Фактор открытости и гласности

09:26 05 Август 2021 Политика
355 0

архивное фото

По мере приближения даты выборов усиливается чувство сопричастности к политическим процессам, растет роль и значение общественного контроля.

В национальном избирательном законодательстве, равно как и в международных документах, на всех этапах подготовки и проведения выборов огромное место отводится институту наблюдателей. Он содействует прозрачности работы избирательных комиссий. Наблюдатели участвуют во всех мероприятиях, связанных с важным политическим процессом, следят за ходом голосования, подсчетом голосов, осуществляя функции общественного контроля.

Местные наблюдатели из числа представителей политических партий, органов самоуправления граждан на основе мандатов, выданных соответствующими комиссиями, могут присутствовать на избирательных участках и исполнять возложенные на них задачи. Наблюдатели имеют право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, участвовать на собраниях по выдвижению кандидатов, встречах кандидатов с избирателями, находиться на избирательном участке, наблюдать за ходом подготовительной работы, опечатыванием избирательных урн, регистрацией граждан, выдачей им избирательных бюллетеней, присутствуют при составлении протокола избирательной комиссии. Последние в свою очередь создают условия наблюдателям для выполнения своих функций.

Права и обязанности наблюдателей определены Избирательным кодексом Республики Узбекистан и Положением о наблюдателях от политических партий и органов самоуправления граждан, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии.

Важным аспектом обеспечения общественного контроля является то, что наблюдатели могут запрашивать и получать заверенные соответствующей избирательной комиссией копии документов о результатах выборов, не вмешиваясь в деятельность избирательной комиссии, сообщать о своих наблюдениях в соответствующую избирательную комиссию, если есть основания считать, что на избирательном участке допущены нарушения требований настоящего кодекса.

Закрепление в отечественном законодательстве отдельным пунктом прав наблюдателей позволяет в полном объеме обеспечивать общественный контроль, создать объективную картину всего хода выборной кампании, информировать об этом общество.

Наряду с этим в нескольких статьях Избирательного кодекса предусмотрены нормы, направленные на обеспечение общественного контроля. В частности, согласно статье 14, ЦИК заслушивает сообщения представителей общественных объединений по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов. А также приглашает их для участия в заседаниях Центральной избирательной комиссии (статья 15). Статья 23-я предусматривает отбор кандидатур в члены участковой избирательной комиссии из числа предложенных органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями.

Словом, в законодательстве Узбекистана четко определены правовые основы для обеспечения общественного контроля, направленного на открытое и гласное проведение избирательной кампании.

Нурали ШОДИЕВ,
доцент Академии государственного управления
при Президенте Республики Узбекистан,
доктор философии по политическим наукам (PhD).

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.