Информация о десятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Фото: информационная служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
18 декабря 2020 года в Ташкенте начало свою работу десятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В работе пленарного заседания, прошедшего в форме видеоконференцсвязи, приняли участие члены правительства, руководители министерств и ведомств, представители средств массовой информации.
Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.
Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире на официальном веб-сайте и страницах Сената в социальных сетях, а также на телеканале «Узрепорт».
После утверждения повестки дня пленарного заседания сенаторы начали обсуждение по рассматриваемым вопросам.
Членами Сената обсужден Закон Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год». Законом определены прогнозы основных макроэкономических показателей на 2021 год, консолидированного Государственного бюджета, а также бюджетные ориентиры на 2022-2023 годы.
Основные направления и показатели макроэкономической политики сформированы исходя из предположений, что коронавирусная пандемия продолжится и в следующем году.
При этом основное внимание уделяется сохранению макроэкономической стабильности, стабилизации фискальных стимулирующих мер, обеспечению экономического роста на уровне выше 5%.
По прогнозам, тенденция к снижению инфляции продолжится, и в следующем году она составит в пределах 10 %.
Предусматривается, что эти показатели развития будут достигнуты за счет качественного продолжения структурных реформ, начатых в каждой сфере.
Исходя из этого, прогнозируется, что в 2021 году доходы Консолидированного бюджета составят 178,5 трлн. сумов или на уровне 25,9% ВВП.
Определено, что в 2021 году доходы Государственного бюджета составят 147,2 трлн. сумов или 21,3% ВВП. Планируется, что доходы государственных целевых фондов составят 26,2 трлн. сумов, расходы – 40,8 трлн. сумов.
Определено, что из республиканского бюджета в государственные целевые фонды будет направлено 15,9 трлн. сумов.
В частности, из бюджета планируется выделить 14,7 трлн. сумов, при этом доходы внебюджетного Пенсионного фонда составят 23,5 трлн. сумов, расходы – 36,5 трлн. сумов.
Кроме того, из Государственного бюджета планируется направить средства в социальную сферу, в частности, 34,6 трлн. сумов – в сферу образования, 19,6 трлн. сумов – в сферу здравоохранения, 2,6 трлн. сумов – на расходы сферы культуры и спорта, 1,2 трлн. сумов – на дальнейшее развитие науки.
В рамках государственных программ планируется выделить средства на развитие непрерывного образования -2 197 млрд. сумов, реализацию программ развития науки - 168 млрд. сумов и повышение качества медицинского обслуживания населения - 3 952 млрд. сумов.
Кроме того, следует отметить, что Законом впервые в рамках мер, направленных на усиление общественного и парламентского контроля, предусматривается отдельное указание в бюджете бюджетных распределителей первого уровня средств, выделяемых на государственные программы.
Закон одобрен сенаторами.
Далее в центре обсуждения был Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием бюджетного процесса». Данным Законом определяются меры по совершенствованию бюджетной системы и бюджетного процесса.
Предусматривается реализация этих мер путем внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс и Кодекс об административной ответственности, законы «О государственной власти на местах» и «О бухгалтерском учете».
При этом изменения в Бюджетный кодекс устанавливают применение штрафов в отношении руководящих работников министерств и ведомств в случаях нарушения порядка обеспечения прозрачности бюджетного процесса.
В Кодекс об административной ответственности вносятся изменения, предусматривающие применение штрафов в отношении руководящих работников министерств и ведомств за непредставление отчета об исполнении бюджетов государственных целевых фондов, нарушение порядка обеспечения прозрачности бюджетного процесса.
Члены Сената одобрили Закон.
Затем парламентарии обсудили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год».
Основная цель Закона заключается в совершенствовании налоговой политики в 2021 году, достижении собираемости налогов путем повышения конкурентоспособности местных производителей.
В связи с этим вносятся соответствующие изменения в Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» и Налоговый кодекс Республики Узбекистан.
В целях обеспечения прямого действия норм Налогового кодекса также вносятся изменения, предусматривающие постепенное доведение соответствующих налоговых ставок до базовых ставок.
Данный Закон одобрен членами Сената.
Далее заслушан отчет министра финансов Республики Узбекистан об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан за девять месяцев 2020 года.
Отмечалось, что исполнение Закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год» организовано в рамках установленных параметров с учетом сложных процессов, происходящих в мировой экономике.
При исполнении бюджета особое внимание уделялось реализации указов и постановлений, принятых Президентом Республики Узбекистан, а также решений Антикризисной комиссии по борьбе с коронавирусной инфекцией.
В целях достижения макроэкономической стабильности и темпов экономического роста в отчетном периоде объем валового внутреннего продукта в текущих ценах составил 408,3 трлн. сумов.
Это показывает обеспечение роста на 0,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, в сельском хозяйстве достигнут рост на 3,4%, в строительстве на 8,6%, в производстве потребительских товаров на 2,3 %
В отчетном периоде доходы Государственного бюджета выполнены в размере 94,4 трлн. сумов, что превышает установленный прогноз на 2,9%. А расходы составили 102,2 трлн. сумов или 25,0 % по отношению к ВВП.
В отчетном периоде для финансирования социальных расходов всего израсходовано 53,7 трлн. сумов, что составляет 52,5 % общих расходов. При этом израсходовано 50,4 трлн. сумов за счет бюджетных средств и 3,3 трлн. сумов за счет Антикризисного фонда. Для сферы здравоохранения выделено 2,7 трлн. сумов средств Антикризисного фонда.
В частности, на расходы материального стимулирования израсходовано 1,5 трлн. сумов, на лекарственные средства и медицинские изделия, защитные средства, тесты, антисептики и дезинфицирующие средства, а также на работу по содержанию граждан, находящихся на карантине и лечении, - 1,2 трлн. сумов.
Сенаторы также уделили внимание на такие случаи, как недостаточное исполнение расходов в отчетном периоде, в частности, неполное финансирование текущих расходов и капитальных вложений.
Отмечалось также, что в сегодняшних сложных условиях пандемии проведена определенная работа по восстановлению экономики, обеспечению сильной социальной защиты и здоровья населения.
Наряду с этим, сенаторы отметили важность строительства на местах дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных школ и учреждений здравоохранения, капитального и текущего ремонта действующих, оснащение их современными средствами, а также повышения внимания к строительству и ремонту внутренних дорог в регионах.
Кроме того, подчеркивалось, что в отчетном периоде необходимо уделять внимание целевому и эффективному использованию бюджетных средств, усилению контроля за расходами бюджета и ведению в этом плане в местных Кенгашах открытого, прозрачного отчета.
Подчеркивалась также необходимость социальной поддержки и повышения уровня занятости населения, сокращения бедности и усиления адресной социальной защиты.
Принято постановление Сената Олий Мажлиса об утверждении отчета об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан за девять месяцев 2020 года.
Затем в центре обсуждения был Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».
Отмечалось, что глобальная коронавирусная пандемия оказала негативное воздействие на все сферы. В частности, это привело к ряду проблем, таких как резкое сокращение объемов производства и потребления, падение цен на сырьевые товары на мировых финансовых рынках.
Тем не менее, в нашей стране приняты оперативные и важные меры по смягчению негативных последствий пандемии. К ним относятся меры по обеспечению макроэкономической стабильности, бесперебойного функционирования отраслей и сфер экономики, стимулированию внешнеэкономической деятельности, оказанию эффективной социальной поддержки населению, предотвращению резкого падения его доходов.
Данный Закон разработан в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 19 сентября 2020 года. Согласно Указу расходы Антикризисного фонда увеличены с 10 трлн. сумов до 13,4 трлн сумов, так как коронавирусная пандемия длится дольше, чем ожидалось, что приводит к дополнительным расходам.
Вместе с тем, ограниченный объем заключаемых новых договоров по привлечению внешнего долга увеличивается до 5,5 млрд долларов США.
Кроме того, в соответствии со статьей 6 Закона «О государственном бюджете» вносится изменение в ассигнования, выделяемые из республиканского бюджета для распорядителей бюджетных средств первого уровня на 10 и более процентов.
Вносятся также уточнения в прогноз доходов государственных целевых фондов на 2020 год и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан и их остатки в начале и конце года таблицы расходов.
Члены Сената одобрили Закон.
Далее члены Сената заслушали отчет исполняющего обязанности хокима Наманганской области Ш. Абдуразакова о проводимой работе по социально-экономическому развитию Наманганской области, повышению уровня жизни населения.
На пленарном заседании также подробно обсуждались итоги комплексного изучения работы по развитию области, проведенного рабочей группой Сената Олий Мажлиса 23-27 ноября текущего года.
В отчете отмечалось, что проделана определенная работа по всестороннему развитию области, особенно, по поддержке предпринимательства, расширению отрасли промышленности, дальнейшему развитию текстильной промышленности и тем самым увеличению доходов населения.
В частности, за девять месяцев 2020 года валовой территориальный продукт области составил 18 трлн. 554,6 млрд. сумов, а темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 104,5%.
Благодаря тому, что прогнозный план доходов местного бюджета выполнен на 105,6%, в бюджете сформированы дополнительные источники на сумму 76,3 млрд. сумов.
В период пандемии продлены сроки выплаты налоговой задолженности 252 предприятий в размере 5,6 млрд. сумов, срок платежей субъектов предпринимательства по 2 412 кредитным договорам в размере 502,6 млрд. сумов.
Кроме того, в области освоены прямые иностранные инвестиции и кредиты в размере 258,7 млн. долларов США и данный показатель вырос на 107,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Благодаря реализации 1 270 проектов в размере 3,4 трлн. сумов в рамках территориальной инвестиционной программы создано более 16 тысяч новых рабочих мест.
Предприятиями области достигнут экспорт продукции в размере 347,4 млн. долларов США, в частности 6,7 млн. долларов США благодаря расширению географии экспорта за счет таких стран, как Молдова, Македония, Гана, Кипр, Сирия.
Кроме того, в соответствии с современными требованиями реконструирован находившийся в аварийном состоянии Нарынский мост, соединяющий Уйчинский и Нарынский районы области с Баликчинским районом Андижанской области.
Еще одна особенность. Благодаря принятым профилактическим мерам по «обузданию преступности» в области, раскрытию совершенных преступлений и обеспечению общественной безопасности не допущено совершения преступлений в 375 из 775 махаллях (48,4%), а в 301 махалле (41,8%) количество преступлений уменьшилось.
В рамках концепции «Безопасный город» в подразделении по координации деятельности органов внутренних дел города Намангана создан «Ситуационный центр» для централизованного управления силами и средствами, привлеченными к службе, создана единая геоинформационная карта города.
Кроме того, свыше 34,7 тысяч семьям, включенным в «железную тетрадь», оказана адресная помощь в размере 18 млрд. сумов. Обеспечена занятость 47,4 тысяч трудоспособных членов этих семей, которые имеют стабильный источник дохода. Благодаря этому решениями районных (городских) Кенгашей народных депутатов на основании рекомендаций руководителей секторов более 24,4 тысяч семей исключены из списка «железной тетради».
В рамках всесторонней поддержки женщин в области обеспечены работой 1 120 женщин, вернувшихся из зарубежных стран, 551 из них выданы льготные кредиты для занятия предпринимательской деятельностью. 16 проектов профинансированы за счет средств в размере 6 млрд. сумов, выделенных Федерацией профсоюзов, обеспечена занятость 1251 женщины.
Детально изучены квартиры в Наманганском и Туракурганском районах, выбранные в качестве пилотного проекта, разработана и реализуется Программа адресных мер по социальной и правовой поддержке, профессиональному обучению и трудоустройству более 4,7 тысяч женщин, включенных в «женскую тетрадь».
Вместе с тем, в целях развития предпринимательства среди молодежи начата работа по созданию малых промышленных зон «Ёшлар» в каждом районе (городе). В частности, для молодых предпринимателей в Намангане создана специальная малая индустриальная зона «Ёшлар». На этой территории площадью 30 гектаров планируется реализовать 65 проектов и в перспективе создать 3,5 тысяч новых рабочих мест для юношей и девушек, включенных в «молодежную тетрадь».
Кроме того, в ходе заседания отмечалось, что в развитии области есть некоторые проблемы и недостатки, ждущие своего решения.
Так, в настоящее время не принимаются необходимые меры для эффективного использования 54 пустующих государственных объектов в области. Есть опасность, что 14 крупных проектов не будут запущены в срок из-за несвоевременного выделения кредитов.
Канализационная насосная станция Наманганского района построена в 1984 году, где до сегодняшнего дня не проводились ремонтные работы. Водоочистное сооружение, расположенное в центре Учкурганского района и построенное в 1985 году, ежедневно принимает в 1,7 раза больше отходов, чем ее мощность, что приводит к частым авариям.
Вместе с тем, есть проблемы в области, связанные с поставкой природного газа потребителям, стабильным обеспечением населения электроэнергией.
На заседании отмечалось, что результаты изучения области критически обсуждались на сессии областного Кенгаша народных депутатов 28 ноября 2020 года, в ходе которой утверждена «Дорожная карта» из 88 пунктов по решению проблем на областном уровне.
Кроме того, сенаторы подчеркнули необходимость принятия оперативных мер для решения существующих проблем. В связи с этим заслушана и обсуждена информация руководителей соответствующих ведомств.
Принято также соответствующее решение по устранению назревших в области проблем республиканского уровня и определено налаживание сенаторского контроля за его исполнением.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
После этого обсужден вопрос о ходе исполнения мер по комплексному социально-экономическому развитию Республики Каракалпакстан в 2020—2023 годах.
Отмечалось, что в последние годы Президент уделяет серьезное внимание преодолению социально-экономических и экологических проблем, возникших в регионе в результате высыхания Аральского моря. В частности, Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев в своем выступлении с главной трибуны Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций подчеркнул, что Аральский кризис стал причиной возникновения глобальной экологической проблемы, не знающей границ, и призвал мировое сообщество к бдительности.
Главой государства выдвигаются важные инициативы, направленные на объединение общих усилий региона в целях создания условий для привлечения иностранных инвестиций на разработку и внедрение в регионе экологически чистых технологий, комплексного внедрения принципов «зеленой» экономики, экологически чистой, энерго- и водосберегающих технологий, укрепления здоровья населения, создания новых рабочих мест, развития экотуризма, а также реализации других мероприятий. Эти усилия, прежде всего, важны своей направленностью на обеспечение благополучия населения. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по комплексному социально-экономическому развитию Республики Каракалпакстан в 2020—2023 годах» также является важным шагом в этом направлении.
В ходе заседания председатель Комитета Сената по вопросам развития региона Приаралья Б.Алиханов представил информацию об исполнении данного постановления.
Отмечалось, что в соответствии с постановлением Президента в 2020-2023 годах в рамках 2788 проектов и на объектах запланирована реализация масштабной работы в объеме 21 трлн. 209 млрд. сумов В 2020-2023 годах предусматривается реализация 1359 проектов по созданию территориальных инвестиционных проектов и промышленных кластеров Приаралья на сумму 12,3 трлн. сумов.
Еще одна особенность. В целях осуществления парламентского контроля за исполнением Государственной программы, системного изучения осуществляемой работы сенаторами, в том числе Комитетом Сената по вопросам развития региона Приаралья регулярно проводится аналитическое изучение непосредственно с выездом на места. В процессе изучения приоритетное внимание уделяется доведению сути и содержания постановления до широкой общественности, состоянию исполнения инвестиционных проектов, работе с семьями, включенными в «железную тетрадь», «женскую тетрадь» и «молодежную тетрадь», решению возникших вопросов на местах, взаимодействию с представителями СМИ и блогерами.
В ходе проведенных в ноябре контрольно-аналитических мероприятий сенаторами, изучены 187 объектов в 17 районах (городах) и проведены встречи с 1091 предпринимателем и активистами населения. Осуществлен также углубленный анализ состояния исполнения в общей сложности 1167 проектов, подлежащих реализации в районе (городе) в рамках утвержденной территориальной программы.
По состоянию на 5 декабря, из проектов, предусмотренных для реализации, профинансировано 1108 инвестиционных проектов на сумму 3 трлн. 164 млрд. сумов. Среди них профинансировано в сфере сельского хозяйства 358 проектов на сумму в 592,0 млрд. сумов, в сфере промышленности– 311 проектов на сумму 1 трлн. 981 млрд. сумов, в сфере оказания услуг – 439 проектов на сумму 590,8 млрд. сумов. В результате реализации 605 проектов из них на сумму 899 млрд. сумов создано 3166 новых рабочих мест.
Вместе с тем, в ходе заседания отмечалось, что в процессе изучения наряду с достигнутыми положительными результатами также выявлено, что допущен ряд недостатков.
Установлено, что 76 проектов на сумму 974,5 млрд. сумов, подлежащих реализации до 5 декабря 2020 года, по разным причинам не были завершены в срок. Кроме того, не были выделены кредитные средства в размере 15,1 млрд. сумов на 15 проектов, подлежащих реализации за счет банковских кредитов.
Кроме того, отмечалась необходимость при реализации ответственными организациями социально-экономических инвестиционных программ обращения особого внимания с ответственным подходом на проведение глубокого анализа исполнения проектов и изучение их перспектив, на эффективность проектов программы, производственных мощностей, вновь создаваемых рабочих мест для развития социально-экономического потенциала городов и районов.
В ходе заседания речь шла также о ряде проблем, которые нашли свое положительное решение благодаря усилиям Комитета по вопросам развития региона Приалья в процессе изучения территорий.
Так, в ходе изучения ООО «Кара ой парранда» на территории МСГ «Узбекистан» выяснилось, что строительство фермы, принадлежащей обществу, начато без проведения экологической экспертизы и без согласования с жителями расположенных вблизи домов. Вместе с активистами МСГ было посещено 26 домов, среди населения проведены разъяснительная работа и беседы, получено их согласие.
По инициативе Комитета начата работа по бесплатной установке сооружения по очистке и опреснению 5 кубометров воды в час на территории аульского схода граждан «Отакул» аула «Кара Агач».
Еще один аспект. Для оказания содействия деятельности Комитета Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан также создан штаб, сформирована его материально-техническая база, налажена деятельность Рабочей группы в составе депутатов местных Кенгашей в разрезе районов, организованы встречи с более 200 предпринимателей и активистов. По их итогам сформулированы 40 предложений для включения в инвестиционные программы на ближайшие годы, изучено состояние посещенных более 100 социальных объектов.
Кроме того, наряду с руководителями министерств, ведомств, коммерческих банков, за городами и районами Республики Каракалпакстан также закреплены сенаторы и депутаты Жокаргы Кенеса.
В ходе заседания члены Сената акцентировали внимание на таких вопросах, как несвоевременное выделение кредитных средств и задержка в выделении кредитных средств на некоторые проекты, не проведение координационной работы с учетом глубокого анализа исполнения проектов ответственными министерствами и ведомствами на территориях, закрепленных за ними.
Высказаны также предложения и рекомендации по проведению строгого депутатского контроля за исполнением Государственной программы, обсуждению депутатами местных Кенгашей на сессиях хода исполнения проектов, реализуемых в разрезе махаллей.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Далее заслушана информация министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии нормотворческой деятельности и правоприменительной практики государственных органов и организаций в 2020 году.
Отмечалось, что в 2020 году в министерство для проведения правовой экспертизы поступило около 2,5 тысяч проектов нормативно-правовых актов, касающихся нормотворческой деятельности государственных органов, из которых 2 310 нормативно-правовых актов прошли правовую экспертизу, 168 проектов возвращены без проведения правовой экспертизы.
Кроме того, министерством своевременно доставлены законодательные акты в более 140 государственных органов и организаций через программу «е-хат». Сегодня министерством создана информационная система «Государственный учет и распространение нормативно-правовых актов», позволяющая рассылать документы в электронном виде в почти 600 государственных органов и их территориальные отделения.
За одиннадцать месяцев 2020 года правоприменительная практика государственных органов изучена по 19 направлениям. В результате в Правительство внесено 14 проектов нормативно-правовых актов и 13 аналитических справок.
Вместе с тем, на заседании сенаторами отмечалась необходимость принятия мер по устранению назревших проблем в сфере нормотворческой деятельности и правоприменительной практики государственных органов и организаций.
В частности, не ведется работа по максимальному сокращению ведомственных нормативно-правовых актов, пересмотру законодательства общего характера, не влияющего на применение закона. Кроме того, не налажена в должной мере систематизация нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в конкретных сферах, в связи с тем, что не устранены необоснованные ограничения, чрезмерные административные процедуры и устаревшие механизмы.
Отмечалась необходимость развития практики согласования проекта нормативно-правового акта, прогнозирования возможных последствий при решении проблемы на этапах общественного обсуждения, в том числе обеспечения аналитическими документами, касающимися оценки выгод и расходов для граждан и субъектов предпринимательства.
Кроме того, говорилось о целесообразности ускорения органами государственной власти на местах подготовки «дорожных карт», направленных на отмену устаревших и потерявших свое значение решений и систематизацию законодательства. Говорилось о том, что актуальным является вопрос обеспечения преемственной связи нормативно-правовых актов, принимаемых на республиканском и уровне местной власти.
В ходе заседания также заслушана и критически рассмотрена информация Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и других государственных структур о состоянии правоприменительной практики.
При этом сенаторами отмечалась необходимость комплексного анализа нормотворческой деятельности и правоприменительной практики некоторых государственных органов в разрезе территорий и отраслей, повышения эффективности той или иной отрасли путем оказания методической поддержки.
Еще один важный аспект. В целях дальнейшей активизации участия физических и юридических лиц при оценке регулирующего воздействия ведомственных нормативно-правовых актов даны рекомендации по внедрению практики проведения живого обсуждения нормативно-правового акта или его проекта.
Министерству юстиции рекомендовано учитывать обращения граждан при планировании изучения правоприменительной практики в деятельности органов и ведомств государственного управления. В ходе заседания также подверглось критике недостаточное использование государственными органами инновационных методов правоприменительной практики, в том числе веб-технологий, даны соответствующие поручения в данном направлении.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
На этом первый день работы десятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.
Больше новостей на нашем Telegram канале: @ns_uz
Рекомендуем
Популярное
- АЭС в Узбекистане стала одной из важных тем, обсуждаемых на международном форуме «World Atomic Week»
- В Самарканде откроется филиал Университета Тушиа Италии
- Новые подходы к деятельности ООН: позиция Узбекистана
- Новые форматы сотрудничества
- Визит Президента Узбекистана в США завершился
- Президент Узбекистана встретился с соотечественниками и стипендиатами Фонда «Эл-юрт умиди»
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment