Гарантировано Конституцией

С первых дней независимости Республика Узбекистан поставила перед собой задачу создания демократического правового государства, что было провозглашено в Конституции.
Конституция закрепила, что Узбекистан является суверенной демократической республикой, что демократия базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
В Конституции как один из основных политических прав предусмотрено право участия граждан в управлении делами общества и государства. Так, в соответствии со статьей 32 Конституции граждане данное право реализовывают как непосредственно, так и через своих представителей, что осуществляется посредством проведения референдумов и демократического формирования государственных органов.
В соответствии со статьей 43 Конституции права и свободы граждан обеспечиваются государством. Это обязывает государство создавать необходимые условия для реализации избирательного права граждан. В связи с этим государство создает и совершенствует систему законодательства о выборах, обеспечивает его неукоснительное соблюдение, а также гарантии избирательных прав граждан, определяет меры по привлечению к ответственности лиц, нарушивших избирательные права граждан.
В Узбекистане избиратели принимают участие в выборах свободно, то есть на добровольной основе.
Как известно, гарантии свободного участие в выборах и совершенствование их механизма являются одними из важных показателей демократизма избирательной системы. Законодательство о выборах некоторых стран (Австралия, Бельгия, Бразилия, Греция, Мексика, Турция и другие) предусматривает обязательное участие граждан в выборах, то есть граждане могут быть привлечены к ответственности за игнорирование выборов.
В Узбекистане созданы правовые гарантии обеспечения открытости и гласности при подготовке и проведении выборов. Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, участков, о составе избирательных комиссий, их местонахождении и времени работы, знакомят со списками избирателей, перечнем участвующих в выборах политических партий, сообщают сведения о кандидатах в депутаты, а также об итогах голосования и выборов. Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов.
На всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов имеют право участвовать наблюдатели от политических партий, выдвинувших кандидатов в представительные органы государственной власти, наблюдатели от других государств, международных организаций, от органов самоуправлений граждан, представители средств массовой информации.
В соответствии со статьей 57 Избирательного кодекса, избиратель не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, имеет право на досрочное голосование. Досрочное голосование начинается за десять дней до выборов и заканчивается за три дня до них.
Для осуществления досрочного голосования избиратель на основании заявления с указанием причины отсутствия в день выборов (отпуск, командировка, выезд за границу и другие) получает избирательный бюллетень у соответствующей участковой избирательной комиссии, который заполняется им в специально оборудованной кабине или комнате для тайного голосования. В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия по их просьбе организует голосование по месту пребывания.
Статья 101 Избирательного кодекса предусматривает порядок рассмотрения избирательными комиссиями обращений физических и юридических лиц.
Нормы данной статьи обязывают избирательные комиссии в пределах их компетенции рассматривать поступившие к ним в период проведения избирательной кампании обращения физических и юридических лиц о нарушении требований Избирательного кодекса или по другим вопросам организации выборов, за исключением жалоб на действия и решения избирательных комиссий, проводить проверки по этим обращениям и давать письменные ответы в трехдневный срок, а по обращениям, поступившим менее шести дней до выборов либо в день голосования, - незамедлительно.
Обращение, поступившее в участковую избирательную комиссию, в полномочия которой не входит разрешение поставленных вопросов, в трехдневный срок направляется соответствующим органам с сообщением об этом лицу, направившему обращение.
В Узбекистане созданы гарантии права обжалования решений избирательных комиссий. Так, в соответствии со статьей 102 Избирательного кодекса решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, выдвинувшими кандидатов, кандидатами, доверенными лицами, наблюдателями и избирателями в суд в течение пяти дней после принятия решения. Решения Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Узбекистан в течение десяти дней после принятия решения. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось менее шести дней, - незамедлительно. Лица, подавшие жалобу, имеют право непосредственно участвовать при рассмотрении жалобы.
В соответствии со статьей 27 Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве дела об оспаривании действий (решений) избирательных комиссий разрешаются административными судами с учетом правил подсудности.
В настоящее время законодательство Республики Узбекистан предусматривает административную и уголовную ответственности за правонарушения в области организации и проведения выборов.
Таким образом, конституционно-правовые гарантии реализации избирательных прав граждан Республики Узбекистан соответствуют общепризнанным нормам и принципам международного права, международным стардартам о выборах, служат свободному осуществлению права участия граждан в управлении обществом и государством, участию в формировании представительных органов государственной власти и в конечном итоге направлены на достижение главной цели страны – создания демократического правового государства, сильного гражданского общества.
Н.САИД-ГАЗИЕВА,
старший эксперт Конституционного суда
Республики Узбекистан.
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- В Узбекистане на 10 процентов повысят зарплаты, стипендии, пенсии и пособия
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment