Дуальное образование: готовить профессионалов

12:14 18 Октябрь 2022 Общество
317 0

Фото: Иллюстративное

 Установление тесного сотрудничества между вузами и  работодателями — один из приоритетов реформы высшего образования в Узбекистане. Отсутствие такого партнерства приводит к разрыву между ожиданиями заказчиков кадров и квалификацией выпускников. К сожалению, модернизация учебных программ в вузах страны пока не поспевает за потребностями экономики. Преодолеть этот разрыв способно внедрение программ дуального образования. 

Они направлены на углубление сотрудничества учебных заведений с работодателями, повышение экономической конкурентоспособности молодежи на меняющемся рынке труда. Это становится еще более актуальным в связи с такими мировыми тенденциями, как глобализация и переход к наукоемкой экономике. С одной стороны, сейчас у молодых людей есть широкие возможности получения образования в любом университете мира благодаря онлайн-обучению и повышению мобильности студентов. С другой стороны, часть знаний, полученных в течение первого года обучения, устаревает еще до выпуска из вуза. Поэтому образовательные учреждения вынуждены постоянно адаптироваться к вызовам времени. 

Помочь им в этом способны потенциальные работодатели выпускников, активно участвующие в практическом обучении студентов.  

Существует большое количество исследований, описывающих модели дуального образования и их преимущества для стран СНГ, Европейского союза и США. Но практически не описан узбекский опыт, а мес-ным вузам и работодателям не предложен инструмент для расчета затрат и выгод дуальных программ.

Совместное обучение в образовательном учреждении и на предприя¬тии, в государственном учреждении или организации не является абсолютной новинкой для Узбекистана. Однако после распада Союза ликвидация централизованного планирования, приватизация, появление новых отраслей и профессий, а также частичная академическая за¬крытость университетов существенно изменили игровое поле. Все эти факторы требуют переосмысления деятельности узбекских вузов. При этом следует учитывать актуальные тенденции. Например, рабочие профессии и профессиональное образование значительно теряют свою привлекательность и престиж. Растет спрос на высшее образование, а его качество в ряде случаев не выдерживает критики. По некоторым данным, с 2017 года наблюдается устойчивое снижение числа поступающих в техникумы или колледжи почти на 37 процентов. В то же время увеличивается количество узбекистанцев, уезжающих на учебу за границу. Поэтому внедрение лучших мировых практик, в том числе дуального образования, становится жизненно важным для конкурентоспособности узбекских вузов. 

В Германии, которая считается основоположником дуального образования и его главным экспортером, традиции государственно-частного партнерства и устоявшаяся модель сотрудничества всех заинтересованных сторон обеспечивают его популярность. В 1972 году крупные компании «Bosch», «Daimler-Benz» (сейчас — «Daimler AG») и «Standard Elektrik Lorenz» выступили с инициативой адаптировать модель дуального образования к подготовке студентов по прикладным наукам. Это было связано с потребностью в хорошо образованных кадрах с высоким уровнем профессиональных навыков, которых не могли подготовить классические университеты. Сейчас высшие учебные заведения Германии предлагают более 1,5 тысячи программ дуального обучения.

Налажена взаимосвязь между университетами, производственными компаниями, торгово-промышленными палатами и государством. 

В Узбекистане кооперация работодателей и некоторых высших учебных заведений, готовящих специалистов для производства и аграрного сектора, сохранилась после 1991 года. Она хорошо развита и в сфере информационных технологий. Однако термин «дуальное обучение» впервые был определен на правовом уровне в 2021 году в постановлении Кабинета Министров «О мерах по организации дуального обучения в системе профессионального образования».

Невозможность слепого копирования немецкой системы широко обсуждалась во многих странах ЕС. Принятие любой модели невозможно без адаптации не только к законодательному полю, но и к реалиям страны. Необходимо учитывать состояние отраслей, традиции работодателей, деятельность торгово-промышленных палат, уровень корпоративной социальной ответственности, открытость учебных заведений и их способность адаптироваться к изменениям на рынке труда и образовательным трендам. В связи с этим на портале СОВАЗ Министерством высшего и среднего специального образования был вынесен на обсуждение проект закона о дуальном образовании в Узбекистане. Обсуждение законопроекта завершилось в сентябре. 

В рамках работы над проектом проводятся встречи с международными экспертными группами, семинары и конференции на республиканском и интернациональном уровнях. Разрабатываются «дорожная карта» по внедрению дуального образования в Узбекистане и концепции дуального образования для высших учебных заведений страны. После этого будет запущена кампания по обсуждению международного опыта и моделей дуального образования среди всех заинтересованных сторон — университетов, работодателей, профсоюзов, аналитических центров, специалистов по подбору кадров с привлечением Минвуза, Министерства занятости и трудовых отношений и Агентства по делам молодежи. 

Целью создания концепции дуального образования для узбекских вузов является популяризация этой модели путем широкого разъяснения ее сути и предоставления общих рекомендаций по внедрению. В ней определены три ключевых критерия такой формы обучения. Объем занятий на рабочем месте без отрыва от производства должен составлять не менее 40 процентов программы. Работодатели должны принимать участие в разработке дуальной программы, ее реализации, отборе студентов и оценке их достижений. Партнерство осуществляется в рамках специальных договоров, заключаемых между учебным заведением и предприятием или организацией. Трудовой договор может быть предложен студенту работодателем.

Он остается камнем преткновения, так как, с одной стороны, в законодательстве пока не предусмотрены экономические стимулы в отношении дуального образования для работодателей. С другой стороны, не все средние и малые фирмы, а также государственные учреждения могут предложить такой контракт как по финансовым, так и по бюрократическим причинам.

Несмотря на то, что дуальное образование в Узбекистане находится на ранней стадии развития, оценка его экономической эффективности для вузов и работодателей актуальна в нескольких отношениях. Во-первых, как и для любого инвестиционного проекта, важно предусмотреть результаты и рассчитать точку безубыточности. Во-вторых, при принятии решения об обучении студентов на рабочем месте работодатель должен оценить сопутствующие операционные расходы и сравнить их с затратами на стандартные процедуры отбора и найма. 

Образовательным учреждениям необходимо учитывать следующие моменты. При внедрении дуального обучения придется затратить средства и ресурсы на создание соответствующей программы, обучение сотрудников университета, занимающихся разработкой и координацией дуальных программ, их командировки на предприятия, в будущие места обучения студентов. Важно предусмотреть расходы на промоматериалы, полиграфию и рекламу, ремонт помещений, программное обеспечение, разработку базы данных студентов и работодателей и другие. 

Типичные дуальные программы охватывают от 100 до 500 студентов в год. В их осуществлении большая роль отводится координаторам. Они отвечают за подготовку студентов к стажировке, расширение базы работодателей, подбор наилучших вариантов взаимодействия студентов и предприятий, посещение мест стажировок и оценку достижений обучающихся. 

Количество затрат зависит от организационной модели подразделения дуального образования в вузе. Она может быть централизованной, когда сотрудник, ответственный за дуальное образование, координаторы групп по ДО и другие специалисты подчиняются непосредственно проректору вуза. 

Такой подход позволяет избежать дублирования функций, облегчает контроль качества и согласованности дуальных программ, способствует эффективному установлению и поддержанию контактов с работодателями, обеспечивает зачисление большого числа студентов, пред¬усматривает единый бюджет. Среди отрицательных моментов — недостаточное взаимодействие с педагогами, необходимость дополнительных усилий со стороны блока дуального образования по контролю за деятельностью преподавателей.

Децентрализованная система управления дуальной программой в вузе предполагает организацию работы на уровне отдельных факультетов или кафедр под контролем декана либо заведующего. В каждом подразделении создаются должности координаторов ДО. Такой подход обеспечивает тесный контакт между преподавателями, административными работниками и учащимися, глубокую интеграцию с академическими подразделениями. Педагоги занимаются посещением работодателей, оценкой студентов и, как следствие, приходят к лучшему пониманию соответствия программы потребностям предприятий и организаций. Чем теснее общение с работодателями, тем больше стимулов для профессионального роста учителей, так как они получают информацию о последних практиках и разработках в своей области. Однако эта модель дороже для вузов. Существует высокая вероятность, что в рамках отдельных дуальных программ будут применяться разные стандарты, подходы и процедуры. Для такой системы характерна несогласованность и лоббирование дуальных программ, низкое соотношение студентов и координаторов ДО. 

С учетом сказанного оптимальной представляется смешанная модель управления дуальной программой в вузе. Для нее характерно административное и методическое взаимодействие проректора по учебной работе, руководителей кафедр и факультетов, сотрудников, ответственных за дуальное образование, координаторов ДО и других. Эта модель сочетает в себе все преимущества и недостатки предыдущих подходов. Образовательное учреждение также имеет возможность создать отдельный проектный офис для координации дуальных программ.

Существует несколько источников их финансирования в условиях Узбекистана. Это плата за обучение, вносимая студентами. Больше рабочих часов, бесплатные помещения для семинаров позволяют зачислить большее количество студентов и, соответственно, увеличить доходы. Более того, хорошо разработанные и разрекламированные дуальные программы могут увеличить число абитуриентов. Источником может быть и оплата за участие в дуальной программе, которая покрывает административные расходы и составляет от 25 до 80 процентов бюджета в зависимости от политики вуза. Также возможно финансирование из Государственного бюджета.

Затраты работодателя в основном связаны с выплатами работникам, участвующим в программе, а также заработной платой студентам. Эти затраты можно сравнить со стоимостью традиционных способов отбора и найма молодых специалистов. Учитывая текущую экономическую ситуацию в Узбекистане, это сравнение может быть не в пользу дуальной программы. Однако работодатель получает такие преимущества, как быстрая адаптация будущего сотрудника и его гарантированная квалификация, хорошие практические навыки.

В Узбекистане созданы благоприятные условия для внедрения дуального обучения в вузах. После ожидаемого принятия закона о дуальном образовании необходимо предпринять дальнейшие шаги по совершенствованию правовых механизмов, разработке методических рекомендаций и, самое главное, увеличению количества практик. После решения законодательных и административных задач и накопления опыта актуальным станет вопрос стоимости дуальных программ и оценки их эффективности. При успешном прохождении всех этапов дуальное обучение приведет к росту конкурентоспособности отечественных вузов, выпуску профессионалов, обладающих всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. 

 

Ботир УСМОНОВ,
ректор Ташкентского 
химико-технологического института.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.