Золотые постулаты Навои: справедливость, гуманность, забота о человеке 

16:55 07 Февраль 2025 Общество
389 0

Наша страна отмечает 584-летие гениального поэта, мыслителя и государственного деятеля Алишера Навои. Его плодотворная деятельность во многом способствовала развитию социально-политической, философской мысли народов Центральной Азии, расцвету литературы, культуры, искусства и науки. 

Непревзойденный талант Навои поднял стихотворное творчество тюркоязычных народов до вершин мировой литературы. Он стоит в одном ряду с такими представителями мировой поэзии как Омар Хайям и Саади, Рудаки и Фирдоуси, Гомер и Данте Алигьери, Шекспир и Байрон, Пушкин, Есенин и Лорка.

Сочинения поэта на всех сложных, переходных этапах истории приходили на подмогу человечеству. Не потому ли основные произведения Алишера Навои переведены на многие языки мира? Воспевая любовь к жизни, достоинства человека-творца, дружбу между людьми, свободу и мир, идеи гуманизма, поэт горячо призывал:

«Поймите, люди всей земли: вражда-плохое дело.
          Живите в дружбе меж собой – нет лучшего удела».

***

«Коль сам ты человек, тем словом звать не смей того,

Кому чужда печаль других людей».

***

«Лжеца, предателя ничем не устыдишь.
  «Тот не опора нам, кто лжив и кто бесстыж».

Его произведения охватывают широкий спектр тем, включая философию, религию, мораль, социально-экономические проблемы, актуальные и в современном мире. В своих мудрых высказываниях поэт призывает людей быть правдивыми, благородными, щедрыми, разумными и учтивыми.

«Главу свою перед отцом склоняй,

А сердце матери своей отдай.

Пускай отец — луна и солнце — мать

Тебе дорогу будут озарять». 

Он высмеивает пороки людей и зловредные нравы, прославляет такие чувства, как любовь и верность, воспевает братство народов. Мир Навои – это синтез общечеловеческих идей, это думы и чаяния гения о счастливой жизни всех людей. Поэтому произведения Навои созвучны всем эпохам.

«Твори добро и не болтай о том,

                                                             Хороших дел не порти хвастовством»                                                     

Алишер Навои также оставил значительное наследие в области экономической мысли. Его произведения часто затрагивали социальные проблемы того времени, что позволяет рассматривать их как ранние примеры экономических размышлений.

Поэма «Смятение праведных» — одно из важнейших сочинений Навои, где он рассуждает о вопросах этики, морали и социальной справедливости. Несмотря на то, что основной фокус книги направлен на нравственные аспекты человеческой жизни, многие идеи касаются также экономических и социальных проблем. В частности, Навои рассматривает экономическое неравенство, подчеркивая важность честности, справедливости и ответственности перед обществом. Поэт критикует стремление к накоплению богатства и неразумное расходование ресурсов, подчеркивает, что для успешного правления необходимо соблюдение принципов справедливости, а экономическая политика должна быть направлена на улучшение жизни простых людей.

Произведения «Девону лугатит турк» и «Mухакамат ул-лугатайн» тоже имеют важное значение для экономической и социальной мысли, поскольку в них содержатся определения терминов, связанных с финансами, социальными отношениями и политикой.

Навои часто подчеркивал, что истинное богатство человека заключается не в материальных ценностях, а в духовных, моральных качествах и мастерстве: «Богатство, приобретенное быстро, не доведет до цели, ничто не возрастает в цене от похвалы. Можно изготовить тысячу глиняных горшков, их цена не превысит одной монеты, даже если в день разобьется сто, никому не будет жалко. Ценность фарфорового сосуда высока в зависимости от сложности его изготовления».   

Поэт с большим сочувствием относился к беднякам и социальным низам, часто изображая их страдания и борьбу с несправедливостью.

«Ответа ждут — всю истину скажи,

Не говори ни хитростей, ни лжи».

В его произведениях звучит критика социального неравенства, когда богатые и могущественные правители эксплуатируют бедных, не обращая внимания на их нужды и страдания. 

                                                                                                                   «В богатстве и достатке славы нет,

А в жадности — причина многих бед».

 Особенно ярко это проявляется в знаменитом творении Навои «Хамса», где автор через образы героев, столкнувшихся с несправедливостью, поднимает вопросы бедности и эксплуатации. Так, в философском сочинении «Смятение праведных» затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности, обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков, лицемерие шейхов.

«Фархад и Ширин» — героико-романтическая поэма о любви богатыря Фархада к красавице Ширин, на которую претендует персидский шах Хосров. Навои приводит примеры того, как богатство, власть и жажда наслаждений способны разрушить внутреннюю гармонию человека и привести к его моральной деградации.

 «Стена Искандера» — последняя поэма цикла, написанная о жизни справедливого правителя-мудреца Искандера и затрагивающая вопросы рыночной экономики, например, торговый баланс, обман покупателей и другие.    

Всю свою жизнь Алишер Навои совмещал литературную деятельность с политической. Будучи человеком высокого положения, он внес значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны, покровительствовал людям науки, искусства и литературы. Несмотря на высокое положение при дворе, высказывал критику в отношении избыточного потребления и накопительства:

«Велеречивость – гордость болтуна,
В обжорстве – низость алчности видна».

Алишер Навои глубоко анализировал роль труда в жизни человека, особенно в случае земледелия. «Дехканин, который сеет зерно, — пишет Навои, — открывает путь к пропитанию, вспахивая землю, сеет зерно честным трудом, и каждое зерно доводит до семисот. Благодаря зерну муравейник благоустроен. Зерном кормятся опьяняющие своим пением соловьи, и от этого пропитание жнеца. Птицевод благодаря ему получает желаемое, а сенокос — достигает цели. Им нищий насыщается, а дом становится благоустроенным. Приезжему еда готовится из него, а дервишу он пропитание. Печь пекаря им греется, дела мучника им интересны, пропитание горожанина, сила чужеземца — от зерна. И казна богата жемчугом и золотом благодаря зерну. Столько добра есть от того, что дехканин сеет зерно…». Этот отрывок представляет собой глубокий анализ труда дехканина и его ценности для общества.

В произведениях Навои также затрагиваются темы, связанные с экономическими и гуманитарными кризисами. В условиях войны, раздробленности и неопределенности его времени, социально-экономическое положение людей было крайне сложным. В поэзии и философских трактатах он описывает, как экономические проблемы, голод, безработица, безденежье, ведут к социальной нестабильности и политическим потрясениям. Навои анализирует причины этих кризисов. Его размышления о справедливости и должной экономической политике становятся своего рода наставлениями для правителей.

Алишеру Навои принадлежат мудрые строки: «Расточительность и мотовство — это не щедрость, а хвастовство. Того, кто сжигает свое имущество, сумасшедшим называют, того, кто днем не гасит камфарную свечу, безумцем величают. Давать людям деньги напоказ — это подлость, а за это называть себя щедрым — это наглость, так что не щедр, а подл тот, кто не дает, пока не видит народ. От щедрости далек и тот, кто привык только после просьб давать, но лучше уж не давать, чем приставать. Щедрым считай того, кто половину последней лепешки голодному дает; настоящим человеком считай того, кто сам не ест, а все нуждающемуся отдает». Поэт и мыслитель призывает к более глубокому осмыслению социальных процессов, останавливаясь на необходимости гуманности в экономике.       

Его произведения могут служить вдохновением для современного общества в поиске решения экономических проблем. Ведь вопросы бедности, социального неравенства, жадности и экономической нестабильности не утратили значимости.                                                         

Как истинный гуманист, поэт большое внимание уделял вопросам обучения и воспитания ребенка, которого считал светилом в доме, приносящим в радость и счастье. «Ребенку, — писал Навои, — с малых лет необходимо дать правильное воспитание, сообразуясь с возрастом, а к изучению наук надо приступать как можно раньше. Овладение науками и ремеслами должны быть полезны народу, ибо тот, кто получил знания и не сумел их применить, похож на крестьянина, вспахавшего поле, но не засеявшего его».

«Когда ты встретишь трудность на жизненном пути,

Помогут ум и мудрость решение найти».

Наследие Алишера Навои — это бессмертное духовное сокровище. Поэт призывает стремиться к знаниям, быть честным и справедливым, добросовестно трудиться, ценить и воспитывать человечность. Вот почему молодежь должна глубоко изучать творчество Навои, черпать из него вдохновение, строя свое будущее. Тогда грандиозные идеи поэзии Навои останутся яркой звездой и для грядущих поколений.

Мухлиса МУХИТДИНОВА,

доцент Ташкентского государственного экономического университета.   

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.