Насыщенная повестка заседания

12:24 10 Сентябрь 2025 Политика
60 0

Фото: Законодательная палата

Состоялось пленарное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Рассмотрены проекты законов, касающихся процедур во взаимоотношениях граждан и субъектов предпринимательства с государственными органами, градостроительной реновации, укрепления роли местных Кенгашей, дальнейшего развития рынка страховых услуг, создания безопасной среды и раннего предупреждения правонарушений. Депутаты обсудили отчет об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за первое полугодие, другие вопросы.

Правовая стабильность административных процедур

Депутаты во втором чтении рассмотрели проект закона «Об административных процедурах».

Проектом предусматривается установление четких процедур во взаимоотношениях граждан и субъектов предпринимательства с государственными органами, защита их прав и законных интересов от незаконных действий сотрудников госорганов.

Отражены нормы, направленные на создание единого прозрачного механизма административных процедур, введены положения, касающиеся предотвращения коррупционных проявлений в этих процессах.

Документ подробно обсужден с участием представителей соответствующих министерств и ведомств, экспертов и правоведов. Исходя из предложений фракций политических партий и депутатов внесены необходимые изменения и дополнения.

Законопроект принят депутатами в третьем чтении и направлен в Сенат.

Реновация по принципу добровольности

Рассмотрен проект закона «О градостроительной реновации».

Документом определяются цели градостроительной реновации, ее обязательные условия, принципы, этапы реновации, порядок разработки и реализации соответствующих проектов, основы государственного управления в сфере.

Предусматривается обязательное заключение нотариально заверенного соглашения со всеми правообладателями для начала реализации проекта градостроительной реновации. Процесс будет основан на принципе добровольности.

Гарантируется неприкосновенность частной собственности и ее защита государством, создание условий для обеспечения сохранности частной собственности, недопустимость нарушений прав правообладателей госорганами, их должностными лицами и служащими. Определено, что при осуществлении градостроительной реновации никто не может быть лишен жилья без решения суда и в порядке, противоречащем законодательству.

В рамках градостроительной реновации все противоречия и неясности, возникающие во взаимоотношениях правообладателя с государственными органами по осуществлению права частной собственности и права землевладельца на землю, трактуются в пользу правообладателя.

Проект реновации одновременно с внесением в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента подлежит общественному обсуждению органами государственной власти на местах с использованием электронной платформы «Градостроительная реновация», официальных веб-сайтов средств массовой информации и других механизмов определения общественного мнения.

Законопроект принят депутатами и направлен в Сенат.

Роль местных Кенгашей

Во втором чтении рассмотрен проект закона, направленный на усиление роли местных Кенгашей в государственном и общественном управлении.

Предусматривается передача местным Кенгашам 61 полномочия хокимиятов, связанного с обеспечением исполнения принятых законодательных актов и программ.

В связи с разделением должностей председателя местного Кенгаша и хокима пересматриваются действующие 9 кодексов и 69 законов. Предусмотренные в них задачи и функции органов государственной власти на местах перераспределяются между представительной и исполнительной властью на основе принципа «Сильный Кенгаш, подотчетный и инициативный хоким».

В ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении депутаты внесли ряд предложений по совершенствованию отдельных норм. При подготовке проекта ко второму чтению ответственным комитетом они были проанализированы и отражены в тексте документа.

Законопроект принят депутатами во втором и третьем чтениях и направлен в Сенат.

Полис станет электронным

Депутаты рассмотрели проект закона о дальнейшем развитии рынка страховых услуг.

Предусматривается применение уведомительных процедур в деятельности профессиональных участников страхового рынка. Отражены нормы, связанные с разработкой нового механизма регулирования деятельности страховых агентов, добровольным отзывом лицензии страховщика, регулированием споров, возникающих в страховых отношениях.

Текст документа доработан на основе предложений депутатов, в частности урегулированы вопросы обязательного страхования при эксплуатации транспортных средств и выплаты страхового возмещения со страховщика виновной стороны в случае дорожно-транспортного происшествия по соглашению сторон.

Вводится оформление электронного страхового полиса, в связи с чем отменяются отдельные требования в виде свидетельств, сертификатов и квитанций.

После долгой полемики законопроект принят во втором чтении.

Регулятор атомной энергии

Рассмотрен законопроект, направленный на совершенствование системы государственного управления и контроля в сфере использования атомной энергии.

Проектом предусматривается совершенствование системы госуправления и контроля в области использования атомной энергии и приведение ее в соответствие с международными стандартами. Агентство по атомной энергии при Кабинете Министров определяется в качестве уполномоченного органа, реализующего государственную политику в сфере.

Наименования государственных органов, министерств и ведомств, а также правовые термины приводятся в соответствие с действующим законодательством. Исходя из юридико-технических правил вносятся соответствующие изменения для уточнения норм и обеспечения их гармонизации.

Проект закона принят во втором чтении.

Допускается принудительное лечение

На заседании рассмотрен проект закона о создании безопасной среды и раннем предупреждении правонарушений, разработанный группой депутатов на основе права законодательной инициативы.

В постановлении Президента от 3 января этого года, а также на заседании Национального совета по противодействию коррупции 5 марта с участием главы государства была поставлена задача по реализации адресных мер, направленных на создание безопасной среды в махаллях и раннее предупреждение правонарушений.

В ходе изучений на местах были выявлены проблемы, связанные с совершенствованием законодательства в данной сфере. Группа депутатов выработала предложения по внесению ряда изменений по совершенствованию законодательных актов. Возросло количество случаев незаконного ношения холодного оружия в общественных местах, что создает угрозу общественной безопасности.

Проект предусматривает ужесточение мер ответственности в отношении лиц, повторно совершающих подобные правонарушения. Закрепляется норма, запрещающая предоставление права на приобретение оружия лицам, совершившим преступления, связанные с семейным насилием и притеснением.

Изменение претерпел порядок лечения лиц, страдающих наркологическими заболеваниями. Допускается возможность направления на лечение по решению суда тех, кто ранее был привлечен к административной ответственности.

Законопроект принят депутатами в первом чтении.

В порядке соцзащиты

В первом чтении концептуально рассмотрен проект закона, направленный на поддержку населения, нуждающегося в социальной защите.

Документом предусматривается предоставление права бесплатного пользования городским пассажирским транспортом лицам с инвалидностью
I группы, одному сопровождающему, а также гражданам, приравненным к инвалидам Второй мировой войны.

Определяется, что государственные органы и их должностные лица вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность физических и юридических лиц, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов автомобильным транспортом, привлекать работников этих организаций на другие работы только в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и введения соответствующего режима.

Депутаты подняли ряд вопросов по нормам проекта и внесли предложения. Проект закона принят во втором чтении.

Налогообложению
не подлежат

Рассмотрен законопроект, призванный поддержать деятельность субъектов предпринимательства, оказывающих социальные услуги и помощь детям с инвалидностью.

Проектом предусматривается до
1 января 2030 года освободить субъекты предпринимательства, оказывающие на основе государственно-частного партнерства дневные услуги по уходу за детьми с инвалидностью, от уплаты всех видов налогов (за исключением социального налога).

Устанавливается, что ежемесячные платежи родителей (или лиц, их заменяющих) за услуги для детей с инвалидностью в размере до 3 миллионов сумов будут отнесены к категории доходов, не подлежащих налогообложению.

После бурных обсуждений законопроект принят во втором чтении.

Съемка только с согласия

На пленарном заседании рассмотрен проект закона об усилении защиты права граждан на их изображение.

В условиях развития информационно-коммуникационной сферы в некоторых случаях право на личную неприкосновенность в использовании изображения личности оказывается ограниченным из-за отсутствия действенных механизмов его реализации.

Документ обязывает получение согласия на съемку и использование изображения личности, а также определяет перечень случаев, когда допускается съемка и использование изображения без разрешения.

Указаны требования по обеспечению личной неприкосновенности при осуществлении видеонаблюдения, правовые последствия при использовании изображения без разрешения, уточнены положения, связанные с использованием изображения в трудовых отношениях.

Депутаты подняли вопросы по нормам документа, высказали предложения и замечания. Законопроект принят в первом чтении.

Без справки и волокиты

В первом чтении концептуально рассмотрен проект закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Республики Узбекистан», разработанный группой депутатов на основе права законодательной инициативы.

Анализ обращений организаций, направленных в Законодательную палату, а также встреч депутатов на местах показал, что на практике возникают спорные ситуации в применении норм статей 186 и 398 Трудового кодекса.

Требование предоставления неполного рабочего времени на основе медицинского заключения должно применяться только к лицу, осуществляющему уход за больным членом семьи. Однако на практике указанная норма распространяется на все категории лиц.

На предприятиях и в организациях наблюдаются случаи, когда при установлении неполного рабочего времени для беременной женщины или одного из родителей ребенка до 14 лет (или ребенка с инвалидностью в возрасте до 16 лет) требуют медицинское заключение, что приводит к излишней волоките.

Законопроектом в статью 398 Трудового кодекса вносятся изменения, предусматривающие, что требование предоставления медицинского заключения для установления неполного рабочего времени будет применяться только к лицам, осуществляющим уход за больным членом семьи.

Депутаты подняли ряд вопросов, после бурных обсуждений законопроект принят во втором чтении.

Право на забастовку

Депутаты рассмотрели законодательное предложение Сената о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением гарантий трудовых прав граждан.

В 2024 году Уполномоченный по правам человека впервые воспользовался институтом внесения законодательных предложений на основе норм Конституции в новой редакции. Аналогичное право во второй раз было реализовано Сенатом Олий Мажлиса.

Цель проекта закона — приведение национального законодательства в соответствие с требованиями конвенций Международной организации труда № 87 о свободе объединений и защите права на объединение и № 98 о праве на объединение и на ведение коллективных переговоров.

Документом предусматривается законодательное регулирование права на забастовку. Устранив пробел в национальном законодательстве, документ будет способствовать полному обеспечению трудовых прав граждан в соответствии с международными стандартами.

Законопроект состоит из 9 статей, которые вносят изменения и дополнения в 2 закона и 4 кодекса. В Трудовом кодексе закрепляются четкое определение и понятие забастовки, процедуры ее проведения, а также гарантии, предоставляемые работникам в период забастовки.

Разъясняется порядок отсрочки начала забастовки, ее приостановления, возобновления и прекращения, а также определяются ограничения, связанные с проведением забастовок.

Проект постановления по законодательному предложению принят депутатами.

Требуются разъяснения

Министру водного хозяйства направлен парламентский запрос о ходе работ по эффективному использованию водных ресурсов, внедрению водосберегающих методов и технологий орошения, а также бетонированию магист­ральных и внутренних каналов.

Рост численности населения и развитие отраслей экономики увеличивают спрос на воду. Это требует принятия дополнительных мер по ее экономии. В ходе встреч депутатов в избирательных округах и контрольно-аналитических мероприятий в регионах выявлены вопросы, требующие решения.

Стоимость внедряемых водосберегающих технологий остается высокой, показатели качества при их локализации не соответствуют требованиям. Отмечены случаи, когда технологии капельного, дождевального орошения и с использованием гибких труб выходили из строя после короткого периода эксплуатации.

Для снижения водопотребления возникает необходимость в обеспечении своевременного освоения средств, выделяемых на бетонирование магист­ральных и внутренних каналов. Необходимо создать систему стимулирования фермерских хозяйств к бетонированию оросительных сетей.

Министру водного хозяйства по парламентскому запросу необходимо представить обоснованные разъяснения по поднятым проблемам.

Обязательства выполнены

На пленарном заседании рассмотрен отчет об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов за первое полугодие.

В нем приняли участие ответственные сотрудники Кабинета Министров, руководители Министерства экономики и финансов, других министерств и ведомств. Отчет представил заместитель Премьер-министра — министр экономики и финансов Джамшид Кучкаров.

Исполнение Госбюджета и бюджетов государственных целевых фондов в предварительном порядке рассмотрено фракциями и комитетами до проведения пленарного заседания. В ходе обсуждений поднято более 60 вопросов, на которые даны подробные ответы.

За счет принимаемых в регионах мер по обеспечению занятости населения и развития предпринимательства объем валового внутреннего продукта увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,2 процента, производство промышленной продукции — на 6,6 процента, рыночных услуг — на 13,3 процента, строительных работ — на 10,7 процента, сельхозпроизводства — на 4 процента. Объем освоенных инвестиций в основной капитал составил 273,4 триллиона сумов, что на 5,5 процента выше показателя прошлого года. Реальные доходы населения выросли на 9,5 процента.

Внешнеторговый оборот достиг 37 миллиардов долларов, что на 16,1 процента выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

За отчетный период доходы Государственного бюджета исполнены на 103,4 процента, расходы составили 96,8 процента от плановых показателей.

В первом полугодии доходы Госбюджета составили 144,2 триллиона сумов, что на 19,2 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Установленные плановые показатели по всем видам налогов выполнены практически полностью.

В первом полугодии на социальные расходы направлено 86,2 триллиона сумов, что на 12,1 триллиона сумов больше по сравнению с тем же периодом 2024 года. В процентом отношении это 49,8 от всех расходов бюджета.

Государство в полной мере выполнило социальные обязательства перед гражданами. Заработная плата, пенсии и стипендии финансировались свое­временно и в полном объеме.

Для  поддержки предпринимателей на покрытие отрицательной разницы по налогу на добавленную стоимость налогоплательщикам возвращено 12,1 триллиона сумов. Депутаты положительно оценили реализацию в рамках программы «От бедности к благополучию» 247 проектов на 326 миллиардов сумов в 205 махаллях, отнесенных к категории тяжелых.

Наряду с достигнутыми результатами депутаты критически высказались о допущенных недостатках и ошибках.

Члены фракции Движения предпринимателей и деловых людей — Либерально-демократической партии Узбекистана обратили внимание на незадействованные возможности. Для сокращения доли теневой экономики необходимо продолжить работу по упрощению налоговой системы, ускорению процессов цифровизации и переводу государственных услуг в электронный формат. Через формирование цепочки с высокой добавленной стоимостью в отраслях экономики продолжить структурные изменения.

Члены фракции Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» выразили возражения по во­просам, связанным с эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых в достаточном объеме. В сфере здравоохранения следует повысить ответственность профильных ведомств и министерств за своевременное освоение выделенных средств на лечение онкологических и эндокринологических заболеваний.

Представители оппозиционной фракции — Народно-демократической партии Узбекистана подчеркнули, что, хотя для обеспечения социально-экономической стабильности из Госбюджета направляются необходимые средства, из-за бездействия отдельных министерств и организаций они не всегда осваиваются своевременно. Правительство должно принять необходимые меры в отношении ответственных ведомств, разработать четкие планы контроля за завершением проектов до конца года.

Фракция Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат» отметила, что в регионах остаются актуальными проблемы системы здравоохранения, развития инфраструктуры и нехватки кадров в сельской местности. Предложено широко внедрять цифровые технологии в медучреждениях, укреплять финансовые возможности местных бюджетов, развивать социальную сферу на основе государственно-частного партнерства.

Члены фракции Экологической партии Узбекистана подчеркнули, что обеспечение экологической устойчивости и переход к модели зеленого развития наиболее правильный путь.
Высказаны предложения и рекомендации о необходимости полного финансирования предусмотренных расходов, повышении эффективности использования выделяемых средств, усиления парламентского контроля в этом направлении.

Отмечена необходимость повысить исполнительскую дисциплину долж­ностных лиц органов государственной власти на местах, усилить парламентский контроль за своевременным и качественным исполнением Госбюджета и бюджетов государственных целевых фондов.

Депутаты приняли решение по отчету об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за первое полугодие 2025 года.

 

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.