Чем удивим Лувр?

23:52 23 Февраль 2022 Культура
3321 0

Фото автора

На осень текущего года Фондом развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана запланирована организация выставки «Великолепие Центральной Азии. На караванных путях Узбеки­стана» в музее Лувра в Париже.

В экспозиции планируется представить уникальные археологические и музейные раритеты нашей страны, среди которых достойное место займет историческое наследие Самарканда. В настоящее время в древнем городе в самаркандском филиале Национального археологического центра Академии наук Узбекистана ведется кропотливая работа по реставрации деревянных обугленных панелей, обнаруженных в городище Кафиркала в Самарканде. Раритеты датируются VII—VIII века­ми н. э. и как произведение искусства имеют мировое значение.

— В ходе многолетних археологических раскопок и научного анализа ученые установили, что Кафиркала являлась загородной резиденцией самаркандских правителей эпохи раннего Средневековья, — говорит заведующая реставрационным отделом самарканд­ского филиала Национального археологического центра АН Узбекистана Марина Реутова. — Одним из важных итогов работ на городище стало почти полное вскрытие цитадели. Раскопки показали, что постройки относятся к зданиям дворцово-айванной системы. Внутренние части сооружений были богато украшены деревянной резьбой, стены покрыты разноцветной живописью сюжетного характера. Однако цитадель была разрушена по причине страшного пожара, случившегося здесь, как предполагают ученые, где-то в промежутке между 712 и 738 годами.

В процессе вскрытия одного из центральных помещений в северной части цитадели была обнаружена сенсационная находка — панно и ряд других декоративных элементов из резного обугленного дерева, которые датируются учеными VII—VIII веками. Уникальное открытие получило большой резонанс в научном сообществе. Это крупные предметы — панно, арка и одна доска. Находка уникальна своими размерами, сюжетной композицией и довольно хорошей степенью сохранности. Мировая наука и искусство обогатились поистине великолепным шедевром художественного наследия, который открыл новую страницу в истории среднеазиатского изобразительного искусства.

— Сюжеты, выполненные резьбой по дереву, имеют религиозный характер и относятся к периоду культа зороастризма, — продолжила М. Реутова. — Панно разделено на четыре яруса. Центральную часть двух верхних регистров занимает фигура женского божества — богини плодородия и материнства Наны-Анахиты, которая особо почиталась в древнем Иране, Хорезме и Согде. Эта прекрасная женщина, одетая в царскую одежду, восседает на престоле в виде лежащего льва. Вокруг ее головы священный нимб. С правой и левой сторон в четырех регистрах к ней идут люди в согдий­ской одежде. Они несут ей дары — разнообразные сосуды, подносы, священные переносные алтари.
В третьем регистре изображены музыканты. У них в руках арфы, лютня, рожок и круг с бубенцами. В нижнем, четвертом ряду стоящие коленопреклоненно фигуры. Предположительно композиция отражает торжества по случаю праздника Навруз.

Арка сохранилась частично. Большая часть ее левой стороны практически утрачена. В центре также изображена богиня Нана, здесь у нее четыре руки. Одна пара рук держит на поднятых вровень с головой ладонях символы солнца и луны. У другой пары рук левая придерживает на колене складки одежды, а правая, поднятая на уровне груди, держит жезл. Вокруг головы божества изображен нимб с языками пламени. Нана изображена на троне, в основании которого сидят два льва. По обе стороны к богине идут дароносцы, держащие в руках разные предметы.

Как предполагают ученые, помещение, в котором была сделана эта находка, являлось небольшим тронным залом правителя Согда. Панно украшало стену, находящуюся напротив возвышения с троном. Арка и доска обрамляли внутреннюю часть входа.

Эти предметы изобразительного искусства имеют довольно хорошую степень сохранности, чему, как ни парадоксально, способствовал пожар. Рухнувшие перекрытия кровли и части стен как бы законсервировали фрагменты дерева, которые в таком состоянии пролежали века. Но даже спустя столетия на обугленных панелях отчетливо прослеживаются сюжеты и высочайшее мастерство творцов прошлого.

В настоящее время в самарканд­­­с­ком филиале Национального археологического центра АН Узбекистана ведется реставрация уникальных находок, в которой участвуют специалисты из Франции. Осенью наряду с фрагментами керамики Афросиаба и гранитным камнем эпохи палеолита с петроглифами шедевры Кафиркалы займут место на выставке в Лувре. Это будет самаркандский отдел экспозиции, на которой будут широко представлены и другие раритеты из Узбекистана.

Ринат АБДУЛЬМАНОВ,
«Народное слово».

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.