За рубеж — на свой страх и риск

архивное фото
Нелегальная трудовая миграция — вопрос острый для нашей страны. Несмотря на принимаемые меры, находится немало лиц, занимающихся трудоустройством граждан за рубежом в обход законодательству.
Исследовательский институт правовой политики при Министерстве юстиции провел исследование, касающееся трудовой миграции. О его результатах рассказал ответственный сотрудник института Ш. Мирзаев.
За период 2013—2021 годов в нашей стране в данной сфере принято около 100 нормативно-правовых документов, более 30 из которых — приказы Министерства занятости и трудовых отношений. Вместе с тем в странах СНГ процессы трудовой миграции, в том числе регистрация мигрантов, их проживание, трудовая деятельность и интеграция, регулируются соответствующими законами.
Недостаточно высокий уровень организации трудовой миграции в нашей стране негативно влияет на все ее этапы — от найма работников до заключения трудовых контрактов, что в конечном итоге способствует усилению процесса торговли «трудовыми рабами». В настоящее время мигранты с относительной организованностью направляются для трудоустройства лишь в Российскую Федерацию, Республику Корея, Польшу и ряд других стран. По некоторым данным, в России, Казахстане, Объединенных Арабских Эмиратах и Республике Корея трудятся от трех до пяти миллионов граждан Узбекистана. Несмотря на законодательные инициативы, отсутствие системной организации по привлечению трудовых мигрантов и эффективного оперативного контроля создает условия для найма узбекистанцев обманным путем.
В Узбекистане вопросами трудовой миграции граждан серьезно начали заниматься с 2016 года. При Министерстве занятости и трудовых отношений организовано Агентство по вопросам внешней трудовой миграции и его филиал, представительства за пределами страны. Также при министерстве создан Фонд поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.
Несмотря на работу агентства по организованному найму и направлению на трудовую деятельность за рубеж узбекских мигрантов, основная их часть покидает страну с этой целью самостоятельно. В 2020 году агентство помогло 10 272 гражданам страны (0,7 процента от общего числа узбекских работников за рубежом) с работой за границей. Это можно объяснить тем, что заключившим с агентством договоры о сотрудничестве фирмам и компаниям требуются сотрудники, имеющие высшее образование или высокую квалификацию по востребованным на рынке труда специальностям.
Еще одна актуальная проблема — отсутствие единой базы данных трудовых мигрантов Узбекистана за рубежом, а также реестра надежных иностранных работодателей. Это приводит к потере доверия к предложениям фирм со стороны граждан нашей страны, а также нарушениям их трудовых прав.
Ежегодно рынок труда Узбекистана увеличивается в среднем на 700 тысяч человек, число граждан, официально признанных безработными, составляет два миллиона. Очевидно, что агентство просто физически не в состоянии охватить всех желающих работать за границей. С учетом этого в нашей стране разрешена деятельность частных агентств занятости. Однако многие из них не пользуются доверием среди населения, а некоторые даже уличены в мошенничестве. Так, например, гражданин Иброхим Жонузаков за период руководства созданными им компаниями «Global Works Resources» и «Profelite Imp Xususiy Bandlik Agentligi» с января 2017-го по август 2019 года незаконно присвоил денежные средства граждан в размере 6,5 миллиарда сумов, пообещав трудоустроить в Республике Корея 181 человека. Сейчас он находится в розыске.
Кроме того, выявлены случаи незаконного вымогательства денег у граждан такими частными агентствами занятости, как «Human», «Consort», и другими под предлогом необходимости расходов при составлении трудовых контрактов, страховании мигрантов, получении для них разрешительных документов и так далее. На данных субъектов заведены уголовные дела за мошенничество.
Исследование также помогло выявить отсутствие социально-экономической и правовой поддержки лиц, ищущих работу, а также системы предоставления кредитов для трудоустройства за рубежом, подготовки специалистов высокой квалификации. Установлен большой риск радикализации молодежи, осуществляющей трудовую деятельность в Российской Федерации и Казахстане.
По всем выявленным проблемам специалистами Исследовательского института правовой политики выработан ряд предложений и рекомендаций по реализации организационно-правовых мер. В частности, предлагается внести изменения в законодательные акты в целях внедрения эффективного механизма по социально-экономической и правовой поддержке трудовых мигрантов, совершенствованию системы подготовки востребованных на рынке труда специалистов.
Подготовила
Гулбахор ТАНГИРОВА,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- О дополнительных мерах по обеспечению стабильности цен на потребительских рынках
- Комплексно и на долгий срок: Росатом и Агентство по атомной энергии КНР подписали программу сотрудничества
- Созданы окружные комиссии
- ВОЗ: Эпидемия холеры зафиксирована еще в четырех странах
- Референдум — демократичный способ внесения поправок в Конституцию
- Обсуждены вопросы взаимодействия в сфере противодействия коррупции
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment