Информация о пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

09:00 18 Март 2025 Политика
542 0

Фото: Пресс-служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

17 марта в Ташкенте начало свою работу пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

В первый день пятого пленарного заседания Сената сначала были рассмотрены стоящие перед Сенатом Олий Мажлиса и местными Кенгашами народных депутатов задачи, вытекающие из приоритетных направлений, определенных Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым на заседании Национального совета по противодействию коррупции.

Отмечалось, что в последние годы сформирована соответствующая нормативно-правовая база, реализованы институциональные изменения, разработан ряд практических мер по предупреждению коррупции.

Принято около 10 законов, касающихся данной сферы, утверждены 10 указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, 2 постановления правительства, более 20 ведомственных документов и 2 государственные программы. В частности, принят Закон «О противодействии коррупции», определяющий основные направления государственной политики.

Законом «О государственной гражданской службе» реформирована государственная гражданская служба и внедрены механизмы, направленные на предупреждение коррупции на государственной службе.

Кроме того, принят Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов» и создана система проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

Образованы Национальный совет по противодействию коррупции и его региональные советы.

Путем включения в состав Национального совета руководителей государственных органов и организаций, а также представителей институтов гражданского общества обеспечена возможность координации деятельности всех государственных и негосударственных организаций в данной сфере.

Создано Агентство по противодействию коррупции –  специально уполномоченный государственный орган, ответственный за формирование и реализацию государственной политики в сфере предупреждения и противодействия коррупции.

Налажена ​​практика подготовки ежегодного Национального доклада о противодействии коррупции и его представления палатам Олий Мажлиса, что также отражено в Конституции. Кроме того, в 117 государственных органах и организациях, включая банки, созданы структуры внутреннего антикоррупционного контроля (комплаенс-контроля).

Вместе с тем отмечалось, что в данной сфере также имеется ряд недостатков.

Среди них бюрократия и нарушения законодательства о пожарной безопасности при выдаче разрешений на строительство и сдаче зданий, а также то, что правоохранительные органы в основном занимаются выявлением и пресечением фактов коррупции, не уделяя внимания предупреждению коррупционных факторов и принятию превентивных мер.

Также не ощущается роль и ответственность подразделений внутреннего антикоррупционного контроля (комплаенс-контроля) в государственных органах и организациях при противодействии и предупреждении коррупции.

Агентство по противодействию коррупции не изучило опыт зарубежных стран в этой области и не разработало никаких предложений по ее развитию.

Уровень коррупции высок в сферах здравоохранения (527 случаев), занятости (447 случаев) и банковской деятельности (434 случая). Не выявлены, не изучены и не проанализированы факторы коррупции в министерствах, получающих больше всего средств из бюджета.

В районах, махаллях участились случаи бытовой коррупции при подключении к инфраструктуре, получении лицензии, предоставлении льготных кредитов, приеме на работу и повышении квалификации.

Следователи, прокуроры и судьи ограничиваются внесением в ведомства представлений и частных определений по рассматриваемому делу. Деятельность региональных советов по противодействию коррупции не соответствует требованиям, они не взаимодействуют с махаллями.

Не налажена система оценки взаимоотношений государственных органов и населения по вопросам предоставления государственных услуг. Деятельность прокурора, руководителей органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению коррупции не соответствует требованиям.

Сенаторы подчеркнули необходимость уделения особого внимания вышеперечисленным вопросам совместно с профильными министерствами и ведомствами в целях устранения отмеченных Президентом недостатков.

В частности, следует совершенствовать законодательную базу противодействия коррупции, повысить эффективность работы по предупреждению преступлений в регионах (махаллях), в том числе по искоренению бытовых проявлений коррупции на местах, создать систему индивидуальной работы с лицами, совершившими преступления, повысить правосознание и правовую культуру населения, реализовать комплексные меры по формированию нетерпимого отношения к коррупции, кардинально совершенствовать деятельность региональных советов по противодействию коррупции.

По итогам обсуждения Сенатом принято постановление о реализации приоритетных задач по борьбе с преступностью и предупреждению коррупции.

Далее на пленарном заседании Сената обсужден Закон «Об утверждении Водного кодекса Республики Узбекистан».

В стране принимаются системные меры по эффективному использованию водных ресурсов, внедрению водосберегающих технологий, улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель.

В результате проведенных реформ в настоящее время по сравнению с 90-ми годами прошлого века ежегодное потребление воды сократилось с 64 миллиардов кубометров в среднем до 51 миллиарда кубометров.

Однако последовательные реформы и произошедшие кардинальные изменения, формирование новой стратегии развития, изменение социально-экономических основ водных отношений обусловили необходимость пересмотра водного законодательства.

Отмечалось, что Водный кодекс, который утверждается законом, систематизирует основные правовые акты в сфере водных отношений.

Так, уточняются полномочия, задачи и функции Кабинета Министров, министерств и ведомств, местных органов государственной власти в сфере регулирования водных отношений.

Определяются условия внедрения механизмов государственно-частного партнерства в сфере управления водными ресурсами, вопросы ответственности за нарушение порядка водозабора, основные направления международного сотрудничества в сфере водных отношений.

Принятие Водного кодекса обеспечит рациональное использование, эффективное управление и охрану водных ресурсов. Будут решены вопросы, связанные с дублированием полномочий государственных органов в данной сфере, повысится ответственность поставщиков и потребителей воды.

Закон также послужит достижению водной безопасности страны, охватив такие вопросы, как удовлетворение потребностей в воде всех отраслей экономики и окружающей среды, рациональное использование водных ресурсов, улучшение состояния водной инфраструктуры и орошаемых земель в эпоху растущего дефицита воды.

Кроме того, создаются правовые основы для долгосрочного развития водного хозяйства, стимулируются повышение эффективности использования водных ресурсов, привлечение инвестиций в сферу и технологическая модернизация.

Вместе с тем закон направлен на имплементацию норм международного водного права в национальное водное законодательство и повышение позитивного имиджа Узбекистана на международной арене.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

Также на очередном пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О страховании сельскохозяйственных рисков».

В последние годы этот сектор играет значительную роль в экономическом росте, продовольственной безопасности и увеличении экспортного потенциала.

В то же время сельское хозяйство является одной из самых рискованных отраслей экономики, а изменение климата, рыночной конъюнктуры, стихийные бедствия, вредители и другие риски могут привести к значительным финансовым потерям для производителей.

Анализ показывает, что страхование является наиболее эффективным методом управления рисками в обеспечении непрерывности производства и финансовой устойчивости аграрной системы.

Сельскохозяйственные производители несут серьезные экономические потери из-за факторов, которые наносят ущерб их урожаю (стихийные бедствия) и уничтожают его (сильные дожди, град, наводнения, ураганы или вредители).

Хотя в сфере широко применяется практика страхования риска невозврата кредитов, такое страхование служит лишь для погашения льготных кредитов, оставляя выращиваемую продукцию незастрахованной.

Данный закон охватывает все вопросы, связанные со страхованием сельскохозяйственных рисков, и нормы прямого действия.

Так, планируется создать Фонд сельскохозяйственного страхования, который будет защищать производителей от различных рисков и гарантировать получение ими стабильного дохода.

Также устанавливается, что оценка убытков при страховании в сфере и определение размера ущерба, причиненного страховыми случаями, будут осуществляться независимыми экспертами.

Создается механизм государственной поддержки страхования сельскохозяйственных рисков. В частности, предусматривается, что 50 процентов страховой премии будет возмещаться государством, а в случае недостаточности средств Фонда сельскохозяйственного страхования для покрытия застрахованных убытков, понесенных от стихийных бедствий и других рисков, оставшаяся часть страховой премии возмещается за счет средств республиканского бюджета.

Определяются права и обязанности субъектов, участвующих в процессе страхования.

Отмечалось, что принятие закона создаст правовую основу для возмещения сельскохозяйственным производителям убытков, причиненных рисками. Кроме того, наладится ​​государственная поддержка сельскохозяйственного страхования, будет создана единая система регулирования и контроля страховых отношений при страховании рисков. Тем самым будет обеспечена экономическая стабильность производителей, появится возможность снижения финансового влияния различных рисков, повысится инвестиционная привлекательность, укрепится продовольственная безопасность страны.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пятом пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом».

Настоящим законом предусматривается обеспечение приоритета прав кредиторов в отношении заложенного имущества и упрощение процесса взыскания кредиторской задолженности за счет заложенного имущества.

В частности, при изъятии у залогодателя в установленном законом порядке имущества, являющегося предметом залога, за совершение преступления или иного правонарушения за залогодержателем сохраняется право на приоритетное удовлетворение своих требований за счет этого имущества.

Кроме того, предусматривается выставление заложенного имущества на продажу по рыночной стоимости, а если размер непогашенной задолженности составляет менее 15 процентов от стоимости залога, то имущество не подлежит обращению взыскания.

Законом устанавливается, что при обращении взыскания на заложенное имущество начальная продажная цена этого имущества на аукционных торгах определяется решением суда.

Согласно закону, устанавливается порядок уведомления государственным судебным приставом-исполнителем взыскателя (банка или иной кредитной организации) о предложении оставить за собой имущество по цене, которая на 25 процентов ниже начальной цены продажи при проведении повторных торгов или перепродаже торговыми организациями, если заложенное имущество не реализуется по исполнительным документам о взыскании задолженности.

Принятие закона послужит обеспечению приоритета прав кредиторов перед заложенным имуществом, совершенствованию системы внесудебной реализации заложенного имущества, упрощению процессов взыскания обязательств за счет заложенного имущества, сокращению доли проблемных активов в кредитных портфелях кредитных организаций.

После обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании также рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее развитие ювелирной промышленности».

В результате проведенной в стране работы по поддержке ювелирной промышленности, обеспечению конкурентоспособности производимых ювелирных изделий на внутреннем и внешнем рынках, превращению ювелирного дела в один из основных драйверов отечественной промышленности количество предприятий данной сферы увеличилось в три раза и достигло 627, а число работающих – почти 3 тысяч человек.

Следует отметить, что в Узбекистане имеется большой потенциал для повышения объема производства и экспорта ювелирной продукции. Это также можно увидеть по результатам, полученным за прошедший период времени.

В частности, в 2024 году объем производства в ювелирной промышленности составил 2,5 триллиона сумов и по сравнению с 2023 годом вырос на 15 процентов, экспорт продукции увеличился на 20 процентов.

Однако возникает необходимость удовлетворения спроса производителей ювелирных изделий на драгоценные металлы, создания благоприятной бизнес-среды для их развития и устранения бюрократических барьеров, имеющихся в законодательстве.

Наличие незаконного оборота драгоценных металлов и камней, а также ювелирных изделий из них, недостаточность льгот по налогу на имущество и земельный налог для субъектов предпринимательства и ряд других существующих проблем не позволяют в полной мере использовать потенциал данной сферы.

С учетом этих факторов законом вносятся соответствующие изменения и дополнения в Кодекс об административной ответственности и Налоговый кодекс, законы «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» и «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

В частности, Кодексом об административной ответственности закрепляется существенное увеличение размеров штрафов за правонарушения в сфере обращения и оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.

В целях сокращения незаконного оборота ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней, а также пресечения реализации поддельных и недоброкачественных ювелирных изделий Кодексом об административной ответственности за совершение правонарушения в этой сфере предусматриваются штрафы в размере от тридцати до пятидесяти базовых расчетных величин.

Согласно изменениям, вносимым в Налоговый кодекс, до 1 сентября 2027 года для индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством ювелирных изделий и являющихся членами ассоциации «Узбекзаргарсаноати», вводятся налоговые льготы.

Именно на этот период предусматривается освобождение данных предпринимателей от уплаты налога на имущество и земельного налога по земельным участкам и объектам недвижимости, используемым в процессе производства.

Принятие настоящего закона послужит улучшению снабжения производителей ювелирных изделий сырьем, повышению их экспортного потенциала, обеспечению эффективного использования производственных мощностей предприятий отрасли, а также удовлетворению потребности населения в качественной ювелирной продукции, увеличению валютных и налоговых поступлений в бюджет республики.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

Наряду с этим сенаторами обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на усиление гарантий деятельности судов и прав и свобод граждан в связи с принятием Конституции Республики Узбекистан в новой редакции».

В последние годы в стране проведены масштабные и важные реформы, направленные на кардинальное совершенствование правовой системы и обеспечение независимости судебной власти. Эти реформы охватывают такие широкие направления, как совершенствование судопроизводства, повышение прозрачности и объективности судебных решений, а также усиление гарантий защиты прав, свобод 
и законных интересов граждан и субъектов предпринимательской деятельности. Обсужденный закон является логическим продолжением этой системной работы.

Так, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан устанавливается, что подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность и в любое время может воспользоваться правом хранить молчание.

Вместе с тем предусматривается, что лицо не может быть признано виновным или подвергнуто наказанию, если признание им своей вины является единственным доказательством против него. Вводится право свидетеля, участвующего в судебном процессе, не давать показаний против себя самого или своих близких родственников.

Законом устанавливается, что отстранение судьи от разбирательства конкретного дела или приостановление его полномочий, перевод на другую должность допускаются только в порядке и по основаниям, установленным законом. В нем также говорится, что какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и они неподотчетны.

Уточняется круг осуществления законодательной инициативы Верховным судом: он может вносить вопросы только в рамках своих полномочий.

Значимость настоящего закона заключается в его направленности на обеспечение надежной защиты прав и свобод граждан, дальнейшее повышение качества правосудия. Его принятие послужит созданию необходимых правовых гарантий для непосредственного применения судьями норм Конституции и обеспечения верховенства Основного закона при осуществлении правосудия, а также дальнейшему усилению судебной защиты прав и свобод личности.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

Далее на пленарном заседании рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, направленных на обеспечение безопасности движения на дорогах и повышение эффективности использования общественного транспорта». 

Пробки на дорогах становятся острой проблемой для населения страны, особенно в столице. За последние 2-3 года в Ташкенте ежедневно наблюдаются пробки в 7-9 баллов, а временами – до 10 баллов. Это приводит к возникновению конфликтных случаев на дорогах, а также отнимает у пассажиров и водителей много времени.

Поэтому принимаются практические меры по приоритетному использованию общественного транспорта в целях снижения пробок и создания удобств для населения.

В частности, за последние 2 года количество автобусов в Ташкенте увеличилось в два раза. В результате выделения для них отдельных полос интервал между отправлениями автобусов сократился вдвое. Вдвое выросло ежедневное количество пассажиров, достигнув 1 миллиона пользователей.

Однако пробелы в законодательстве серьезно снижают эффективность пользования общественным транспортом, негативно сказываются на регулярности его работы и свободе передвижения.

Несмотря на запрет использования другими транспортными средствами предусмотренных для общественного транспорта отдельных полос, их движение по этим полосам продолжается. В действующем законодательстве не определены меры ответственности для таких водителей.

Наряду с этим водители транспортных средств часто выезжают на велосипедные дорожки, тротуары и зеленые зоны, что негативно сказывается на надежном обеспечении безопасности участников дорожного движения.

Еще одним фактором, негативно влияющим на безопасность дорожного движения, является незаконная установка искусственных заграждений и преград. Граждане перекрывают дорогу, тем самым затрудняя движение аварийно-спасательного и специального транспорта, обслуживающего население.

Закон, разработанный для решения этих проблем, дополняет Кодекс об административной ответственности новой статьей 1287, устанавливающей ответственность за нарушение правил движения по полосам, выделенным для движения общественного транспорта. 

Так, закрепляется, что движение транспортных средств по отдельно выделенной полосе для маршрутных транспортных средств влечет наложение штрафа в размере одной базовой расчетной величины, а повторное в течение года после применения административного взыскания аналогичное нарушение – в размере трех базовых расчетных величин.

Наряду с этим на основании закона наименование и диспозиция части первой статьи 128 Кодекса об административной ответственности излагаются в новой редакции.

Теперь водители будут привлекаться к ответственности за вождение транспортных средств по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, зеленым площадям, несоблюдение требований дорожных знаков и других правил дорожного движения.

Сенаторы подчеркнули, что принятие закона послужит обеспечению безопасности дорожного движения, предотвращению дорожно-транспортных происшествий, созданию дополнительных удобств для передвижения общественного транспорта на дорогах.

После обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении дополнения в Закон Республики Узбекистан «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу», направленного на предупреждение случаев применения пыток в отношении заключенных под стражу».

Отмечалось, что в последние годы в стране проводится широкомасштабная работа, направленная на дальнейшее усиление гарантий прав и свобод граждан, в том числе недопущение случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Обсужденный закон является логическим продолжением этих реформ. Документом предусматривается прохождение заключенными под стражу перед помещением в следственный изолятор обязательного медицинского осмотра в самом следственном изоляторе.

Принятие настоящего закона послужит дальнейшему укреплению гарантий неприкосновенности чести и достоинства личности, повышению авторитета нашего государства перед международным сообществом в плане обеспечения прав человека.

Претворение закона в жизнь обеспечит дальнейшее повышение уровня доступа граждан к правосудию, надежную защиту их нарушенных прав и свобод, а также законных интересов.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

Затем был рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка внесения проектов законов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и их рассмотрения».

Известно, что качество законотворческой деятельности во многом зависит от эффективности процедур и механизмов, обеспечивающих соответствие новых законов Конституции Республики Узбекистан национальному законодательству, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным обязательствам нашей страны. 

Особенно важное значение при принятии стратегических решений, касающихся жизни государства и общества, имеет изучение и учет мнений и позиций, высказанных населением и широкой общественностью при разработке и принятии законопроектов.

В этой связи при внесении законопроекта в нижнюю палату парламента отражены результаты проведенной правовой экспертизы проекта закона и проекта (текста) международного договора, а также итогов антикоррупционной экспертизы проекта закона и проведенного по нему общественного обсуждения.

Кроме того, закрепляется норма о предоставлении субъекту права законодательной инициативы возможности отозвать внесенный им проект закона до его принятия во втором чтении путем внесения предложения в Законодательную палату.

Сенаторы подчеркнули, что реализация данного закона будет служить повышению качества деятельности субъектов права законодательной инициативы в законотворческой сфере, усилению роли законов в регулировании общественных отношений, а также принятию законов прямого действия, служащих народу.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

На этом первый день работы пятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

Информационная служба 
Сената Олий Мажлиса 
Республики Узбекистан

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.