Живое сопереживание переполненного зала

10:09 16 Ноябрь 2023 Культура
1067 0

Фото: Ю. Полянский

Недавно на сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои с большим успехом прошел необычный спектакль. Дело в том, что он был подарен публике в день открытых дверей. В этот вечер каждый желающий мог свободно зайти в зрительный зал и познакомиться с оперным искусством. Театр время от времени практикует такой демократический способ приобщения зрителей разных поколений к миру оперы и балета.

Публике была представлена опера «Сельская честь» итальянского композитора Пьетро Масканьи. Именно эта опера открыла в XIX веке целую галерею оперных произведений принципиально нового направления. Вместо привычных особ знатного происхождения на сценах оперных театров появились представители народа, люди простого происхождения. Но масштабы чувств и страстей, истинная экспрессия и эмоциональность ни в какой мере не уступали знатным героям романтических опер. Важно и принципиально ново было и то, что композиторы этого направления стремились раскрыть характеры героев во всей их противоречивости.

Это направление назвали «веризмом» (от итальянского корня «vero», что означает «правда»). Максимально заострив и внеш¬ние, и внутренние конфликты, авторы веристских опер ставили своих героев в предельно экстремальные ситуации, в которых земной человек обнаруживал присущие ему противоречия духа и вынужденно преодолевал ситуации, из которых далеко не всегда выходил в сохранности позитива своих черт характера. По этим законам и создана опера П. Масканьи «Сельская честь». Суть произведения в недозволенности искажений духовных устремлений людей. Это одна из сверхзадач оперы, ярчайших произведений-предостережений.

По-итальянски название данной оперы звучит как «Cavalleria rusticana», что означает приблизительно «Рыцарство по-деревен¬ски». В итальянском исходном названии оперы легко уловить иронию и сарказм в понимании чести и достоинства жителями простой сицилийской деревни по¬следней трети ХIX века.  

Спектакль, наделенный режиссером-постановщиком — заслуженным деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом предельной динамикой действия и драматизмом раскрытия характеров в полном согласии с прекрасной, динамичной и насыщенной музыкальной драматургией 
П. Масканьи, четко и выразительно раскрывает это неоднозначное, противоречивое и недоброе пиршество эгоцентрических порывов, устремлений и страстей. 

Спектакль, показанный широкой ташкентской публике в этот день, излучал энергию и динамику буквально с первых моментов действия. Чувствуется, была проделана большая работа над каждым моментом проживания героями ситуаций и событий. Молодой дирижер Руслан Бекмаев включился в нее с должной творческой отдачей. Его дебют в качестве дирижера спектакля стал органичным и плодотворным.

Анастасия Юдина в образе Сантуццы на высоком уровне воплотила сценически непростой образ своей героини. Туридду у молодого тенора Бекзота Садыкова предстал увлекающимся и легкомысленным молодым человеком. Махмуд Рузиев раскрыл в характере своего Альфио черты самодовольного благополучия и неукротимую ярость оскорбленного мужа-собственника. Молодая и запоминаю¬щаяся Эмине Джевдетова смело рисует свою Лолу как влюбленную в собственную красоту женщину, убежденную, что ей безнаказанно дозволено все. Эльмира Мамедова в образе матери Туридду Лючии мудра и способна осознать суть событий.

Хор театра, участники детской студии и артисты миманса создают разнохарактерные образы жителей деревни, полноценно участвующих в спектакле. Главное таинство театра заключено в том, что каждое исполнение одного и того же спектакля одними и теми же исполнителями по-своему неповторимо. Зрители награждали практически каждый эпизод спектакля аплодисментами, а в финале — продолжительными овациями.
С особой силой проявила себя и благотворная атмосфера дня открытых дверей. В такие дни живое дыхание и излучение энергии переполненного зала вызывают у исполнителей стремление работать полноценно и многогранно, радуясь сопереживанию многочисленной публики. 

Оперный театр — театр особенный, со своими неповторимыми средствами выразительности в неразрывном единстве прекрасного пения, трогающей души фразировки, актерской органики и мощного участия хора, оркестра. И каждый раз он приходит к зрителю с его высшей правдой, которая в убедительном постановочном решении и в прекрасном исполнении не может не восприниматься зрителем.

Джахон НОДИРОВА, 
«Народное слово».

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.