На цифровой волне: без наличных и очередей 

13:08 17 Июль 2025 Общество
219 0

Как Узбекистан избавляется от традиционной оплаты в общественном транспорте и с какими вызовами сталкиваются пассажиры. 

По данным АО «Тошшахартрансхизмат» в июне жители страны совершили почти 50 миллионов поездок в общественном транспорте, что на 37 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Более половины этих поездок — свыше 27 миллионов, оплачены банковскими картами, что означает рост на рекордные 176 процентов по сравнению с июнем прошлого года. Еще около 15 миллионов оплат произведено с использованием транспортных карт.

Цифровизация охватила не только Ташкент, но и регионы, где количество поездок увеличилось на 92,9 процента. Это говорит о формировании новой культуры пользования общественным транспортом, в которой удобство и скорость заменяют привычную наличную оплату.

На этом фоне Ташкентский метрополитен объявил о поэтапном закрытии касс на 13 станциях. Причина заключается в резком сокращении доли пассажиров, покупающих одноразовые билеты за наличные, с 45 — 50 процентов в предыдущие годы до всего 6 — 7 процентов сегодня. Кассы закрыты на станциях «Мирзо Улугбек», «Дружба народов», «Пахтакор», «Хамид Алимджан», «Пушкин», «Дустлик», «Ташкент», «Ойбек», «Тинчлик», «Шахристан», «Бадамзар», «Минор» и «Абдулла Кадыри». Их заменяют автоматизированные турникеты, где можно оплатить проезд банковской картой, картой ATTO, через мобильное приложение или даже по отпечатку ладони. Кроме того, тестируются терминалы, принимающие наличные средства, но уже без участия кассира.

— Мы наблюдаем устойчивый переход горожан к безналичным формам оплаты. Более 90 процентов пассажиров предпочитают современные технологии, которые экономят средства и время. Разовая поездка по QR-билету обходится в 3 000 сумов, а при безналичной оплате всего в 1700, — отмечает начальник пресс-службы ГУП Туйчи Мирзаев.  

Для многих пассажиров перемены стали символом прогресса. 

— Теперь не нужно искать мелочь или стоять в очереди у кассы. Достаточно приложить карту или телефон. Особенно практично и доступно в час пик, — поделилась жительница Ташкента Мухаббат Усманова. 

Однако не все воспринимают нововведения с энтузиазмом. Пожилые люди и те, кто не пользуется смартфонами, выражают обеспокоенность. 
— Я привык платить наличными, карточек у меня нет. Не знаю, как теперь быть, — рассказал пенсионер из Юнусабадского района Данияр Атамуротов. 

Закрытие касс доставляет наибольшие неудобства уязвимым группам — пожилым пассажирам и тем, кто редко пользуется метро, не имеет смартфона или не считает нужным оформлять карты ради редких поездок. Для таких пассажиров покупка билета через автомат может превратиться в испытание, особенно если автомат «завис» или техника работает нестабильно, а рядом нет консультанта.

При модернизации транспорта нужно учитывать интересы всех категорий граждан. Внедрение технологий должно сопровождаться вниманием к людям. Любое новшество эффективно, когда им могут пользоваться все, независимо от возраста и уровня цифровых навыков. Пожилым людям и тем, кто неуверенно чувствует себя перед техникой, часто нужна поддержка. 

Администрация метро подчеркивает, что переход будет постепенным. На станциях работают консультанты, которые помогают освоить новые способы оплаты. 

Опыт Ташкента не уникален, крупнейшие города мира уже давно перешли на безналичную оплату транспорта. Лондон, Сеул, Сингапур и Токио успешно внедрили цифровую оплату в метро, снизив расходы на содержание касс и ускорив посадку пассажиров. 

Переход на цифровую оплату удобен и важен с точки зрения прозрачности. Каждый платеж фиксируется в системе, что снижает коррупционные риски и облегчает управление транспортной инфраструктурой. Это особенно актуально в условиях цифровой трансформации экономики Узбекистана.

Массовое внедрение безналичной оплаты облегчает сбор статистики, поскольку становится известно, сколько человек пользуются теми или иными маршрутами, какие станции наиболее загружены и в какое время суток возникает час пик. Эти данные позволяют эффективно планировать развитие транспортной сети. 

Ташкентское метро движется к современным стандартам. Отказ от касс — часть технологического обновления. Однако переход к новым формам оплаты должен быть понятным, постепенным и удобным для всех без исключения. 

Екатерина ЛУКИНА,
«Народное слово». 

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.