Завораживающее путешествие по сказкам Гофмана

13:25 30 Апрель 2025 Культура
156 0

Фото: Фонд развития культуры и искусства

В Ташкенте с успехом прошла премьера оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» в постановке знаменитого итальянского режиссера и сценографа Стефано Поды. 

Зрители увидели грандиозный оперный перфоманс, в котором оживают фантастические миры из воспоминаний знаменитого писателя и романтика. Рожденные на стыке классической музыки, театра, современного концептуального искусства, дизайна и технологий, они поражают воображение и рассказывают историю о поиске истины, любви и гармонии, длинной в человеческую жизнь.   

Постановка Стефано Поды уже покорила зрителей и театральных критиков по всей Европе. По приглашению Фонда развития культуры и искусства Узбекистана режиссер поставил знаменитый спектакль на сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, задействовав лучшие творческие силы ГАБТа. «Сказки Гофмана» стали главной премьерой Международного фестиваля оперы и балеты, который продолжается в столице.      

Сюжет спектакля построен на произведениях и биографии Эрнста Теодора Амадея Гофмана — великого немецкого романтика, писателя, поэта композитора, литературного критика и карикатуриста. В его литературное наследие входят три мистические новеллы: «Песочный человек», «Сказка о потерянном отражении» и «Советник Креспель», которые легли в основу сочинения Оффенбаха. Композитор и либреттисты оперы, премьера которой состоялась в Париже в 1881 году, сделали Гофмана героем собственных произведений и отобразили его воспоминания, творческие фантазии и духовные искания. Грезя об идеальной возлюбленной, поэт Гофман вспоминает три большие любви своей жизни — прекрасную бездушную Олимпию, которая оказалась куклой, одаренную молодую певицу Антонию, погибшую в расцвете лет, и венецианскую куртизанку Джульетту, «похитившую» его отражение. 

Сочинение оперы потребовало от Жака Оффенбаха больших усилий, он был серьезно болен и боялся, что не успеет увидеть оперу на сцене. При жизни маэстро она была исполнена в домашней обстановке, но автор действительно не дожил до дня, когда оперу представили публике. Она имела огромный успех в Париже, уже в первый сезон была исполнена 101 раз. Сейчас произведение входит в постоянный репертуар оперных театров всего мира. Ежегодно дается более 700 представлений «Сказок Гофмана». 

Постановка Стефано Поды — одна из самых смелых, зрелищных и захватывающих инсценировок оперы. Она словно живой организм, где сценография, декорации, музыка, свет, костюмы — такие же полноправные участники действия, как и артисты. 

Спектакль полон новаторских дизайнерских находок, которые завораживают, гипнотизируют, сбивают с толку персонажей и зрителей как в путанном, но прекрасном и неповторимом сне. Будь то вращающаяся комната главного героя, вписанная в декорацию, гигантская граммофонная пластинка с голосом из прошлого или загадочные подвижные манекены — не то ожившие куклы, не то застывшие люди. 

В хитросплетении образов, музыки и смыслов три трагические истории любви, побег от одиночества, поиск недостижимого идеала, осознание призрачности земного существования и счастья, которое дарит только истинное творчество.      

Опера стала большим профессиональным экзаменом для труппы ГАБТа имени Навои. Премьера показала, что артисты сдали его на отлично, проявив новые грани таланта, вокального и сценического мастерства. В первый день премьеры с этой задачей блестяще справились: народный артист Узбекистана и Каракалпакстана Женисбек Пиязов, заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов, ведущие солисты Дониер Алимов, Умид Исроилов, Екатерина Свиридова, Малика Норматова, Феруза Юсупова и другие. Блестящее музыкальное сопровождение спектакля представил Национальный симфонический оркестр Узбекистана под управлением Алибека Кабдурахманова.   

Перед премьерой Стефано Пода рассказал журналистам, как работалось над оперой в Ташкенте, поделился своим видением спектакля. 

— Поездка в Ташкент стала для меня настоящим подарком — артисты театра, организаторы фестиваля проявили большой энтузиазм в нашей совместной работе. Музыкальный материал оперы очень сложный. Я был удивлен, насколько хорошо справились с ним узбекские солисты. Они проделали серьезную работу, привнесли в спектакль новую энергию. Это была не только игра чувств и эмоций, но и нахождение нового пути быть артистом, — подчеркнул Стефано Пода. — Опера «Сказки Гофмана» — одна из моих любимых постановок. Впервые поставил ее в Лозанне в Швейцарии, затем в бельгийском Лежье, Тель-Авиве и Мюнхене. Это спектакль-путешествие, арт-инсталляция, сценическая фантазия. 

Как подчеркнул маэстро, сценография оперы, представленная в Ташкенте, была такой же как в других странах. Но обустроить ее здесь, обыграть в спектакле, было определенным вызовом.       

— Я счастлив, что нам это удалось. Надеюсь, аудитория насладилась нашим творением, где соединились артистический талант, танец, драма, мои мечты и опыт. Меня часто спрашивают, каковы главные идеи оперы «Сказки Гофмана». Считаю, что в случае современного искусства объяснять их не стоит. Спектакль нужно смотреть, слушать, чувствовать и находить связи, гармонию, мораль. Пусть у каждого они будут свои. А музыка — это способ оторваться от реальности и начать путешествие к открытию смыслов жизни. 

Фантастическое путешествие по «Сказкам Гофмана» четыре вечера срывало горячие аплодисменты зрителей. Премьера, несомненно, стала новой страницей в театральном искусстве Узбекистана и творческой жизни ГАБТа имени Навои.  

Юлия ЛОГВИНА,
«Народное слово».
 
 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.