Знания — реальный источник богатства
иллюстративное фото
Для подъема экономики людям необходимо овладевать высоким уровнем знаний, навыков и умений, в том числе информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Вместе с тем многие вопросы до сих пор остаются открытыми из-за недостаточного развития
сферы ИКТ и слабого обмена информацией.
В Концепции ЮНЕСКО в области образования до 2030 года определено обеспечение возможности обучения на протяжении всей жизни через официальные и неофициальные направления, в том числе с использованием цифровых технологий.
Качественное образование — основа искоренения нищеты, улучшения охраны здоровья и образа жизни населения, повышения благополучия, поддержки инклюзивной экономики, формирования устойчивых и спокойных обществ. При этом высшие образовательные учреждения играют важную роль в предоставлении исследований и продуктов, оказывающих положительное воздействие на отечественное, региональное и национальное развитие или достижения стратегических целей, а также поддерживающих экономический рост. В действиях по координации участия вузов в системе инноваций и предпринимательства большое значение имеет то, что создаваемые инкубаторы, акселераторские центры оказывали преподавателям, работникам или студентам услуги для создания стартапов, обеспечения нужными средствами и вывода коммерческих продуктов университетов на рынок.
Как подчеркивает Президент, важным условием динамичного развития Республики Узбекистан является ускоренное внедрение современных инновационных технологий в отрасли экономики, социальную и иные сферы с широким применением достижений науки и техники.
Внедрение в Узбекистане современных инновационных идей, разработок и технологий будет способствовать обеспечению высоких темпов роста во всех сферах, вхождению нашей страны в ряд государств с развитой экономикой. Стратегия действий преследовала развитие образования и науки. Курс велся на поощрение, стимулирование исследований, создание эффективных механизмов внедрения научных и инновационных достижений в практику. Были открыты научные и экспериментальные специализированные лаборатории, высокотехнологичные центры, технопарки при вузах и научно-исследовательских институтах.
Проблемы и их решения
По имеющимся данным, в 2017 году в мире 262 миллиона детей и подростков 6—17 лет не были охвачены школьным образованием. Опираясь на нынешние тенденции, можно сказать, что к 2030 году эта цифра может сократиться лишь до 225 миллионов. Затраты на образование составляют 4,7 триллиона долларов в год. Три триллиона долларов, или 65 процентов от общего объема, приходятся на страны с высокими доходами, а 22 миллиарда долларов, или 0,5 процента, — на страны с низкими доходами, хотя численность детей, достигших школьного возраста, одинакова в обеих группах. Из этих цифр видно, что вопрос охвата детей современным образованием продолжает оставаться актуальным. Во многих развивающихся странах нехватка квалифицированной рабочей силы, недостаточность качества и охвата высшим образованием становятся основными причинами безработицы.
Научный потенциал каждой страны определяется исходя из численности ученых. По статистическим данным, в Узбекистане приходится по 476 ученых на каждый миллион человек. В мире этот показатель равен 1 478 ученым. В Израиле — 8 342 — на миллион человек,
в Республике Корея — 7 498, в США — 4 245, в России — 2 822 ученых. Потому нам необходимо создавать учебные площадки и образовательные учреждения по подготовке современных кадров для расширения инновационного предпринимательства, которые обеспечивали бы технологическое развитие отраслей экономики и социальной сферы.
Одна из основных проблем — сохранение низкого уровня финансирования исследований. Средства, выделяемые на развитие научно-инновационной деятельности, не соответствуют нынешнему состоянию экономики. Их основная часть направляется на выплату заработной платы. Средства на развитие науки составляют всего 0,2 процента ВВП, а мировой показатель — 1,7 процента в среднем.
На проведенном 16 июня этого года под председательством главы государства видеоселекторном совещании, посвященном развитию образования, было подчеркнуто, что нет связей между министерствами, предприятиями соответствующих отраслей и научными организациями. Это становится препятствием во внедрении отечественных научных разработок в практику и повышает технологическую зависимость производственных предприятий, так как они вынуждены закупать готовое оборудование за рубежом.
Развитие малого и среднего бизнеса и инновационного предпринимательства должно стать самым важным механизмом. В противном случае средства, потраченные на науку, не окажут никакого воздействия. Для развития производства нужно внедрять разработки и усилить механизм их перевода из науки в практику. Для этого требуется реализовать целевые технологические платформы, усилить работу отделов проектирования и исследования в научно-исследовательских учреждениях.
Целесообразно совершенствовать преподаваемые в университете дисциплины с учетом передовых технологических направлений и установить связи с научными учреждениями. Нужна модернизация технологической базы предметов в университете. Как и реализация конкретных мер в данном направлении. Следует расширить сеть научно-исследовательских учреждений, охватывающих основные перспективные направления. Университеты должны объединиться с научно-исследовательскими институтами и формировать на этой основе инновационные кластеры.
Чтобы обеспечить производство качественной, конкурентоспособной и дешевой продукции, нужно привлекать частный сектор к научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе. В целях расширения данного направления внедряется практика финансирования научных проектов частным сектором и промышленными институтами на паритетной основе.
В некоторых странах искусственный интеллект широко используют в государственном управлении, обороне и национальной безопасности, промышленности, образовании, туризме, сфере бизнеса. Развитие искусственного интеллекта вносит большой вклад в прогресс нейрохирургии, генетики, биоинжиниринга, кибернетики, нанотехнологий, биохимии, а также в развитие других фундаментальных и практических исследований.
Цифровая экономика не только улучшает качество продукции и услуг, но также сокращает излишние расходы. Самое важное, она является эффективным фактором искоренения коррупции.
Узбекистан стремится к развитию устойчивой научно обоснованной экономики, инновационной экосистемы, повышению уровня и качества жизни людей, возведя фундамент третьего Ренессанса.
Структурные изменения в экономике очень важно продолжить через разгосударствление собственности, развитие государственно-частного партнерства, усиление конкуренции и особенно через привлечение новых инвестиций, способствующих внедрению новых технологий.
Конкуренция является основным фактором, который создает в обществе спрос на новшества и модернизацию. Структурные реформы должны быть направлены на ее развитие, усилено законодательство в сфере защиты конкуренции.
Форсайт-технологии
Для определения перспективных направлений страны требуются нестандартные технологии. Форсайт-технологии — это технологии по определению вариантов научного, технического, социально-экономического, политического или экологического развития на долгосрочную перспективу.
Форсайт-исследования основываются на системном подходе. Они предполагают всестороннее изучение всех элементов системы (страна, промышленность, экономическая система) через определение цели каждого элемента и взаимоотношений между ними, а также их связей с внешней средой. В рамках системного подхода определяются сильные и слабые стороны объекта исследования, его статуса в мировой системе, изучаются внешние и внутренние условия его работы. На этой основе определяются национальные приоритеты и стратегические направления развития в будущем.
Прогнозирование, оценка технологии, выполняемые в будущем исследования — это попытка определения долгосрочных тенденций и координации принятия решений по ним. Форсайт является процессом, вобравшим в себя все заинтересованные стороны, включая общественные организации, промышленные предприятия, научные центры, негосударственные фонды и другие. Ставится цель — создать необходимые представления о будущем и определить стратегию. Основная идея форсайта — это определение путей развития в течение 15—20 лет науки, техники, социальных и других структур, важных для прогресса. Страны или корпорации, занявшие в этих сферах ведущие места, обретут заметное превосходство на мировых рынках и в конкуренции за политическое влияние. Прогнозирование с точки зрения управления развитием создает основу для принятия решений о долгосрочных инвестициях до 15—30 лет. Форсайт как технология определения приоритетных направлений развития препятствует «роспуску» средств и дает возможность обратить внимание на организацию технологических достижений по основным направлениям.
Сейчас поднимаются вопросы о создании прогнозирующих организаций, которые будут вести исследования с масштабными проектами. По мнению ученых, технология прогнозирования рассматривается как средство оценки перспективных направлений науки и технологий, которые могли бы внести вклад в повышение конкурентоспособности компании. К тому же среди бизнес-элиты почти всех стран прогнозирование становится важнейшим фактором конкурентоспособности.
Исследования, проведенные институтом Маккинзи, показывают, что к ХХII веку 70 процентов рабочих мест в Европе и 80 процентов в США будут рассчитаны на интеллектуальных сотрудников. Как отмечает ученый-исследователь Чарльз Хэнди, освоение знаний и ноу-хау, умение ими пользоваться — это новый источник богатства. И, конечно, знания будут управлять возможностями организации, интеллектуальное богатство превосходит материальное.
Инновации не только имеют технический характер, а инновационность должна касаться всех направлений деятельности предприятия — маркетинга, финансов, управления человеческими ресурсами, в целом менеджмента и других составляющих.
Надо помнить и о том, что технология прогноза — это активное прогнозирование, не исключающее также и поправки направлений, это постоянное наблюдение за динамичными возможностями компании и изменениями на рынке. Кроме того, посредством организации и реализации прогнозной программы компания развивает свои динамические способности. С течением времени эти способности усиливаются и открывают новые горизонты для стратегического развития.
Таким образом, метод форсайта — это комплекс средств, позволяющих не только прогнозировать возможные в будущем проблемы, но также ставить цели в виде ожидаемых результатов, определять текущее состояние. Это — активный прогноз, вобравший в себя элементы воздействия на будущее.
Форсайт играет решающую роль в том, чтобы заблаговременно узнать объекты, которые могли бы оказывать активное влияние на внешнюю среду и были бы способны изменять свое состояние для достижения нужного уровня в будущем. Такие способности соответствуют экономическим объектам всех уровней сложности. Ведь в отличие от природных объектов они создаются в процессе целевой деятельности и подчиняются факторам неопределенности и риска.
Поэтому не будет ошибкой сказать, что технология прогнозирования — это инструмент для того, чтобы заблаговременно представлять состояние экономического объекта в будущем, также это и подход к определению имеющихся в настоящее время ресурсов, которые помогут достижению нужных экономических показателей в перспективе.
Шерзод МУСТАФАКУЛОВ,
ректор Кокандского университета,
доктор экономических наук, профессор.
Рекомендуем
Популярное
- В Ташкенте прошел фестиваль «Музыкальный мост»
- Фантасмагория красок с самаркандским колоритом
- Духовный свет «Звезды Востока»
- В Узбекистане прошел первый теннисный фестиваль «Объединение поколений»
- АГМК запустил новое производство
- Турция отмечет 102-ую годовщину со дня основания Республики
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment