Информация о девятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

09:27 05 Август 2025 Политика
174 0

Фото: Пресс-служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

2 августа в Ташкенте продолжило свою работу девятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбеки¬стан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Второй день работы пленарного заседания начался с рассмотрения Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы оказания услуг, входящих в гарантированный объем медицинской помощи населению, а также осуществление профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников».

В соответствии с законом право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью имеют только лица, окончившие высшие или средние специальные, профессиональные медицинские учебные заведения и прошедшие государственную регистрацию.

Устанавливается, что медицинские и иные услуги сверх гарантированного объема медицинской помощи, оказываемые в учреждениях первичной медико-санитарной помощи, являются дополнительными и оказываются на платной основе.

В ходе обсуждения сенаторы отметили, что в данном законе есть ряд положений, требующих доработки. В частности, подчеркивалось, что целесообразно закрепить основные процедуры государственной регистрации медицинских и фармацевтических работников, а также включить в закон такие аспекты, как цель, основания государственной регистрации медицинских и фармацевтических работников, основания снятия с учета, последствия этих действий, а также открытость реестра и его использование населением.

Кроме того, статья 14 Закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов» относит отсутствие административных процедур к факторам, порождающим коррупцию.
С учетом этого принято постановление Сената о необходимости пересмотра данного закона.

На пленарном заседании Сената также обсуждался Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Международной метрической конвенции (Париж, 20 мая 1875 года, с изменениями и дополнениями от 17 октября 1907 года, 11 октября 1913 года и 6 октября 1921 года)».

Основная цель данного документа — создание общих и надежных эталонов, обеспечивающих единство измерений для всех государств, их хранение, формирование единой системы, позволяющей сравнивать и взаимно признавать национальные эталоны с международными прототипами.

Отмечалось, что конвенция предусматривает такие важные вопросы, как обеспечение единства метрологических стандартов государств-участников, в том числе сопоставление эталонов и шкалы точности, сопоставление и калибровка геодезических измерений, периодическое сопоставление национальных эталонов с эталонами международных прототипов, а также хранение международных прототипов.

Сенаторы отметили, что принятие данного закона создаст возможность для активного участия страны в деятельности Международного бюро мер и весов, голосовании и выдвижении своих кандидатов на выборах в Консультативный комитет бюро. Это также создает основу для использования научных и технических лабораторий бюро и повышения квалификации ведущих специалистов. Кроме того, присоединение к конвенции послужит улучшению позиций страны в международных рейтингах и индексах, повышению инвестиционной привлекательности, укреплению экспортного потенциала.

Это позволит проводить калибровку эталонов в лабораториях на основе очередности между государствами — членами бюро без дополнительных расходов, а также устранять технические барьеры в осуществлении внешнеторговых связей Узбекистана на пути вступления во Всемирную торговую организацию.

По завершении обсуждения сенаторы одобрили закон.

На пленарном заседании рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров о принимаемых мерах по развитию инфраструктуры и регулированию строительства в регионах.

Следует отметить, что в последние годы в регионах проводятся масштабные реформы по развитию инфраструктуры и регулированию строительства в целях создания удобств для населения.

В частности, за последние 7 лет принято около 150 нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.

Также в рамках Программы развития социальной и производственной инфраструктуры, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 декабря 2024 года № ПП—454, до конца текущего года планируется ввести в экс¬плуатацию 803,4 километра сетей питьевого водоснабжения и 242,8 километра канализационных сетей на 145 объектах на сумму 1,6 триллиона сумов, а также выполнить строительно-монтажные работы на 71 объекте питьевого водоснабжения и 26 канализационных объектах. 

Вместе с тем сенаторы обратили внимание на некоторые нерешенные вопросы, связанные с развитием региональной инфраструктуры и регулированием строительства, а также разработкой проектов генеральных планов и градостроительной документации. 

На заседании членами Сената отмечалось, что не в полной мере соблюдается соответствующее законодательство в сфере развития инфраструктуры и регулирования строительства в некоторых регионах, а также не принимаются на должном уровне меры, направленные на предотвращение незаконного, особенно самовольного, строительства на территориях, прилегающих к многоэтажным домам, и загромождения мест общего пользования. 

Кроме того, подчеркивалось, что средства международных финансовых институтов не используются в течение года и большего срока, что обусловлено привлечением средств из внешних источников на проекты, у которых нет проработанной технико-экономической базы и точных расчетов.

По итогам обсуждения для разъяснения этих и ряда других вопросов Сенатом принято постановление о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров.

На заседании сенаторами рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса директору Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан М. Эгамбердиеву касательно состояния исполнения судебных актов и актов иных органов.

Отмечалось, что в рамках осуществляемых в стране судебно-правовых реформ проводится масштабная работа по совершенствованию системы исполнения судебных актов и актов иных органов.

В частности, принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на эффективную защиту прав физических и юридических лиц, а также предотвращение волокиты в исполнительном производстве.

Несмотря на это, на встречах и выездных приемах членов Сената со своими избирателями на местах от граждан поступает немало нареканий касательно исполнения судебных актов и актов иных органов.

Этот вопрос был изучен сенаторами. При анализе выявлен ряд негативных моментов и зафиксированы некоторые системные недостатки в деятельности Бюро принудительного исполнения, а также некоторые вопросы, ждущие своего решения.

Так, в 2023—2024 годах увеличилось количество обращений в виртуальную и народные приемные Президента Республики Узбекистан по вопросам деятельности Бюро принудительного исполнения (в 2023 году — 136 982, в 2024 году — 144 797). 

Анализ показал, что подавляющее большинство обращений относится к вопросам, связанным с взысканием алиментов (в 2023 году — 69 058, в 2024 году — 72 642), а также жалобы на поведение сотрудников органов бюро (в 2023 году — 8 038, в 2024 году — 11 425).

Сенаторы также подвергли критике то, что органы бюро не уделяют должного внимания рассмотрению обращений. Так, в результате несвоевременного и ненадлежащего разъяснения гражданам увеличилось количество неоднократных обращений, связанных с взысканием алиментов, убытков, исполнением судебных решений, действиями сотрудников органов бюро.  

В I квартале 2025 года в срок не выполнены 255 исполнительных документов, связанных с восстановлением на работе. Большая их часть приходится на органы внутренних дел (80), налоговые органы (18), сферу образования (16), хокимияты (14), систему здравоохранения (6).

В свою очередь сенаторы раскритиковали наличие некоторых проблем и в правоприменительной практике.

По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената о направлении в Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан парламентского запроса по данному вопросу. 

На пленарном заседании сенаторы обсудили также вопрос о направлении парламентского запроса министру экологии, охраны окружающей среды и изменения климата А. Абдухакимову по вопросам выращивания, переработки, выделения квот для лекарственных растений и проведения научных исследований в этой области.

Отмечалось, что в стране проводится системная работа в этом направлении. В частности, в 2024 году на площади 22,3 тысячи гектаров в 73 районах, специализирующихся на выращивании лекарственных растений, по принципу «Один район — один продукт» заготовлено более 100 видов лекарственного растительного сырья.

Получены фитосанитарные разрешения на экспорт лекарственных растений в Китайскую Народную Республику, а 71 предприятие-экспортер включено в реестр экспортеров.

В прошлом году собрано и переработано более 30 тысяч тонн лекарственного растительного сырья, экспортировано продукции на сумму 52 миллиона долларов.

Установлены выгодные партнерские отношения с компаниями России, Китая, Индии, Пакистана, Турции, Германии и Испании, работающими в сфере лекарственных растений.

В рамках 25 проектов общей стоимостью 23,8 миллиарда долларов по выращиванию лекарственных растений проведены научные исследования. Введен государственный стандарт «Практика культивирования и сбора необходимых лекарственных растений — GAСP».

Вместе с тем отмечалось, что государственный кадастр лекарственных растений ведется не в полном объеме, допускаются ошибки и недостатки при распределении квот на сбор культивируемых лекарственных растений, а научные исследования и коммерциализация научных разработок в этой области проводятся в недостаточном объеме.

Отмечено, что неэффективно осуществляются разработка научно обоснованных агротехнологических карт выращиваемых лекарственных растений по регионам, переход от дикорастущих видов к селекционным сортам и гибридам, организация семеноводческих хозяйств и маточных питомников с учетом почвенно-климатических условий. Кроме того, недостаточно внимания уделяется организации лабораторий по сертификации и стандартизации лекарственного растительного сырья и продукции, получаемой из него.

По завершении обсуждения для разъяснения данных вопросов принято соответствующее постановление Сената о направлении парламентского запроса.

Сенаторы также утвердили постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 

В ходе пленарного заседания рассмотрено 13 вопросов, в том числе 9 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

На этом девятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.

Информационная служба Сената Олий МажлисаРеспублики Узбекистан.
 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.

Популярное

Календарь новостей