«Двигатель» с большим потенциалом

16:12 03 Декабрь 2021 Политика
1301 0

архивное фото

Обеспечение гендерного равенства, вывод хранительниц семейного очага из «домашней тени» и активизация их участия в современных организационных и управленческих процессах — актуальные вопросы не только для Узбекистана.

Хотя в глобальном масштабе принимаются последовательные меры, в реальности дело обстоит несколько иначе. В настоящее время не более чем двумя десятками государств руководят женщины. В составе парламентов большинства зарубежных стран их представительство не превышает 20 процентов. Роль и место женщин остаются невысокими не только в высшем, но и среднем звене управления экономикой.

Существуют и другие показатели, характеризующие отставание женской половины от мужской. При пропорциональном равенстве в мировом масштабе женщины владеют лишь сотой частью собственности. Несопос­тавим объем работы, выполняемой труженицами, с размером получаемых ими доходов. Удельный вес среди неграмотных и безработных опять же не в их пользу. Согласно другой информации, каждая третья женщина в мире хотя бы раз в жизни была
жертвой насилия. Она индивид, на чьи плечи взвалена большая часть домашней работы, плюс создание семейного уюта, уход за членами семейства. Словом, женщина — это недооцененный «двигатель» с большим потенциалом, но тратящий свою энергию в замкнутом круге.

Как свидетельствует мировая практика, гендерное неравенство характерно преимущественно для бедных стран, где слабо развита не только экономика, но и культура, образование, медицина. Правда, и в развитых странах наблюдаются издержки, но все же ситуация в них лучше. При этом в мире нет ни одной страны, где было бы достигнуто стопроцентное гендерное равенство.

На международном уровне равенство женщин и мужчин было за­креплено в Уставе ООН 1945 года и Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Защита прав женщин нашла свое отражение в Конвенции о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951 г.), Конвенции о политических правах женщин (1952 г.), Конвенции о дискриминации в области труда и занятий (1958 г.).

В 1979 году Генеральная Ассамб­лея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая вступила в силу в 1981 году и закрепила международный стандарт в отношении того, что подразумевается под равенством женщин и мужчин. В 1985 году на Всемирной конференции, проходившей под девизом «Равенство, развитие и мир», были приняты Найробийские перспективные стратегии в области улучшения положения женщин. Эти стратегии нашли свое продолжение на IV Всемирной конференции по положению женщин, проходившей в Пекине 15 декабря 1995 года. По ее итогам была принята Платформа действий, предусматривающая устранение всех препятствий на пути активного вовлечения женщин во все сферы общественной и част­ной жизни.

В настоящее время во многих странах принято законодательство по содействию равноправию полов, созданы национальные механизмы, призванные обеспечить должный учет гендерной проблематики во всех сферах экономики и общественного устройства. Международные организации стали уделять больше внимания положению женщин в обществе.

Узбекистан не стоит в стороне от позитивных мировых процессов. В республике идет активная работа по повышению роли и участия женщин в созидательных реформах. В действующее законодательство внесены серьезные изменения, направленные на поощрение участия женщин в политических, экономических, социальных и других видах общественной деятельности. Так, политические партии Узбекистана в соответствии с нововведенной системой квот должны выдвигать в законодательные и представительные органы власти не менее 30 процентов женщин. В результате реализации этой меры соотношение женщин и мужчин, участвующих в принятии решений в парламенте и исполнительской власти, заметно возросло.

У нас высок и уровень активности женщин, причем не только в госструктуре, но и в предпринимательстве. Женщины, как свидетельствует практика, являются достойными партнерами мужчин в семейном бизнесе.

Хотелось бы привести еще один пример, характеризующий изменение положения дел в нашей стране. Речь идет о росте научного потенциала соотечественниц. Если в 50-х годах прошлого века в Узбекистане было всего два академика — М. Хаджинова, работавшая ректором Ташкентского текстильного института, и Х. Сулайманова, возглавлявшая судебное производство в республике, то сейчас только в системе Академии наук трудятся семь женщин-академиков, 90 докторов наук, более 250 кандидатов наук. Немалая часть преподавательского состава как высших, так и средних учебных заведений занята ими. В школах доминируют бесспорно. Заработок женщин является важной частью дохода в семейном бюджете.

Эти достижения, равно как и другие, не возникли сами по себе. Они являются результатом всесторонне продуманной гендерной политики как составной части всей социально-экономической политики, проводимой руководством страны. На национальном уровне выполняются программы по улучшению положения женщин, усилению их экономических прав.

В последние годы в области реализации и улучшения гендерной политики в республике был принят ряд важных документов. В Сенате образован Комитет по вопросам женщин и гендерного равенства. Это говорит о том, что, во-первых, гендерная проблематика в республике находится под постоянным вниманием государства, во-вторых, Узбекистан идет в ногу со временем, учитывает обстановку, сложившуюся в мировой практике. Республика делает все возможное для поддержки женщин, не допускает принижения их роли в обществе. Об этом, например, свидетельствует видеоселекторное совещание, про­веденное 26 февраля этого года
Президентом Шавкатом Мирзиёевым, по вопросам решения проблем и социальной поддержке женщин.

Создаются условия, в том числе новые управленческие органы, одним из которых является Республиканский общественный женский совет, возглавляемый Председателем Сената Танзилой Нарбаевой. Важнейшей сферой его деятельности определено проведение системной работы по повышению общественно-политической активности женщин, поддержке их в предпринимательской деятельности, образовании и профес­сиональном развитии. Все чаще женщины занимают руководящие должности на республиканском и областном уровнях.

Статья 18 Конституции страны гласит: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения». Это же положение закреплено в статье 46 Основного закона. Кроме этого, в республике принято более ста нормативных документов о защите прав и свобод женщин, в том числе упреждающих их дискриминацию. Все это приносит свои плоды. Уровень экономической активности женщин в республике является достаточно высоким, а гендерное равенство становится малозаметным и не влияющим на их гражданский статус и общественное положение.

Г. АХУНОВА,
доктор экономических наук, профессор,

Н. ШАМШИЕВА,
кандидат экономических наук, доцент.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.