На полотнах — Сахибкиран и его эпоха

09:32 09 Апрель 2022 Культура
5005 0

Говоря об исторических картинах и портретах, нельзя не упомянуть о богатой коллекции Государственного музея истории Темуридов.

Его коллекция включает архитектурные орнаменты, предметы прикладного искусства, костюмы, оружие, нумизматический материал и миниатюры Темуридского периода, а также картины на исторические темы, созданные современными узбекскими художниками. Музейная коллекция полотен — крупнейшее собрание исторических произведений в Узбекистане.

Особую их категорию представляют работы в батальном жанре. На картине Алишера Аликулова 1996 года «Битва Амира Темура с Тохтамышем» изображено крупное сражение между войсками Темура и Тохтамышхана 18 июня 1391 года на реке Кондурча. Историки предполагают, что, несмотря на то, что войско Тохтамыша было намного больше, чем у Амира Темура, Золотая Орда потерпела поражение в однодневной битве с Сахибкираном. Многофигурная композиция художника раскрывает кульминацию сражения. Несмотря на большое количество фигур, видна кропотливая работа Аликулова над каждым изображением. Наряду с нацио­нальными костюмами двух сторон отчетливо проявляется этническая принадлежность сражающихся. Художник старается избегать стилизации образов героев. Поэтому фигуры воинов анатомически четкие, а то, что все они плотно «упакованы» в композицию, добавляет общему виду картины величественности.

В отличие от произведения Аликулова картина А. Джалолова «Грязевая битва» (1996 г.) раскрывает предбатальную сцену, и, несмотря на реалистичность изображения панорамного пейзажа, образы напоминают восточные миниатюры, каждая имеет плоский вид. В этой композиции отражено сражение Амира Темура 22 июня 1365 года с монгольским ханом Ильясом-Хаджи на берегах Сырдарьи. Это событие известно в истории как Грязевая битва, поскольку проливные дожди превратили поле битвы в месиво.

Реалистично изобразил Сахибкирана Б. Айтмуродов в картине «Амир Темур перед битвой». Колорит произведения, темные тучи на небе усиливают трагичность события, не­определенность исхода битвы, эмоциональный характер образов. На переднем плане композиции Амир Темур. Он изображен воином, сидящим на белом коне. Величественный образ Сахибкирана символизирует отвагу, мудрость и дальновидность полководца.

Что касается других жанров, то в первую очередь надо отметить произведение «Амир Темур и Ибн Хальдун» (1996 г.) Владимира Бурмакина, где изображена встреча Амира Темура с арабским философом, историком и мыслителем Ибн Хальдуном. Согласно историческим источникам, Ибн Хальдун впервые увидел Амира Темура в шатре, куда был приглашен полководцем. Бурмакин изобразил их беседу. Баланс холодных и теплых красок, красота восточных костюмов, роскошь — все это придает картине поэтический настрой.

Полотно О. Муминова «Амир Темур с отцом» отличается от реалистической живописи В. Бурмакина сказочностью образов. На холме два главных героя произведения словно наблюдают свои завоевания, мнимые успехи. Белый тулпар, ясное небо символизируют справедливость правления Амира Темура.

Картина «Караван у ворот» Сабира Рахметова не основана на конкретных исторических событиях. Автор изображает средневековую жизнь, людей того периода, архитектуру.

В создании исторических портретов неоценима роль художника Малика Набиева. На портрете Амира Темура (1994 г.) изображен великий правитель, государственный деятель, полководец, патриот Родины и государства, который пережил немало трудностей. При создании данного образа, признанного эталоном, художник изучал работы Ибн Арабшаха, скульптурную портрет-реконструкцию, созданную совет­ским антропологом М. Гераси­мовым.

Создание исторических произведений — трудная задача. Чтобы раскрыть атмосферу времени, художник должен досконально знать политическую и социальную обстановку того периода, его архитектурные памятники, их убранство, одежду разных сословий и профессий, предметы быта. Хранящиеся в музее работы отвечают этим требованиям, созданы на основе глубокого изучения темы.

Зухра ЗАЙНУТДИНОВА,
докторант Национального института
художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.