Кризис доверия в школах: как наладить диалог между родителями и педагогами?

Фото: Иллюстративное
Нерешенные проблемы в области школьного образования остаются одними из самых обсуждаемых в обществе. В начале февраля они были озвучены Президентом на видеоселекторном совещании, посвященном приоритетным задачам в социальной сфере. Критике подверглось не только качество обучения, но и проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи, плохая посещаемость школ, рост преступности среди несовершеннолетних. Принятые вскоре меры по исправлению ситуации обнажили кризис доверия, возникший в последние годы между руководством и педагогами школ с одной стороны, учениками и их родителями — с другой.
На совещании глава государства подчеркнул: «Школа — это дело не только органов образования, но и родителей, махаллинских активистов, всего общества. Потому что школа — это основа будущего страны». Действительно, создать в школах здоровый психологический климат, привить детям любовь к учебе и стремление к знаниям можно лишь при условии, что учителя и родители будут идти к этой цели вместе, сотрудничая, а не противоборствуя друг другу. Пока же создается впечатление, будто они разделились на два лагеря.
Почти каждую неделю мы узнаем из новостных лент о конфликтах между учителями и школьниками, их родственниками. Недавно стало известно, что учительница из Ханкинского района Хорезмской области накричала на ученицу первого класса, била девочку по лицу. Правоохранительные органы начали доследственную проверку, назначена судебно-медицинская экспертиза. Незадолго до этого появилась информация, что в Шахрисабзе подрались заместитель директора школы и ученик 10-го класса. Учитель отчитал школьника за игру в снежки во время урока и потребовал, чтобы тот вернулся в класс. Учащийся отказался, в результате они нанесли друг другу телесные повреждения и были госпитализированы.
Другой конфликт произошел в столичной школе № 103 между учительницей математики и учеником 6-го класса. Из видео, попавшего в соцсети, и комментариев хокимията Чиланзарского района и Министерства дошкольного и школьного образования ясно, что мальчик неподобающе вел себя на уроке, отказался по просьбе педагога покинуть класс. Выйдя из себя, учительница попыталась выпроводить ученика силой, тот оказал сопротивление. Произошла потасовка, в ходе которой остальные ученики смеялись и подначивали одноклассника, давшего отпор учителю.
5 февраля Президент Шавкат Мирзиёев заявил, что в прошлом году несовершеннолетние совершили 3 500 преступлений, тысячи детей регулярно не посещают школу. В связи с этим определено, что полномочия школьных инспекторов-психологов передаются от МВД Национальной гвардии. Была создана специальная рабочая группа Нацгвардии и Министерства дошкольного и школьного образования (МДШО), призванная решить проблему низкой посещаемости в школах страны.
Родители, чьи дети пропускают занятия, стали получать предупредительные письма, где говорилось, что за отсутствие ребенка на уроках по неуважительной причине им грозит штраф в размере до 6,8 миллиона сумов. Такие санкции предусмотрены статьей 47 Кодекса об административной ответственности. В феврале сотрудники Нацгвардии были подключены к проверке посещаемости в школах. В результате, по данным МДШО, свыше 12 тысяч родителей привлечены к ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей. Как уточнили в ведомстве, согласно последнему анализу, из 6 миллионов школьников более 14 тысяч регулярно не посещали занятия. «По каждому из них проводится изучение совместно с председателем махалли, «махаллинской семеркой» и инспекторами-психологами, принимаются меры по их возвращению в школы. В результате более 9 тысяч детей вернулись к учебе».
Мнения общественности о новом методе борьбы с прогулами разделились. Многие учителя такую практику поддержали. При обсуждении темы в соцсетях педагоги признавались, что думают сменить работу, потому что некоторые дети и родители не признают авторитета учителя, демонстрируют безразличие к учебе, проявляют агрессию и хамство. Учителя подчеркивают, что отцы и матери «проблемных» учеников не приходят на родительские собрания, в плохом поведении своих детей винят преподавателей, якобы не умеющих найти подход к ребенку.
К примеру, учитель самаркандской школы Севинч Дадашевна пишет: «Конечно, то, что мы дошли до такой ситуации, что приходится подключать Нацгвардию, ужасно. Но за эти дни лично в моем классе улучшилась посещаемость. До родителей не достучаться, на собрание приходят единицы. На замечания в учебе или воспитании детей — ноль реакции. По субботам по 10 учеников не приходят в школу. Сидят в телефонах, учиться не хотят. Единицы стараются ради своего будущего…».
В ответ многие родители подчеркнули, что подключать к контролю посещаемости людей в форме — это крайняя мера. Пропуск занятий — нарушение школьной дисциплины, но не преступление. Пресс-служба Национальной гвардии дала подробный комментарий по данному вопросу, подчеркнув, что ведомство законодательно наделено функциями в сфере профилактики, выявления и предупреждения правонарушений, в том числе со стороны несовершеннолетних. Согласно представленной статистике, «из 133 несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности в январе 2024 года, 81 человек — это учащиеся школы, что составляет 61 процент от общего числа несовершеннолетних правонарушителей». Указывается, что в основном противоправные деяния учащиеся совершали в то время, когда должны были находиться на уроках.
В ходе разъяснения стало понятно, что контроль посещаемости школ со стороны Нацгвардии и инспекторов-психологов призван освободить учителей от обязанности ходить по домам и убеждать проблемных учеников и их родителей в необходимости базового школьного образования. «Задача гвардии — контролировать посещаемость для выявления причин, по которым дети не посещают школу, информировать об этом соответствующие структуры для решения проблем».
Как выяснилось в ходе проверок, часть старшеклассников не ходит на занятия, так как помогает родственникам-предпринимателям, торгующим в магазинах и на рынках. Их родители не считают важным обучение в школе. В этих случаях на родителей трудно воздействовать чем-либо, кроме штрафов и других санкций. Отдельная категория прогульщиков — трудновоспитуемые подростки. Именно с ними гвардейцы и психологи работают в первую очередь. Есть семьи, которые не в состоянии отправить ребенка в школу, потому что нет денег на сезонную одежду и учебные принадлежности. Им сразу оказывают помощь. «Задача гвардии — адресная работа с детьми и родителями, в том числе психологическая, консолидация усилий всех звеньев цепи «семья — махалля — школа», — подводит итог пресс-служба ведомства.
С целесообразностью и важностью такой работы не поспоришь. Однако иногда под общую гребенку попадают дети, пропустившие уроки по уважительной причине. Мама ученицы 5-го класса одной из столичных школ Наталья Абдулаева рассказывает:
— Моя дочь с детства занимается спортом, входит в состав юношеской сборной страны. В феврале мы вместе летали на соревнования за границу, об отъезде предупредили классного руководителя. У нас на руках был документ, подтверждающий, что дочь не посещает школу по уважительной причине. Я была крайне удивлена, когда по возвращении в Ташкент получила известие, что меня оштрафовали на большую сумму по статье 47. Для этого нет оснований. В своем юном возрасте дочь прославляет Узбекистан на международной спортивной арене, каждый день посещает тренировки и при этом успевает хорошо учиться в школе. Из-за ночного перелета она пропустила всего один день занятий в школе, не указанный в документе. Неужели это достаточный повод для того, чтобы наказывать меня в числе родителей, которым действительно безразлична судьба их детей? Мы отстояли свою правоту. Но неприятный осадок остался и у меня, и у дочери.
Получается, что руководство школ далеко не всегда внимательно разбирается в причинах отсутствия учеников на уроках. Необходимо разработать более действенные механизмы взаимодействия школ с семьями. Иначе у добросовестных родителей и учеников подрывается доверие к школе, формируется негативное отношение к учебному заведению. Комментируя меры по борьбе с прогульщиками, эксперт в сфере образования Комил Джалилов подчеркнул: «Школа должна быть безопасной и дружелюбной средой для ученика, а не местом, которое пугает и где угрожают ребенку. Только после этого начнется процесс обучения. С учениками, которые не приходят в школу, должен заниматься специалист, который разбирается в детской психологии, понимает ребенка и которому ребенок доверяет».
Тема доверия и уважительного отношения к правам учащихся подводит нас к еще одному резонансному случаю, произошедшему в школе № 2 города Навои. Парней со слишком длинными, по мнению администрации, волосами собрали в спортзале во время занятий и принудительно постригли. На случай оперативно отреагировали ответственные ведомства. В Управлении дошкольного и школьного образования Навоийской области заявили: «Такое отношение директора школы к ученикам противоречит педагогической этике. В связи с данной ситуацией будут приняты меры в соответствии с законом». Детский омбудсман также взялась за расследование случая, назвала его абсолютно недопустимым, подчеркнув, что право ребенка на неприкосновенность частной жизни гарантировано Конституцией и не должно нарушаться в школе.
Радует, что ответственные лица не оставили без внимания случившееся, но возникает вопрос. Что было бы, если видео коллективной стрижки не попало в соцсети? Почему некоторые руководители школ в своем рвении призвать школьников к порядку и опрятности перегибают палку?
Настораживает, что случаи, когда школьников оценивают не по знаниям и способностям, а по их внешнему виду или шутливым роликам в интернете, происходят регулярно. Еще одна сомнительная тенденция, которую в последнее время наблюдают родители в школах, — заставлять опоздавших учеников в качестве меры воздействия исполнять Государственный гимн. Как можно наказывать ребенка исполнением главной песни страны, ее национального символа? О каком патриотизме и трепетном отношении к гимну может идти речь, если ребенок с детства будет ассоциировать его с принуждением? Все эти вопросы подводят нас к выводу, что, кроме строительства новых школ и укрепления их материально-технической базы, повышения качества школьного образования и учебников, на повестке дня остро стоят вопросы этики, взаимного доверия между представителями школ, родителями и учениками.
Не так давно Узбекистан взял в качестве образцового примера систему школьного образования Финляндии. Важно, что школы этой страны лидируют не только по уровню знаний учащихся. Согласно исследованиям, большинство финских детей отмечают, что чувствуют себя счастливыми и привязанными к школе. В других странах, где уровень школьного образования высокий, также серьезно задумываются о создании комфортной среды в школах для учеников и педагогов. В Республике Корея действует принятый в 2014 году закон о защите детей, согласно которому учителей, обвиненных в жестоком обращении с учениками, отстраняют от работы немедленно. После протестов педагогов, заявивших, что часть родителей эксплуатируют этот акт, в августе 2023 года приняли закон, защищающий учителей от жестокого обращения со стороны родителей учащихся.
В Великобритании родителей могут оштрафовать на сумму до 2 500 фунтов (около 40 миллионов сумов) за то, что они забрали детей из школы на определенное количество дней вне каникул. Через 28 дней возможно судебное преследование. Похожая практика действует в Австрии, Франции, Германии, Нидерландах. Права детей также защищены в этих странах. В Японии родители первоклассников, кроме списка необходимых учебных принадлежностей, получают обязательные к исполнению требования, среди которых соблюдение школьных правил — уважение к педагогам и одноклассникам, вежливость, честность, аккуратность и опрятность, умение дружить и признавать свои ошибки.
Недавно в Узбекистане принят Закон «О статусе педагога», в рамках которого государство гарантирует защиту прав, чести, достоинства и деловой репутации учителей. В нем также перечислены обязанности педагогов, среди них — уважение прав и интересов учеников, строгое соблюдение правил педагогической этики. Хотелось бы, чтобы предписанные законом нормы стали основой для преодоления кризиса доверия к школам в нашем обществе и закрепили за ними репутацию места, куда ребенок ходит с удовольствием для получения качественных знаний. Для претворения этой цели в жизнь необходимо участие всего общества, иначе даже самые прогрессивные реформы школьного образования вряд ли дадут желаемые результаты.
Юлия ЛОГВИНА,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- АЭС в Узбекистане стала одной из важных тем, обсуждаемых на международном форуме «World Atomic Week»
- В Самарканде откроется филиал Университета Тушиа Италии
- В Ташкентском университете информационных технологий открылся Центр русского языка
- Новые форматы сотрудничества
- Новые подходы к деятельности ООН: позиция Узбекистана
- Визит Президента Узбекистана в США завершился
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment