Главная партия

Она уверенно и убеждающе вошла в творчество в юные годы. И до сих пор чертит индивидуальный красивый путь своей жизни в творчестве, заняв нишу не только в оперном искусстве, но и во всей многоцветной палитре искусств страны. Муяссар Раззакова — настоящий мастер оперного искусства Узбекистана.
Много удивительного в ее судьбе и творческой биографии. Днем ее рождения судьба выбрала 29 февраля. И как раз в нынешнем високосном году Муяссар Раззакова празд¬нует юбилей. Именно в такие даты хочется оглянуться на пройденный жизненный путь и отметить в нем нечто главное, что происходило, что достигнуто, как обрел силу и уровень таланта.
Зная Муяссар Раззакову с ее студенческих лет, будучи ее наставником в сценической профессии с самых основ формирования ее личности, наверное, могу достаточно легко осмыслить самые разные этапы ее творческого пути. Вспоминается 1987 год, когда, будучи студенткой Ташкентской государственной консерватории, она стала активно и плодотворно заниматься в оперной студии. В замечательном творческом тандеме с выдающимся дирижером народным артистом Узбекистана Абдугани Абдукаюмовым мы поставили оперу Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Муяссар Раззакова подготовила в этом спектакле партию Розины и весьма удачно исполнила ее в целом ряде спектаклей.
Скажу откровенно, она проявила себя как пытливая и крайне перспективная молодая певица. Ее талант, вокальное и сценическое мастерство просматривались уже в первых серьезных работах. Освоившая вокальную школу двух выдающихся певиц Узбекистана, народных артисток, профессоров Розалинды Лаут и Саодат Кабуловой, Муяссар Раззакова органично соединила в своем формировании родную узбекскую и мировую культуру. Мало кто из певцов оказывается в состоянии органично совмещать академическую манеру вокала с совершенно иными принципами и традициями исполнения национальных опер. Муяссар Раззаковой это удается в полной мере. Вслед за Розиной певица подготовила и успешно исполнила в студийном спектакле и партию Виолетты из «Травиаты» Джузеппе Верди — этот образ тоже стал знаковым в ее исполнительской палитре.
Поступив в труппу ГАБТа имени Алишера Навои, М. Раззакова сразу заняла там ведущее положение, успешно исполнив и обогатив новыми красками многие главные и ответственные партии из мирового репертуара, участвуя в проектах по постановке спектаклей, впервые осуществленных на узбекской сцене. Нельзя не отметить и ее роль в пропаганде великих образцов итальянской оперной культуры, в которых она зарекомендовала себя как глубоко индивидуальный и зрелый мастер международного уровня. В ее репертуаре самые ответственные оперные партии лирико-колоратурного сопрано — Виолетта, Джильда, Лючия, Розина, Адина и многие другие. Весьма самобытен и вклад певицы в раскрытие
образов узбекских национальных оперных героинь — Ойхон, Лейли. Особо стоит отметить, насколько ярко и своеобразно проявила Муяссар свой талант в новой версии оперы Мухтара Ашрафи «Дилором», осуществленной в 1992 году. По словам многих очевидцев, в частности, народной артистки СССР Саодат Кабуловой (первой исполнительницы партии Дилором), М. Раззакова явилась самой яркой и утонченной исполнительницей этого образа.
В 1995 году мне в творческом союзе с М. Раззаковой довелось осуществлять международный проект. Впервые в Узбекистане специально для М. Раззаковой мы сделали постановку на языке оригинала выдающейся оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур», невероятно красивой по музыке и вокально-сценической драматургии и трудной технически. В образе Лючии мастерство и артистический темперамент М. Раззаковой блеснули новыми гранями. В сложнейшей партии главной героини она продемонстрировала и вокальное мастерство, и потенциал трагической актрисы, умело и тонко пропустившей через свою индивидуальность особенности замысла спектакля и образа. Спектакль с ее участием успешно идет уже почти два с половиной десятилетия на сцене нашего театра. Образ Лючии считается одним из пиков вокально-сценического мастерства Муяссар Раззаковой.
Стоит упомянуть и о ярком образе Джильды в опере Дж. Верди «Риголетто», искрометном воплощении образа Розины в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, о полном обаянии образа Адины в «Любовном напитке» Г. Доницетти. И среди этого яркого многообразия хочется особо оценить еще одну уникальную работу певицы в декабре 2008 года на сцене ГАБТа имени Алишера Навои в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Здесь Муяссар с ощущением совершенно нового для нее стиля воплотила образ Марфы — исконно русской героини, наполнив его трогательностью, трагизмом и теплотой.
Во множестве ценнейших свойств Муяссар Раззаковой особо хочется отметить ее стремление к просветительству. По инициативе певицы были организованы и проведены многие проекты, в которых мне довелось быть автором композиции, режиссером и ведущим. Это яркие и свое¬образные просветительские концерты М. Раззаковой по областям страны в начале двухтысячных, блистательная акция с участием мастеров мировой оперы Е. Образцовой и З. Соткилавы при участии народного артиста Узбекистана Исмаила Джалилова, концерт «Две золотые ветви оперы», где вместе с певицей на ташкентской сцене выступила мастер российской оперы — народная артистка России Маквала Касрашвили, ряд сольных бенефисных концертов на сцене родного театра и других площадках Ташкента. Большой резонанс вызвали ее выступления и на зарубежных сценах.
Стоит особо оценить роль М. Раззаковой в пропаганде вновь создаваемых произведений видных композиторов Узбекистана, большинству из которых своим ярким первым исполнением она дала пу¬тевку в жизнь. С большим мастерством и вкусом исполняет она и камерные произведения лучших композиторов Узбекистана.
Активна и педагогическая деятельность М. Раззаковой. Много лет она успешно возглавляет вокальную кафедру Государственной консерватории Узбекистана, являясь ее профессором. Многолетний опыт плодотворной сценической оперно-исполнительской работы не только в нашей стране, но и за ее пределами позволяет ей применять свои достижения и на поприще вокальной педагогики.
М. Раззакова — один из ярких ведущих мастеров оперного искусства Узбекистана. Она непременный участник всех важнейших акций и мероприятий, ведущая солистка ГАБТа имени Алишера Навои председатель или член жюри многих международных и республиканских конкурсов, активный и энергичный общественный деятель.
Не могу не отметить ее несгибаемую твердость характера, бескомпромиссность, стремление добиваться высоких результатов.
Андрей СЛОНИМ,
режиссер-постановщик ГАБТа имени Алишера Навои заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан.
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- В Узбекистане на 10 процентов повысят зарплаты, стипендии, пенсии и пособия
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment