Узбекистан

Ш. Мирзиёев

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.