За действенность норм

09:08 23 Ноябрь 2022 Политика
292 0

Фото: Пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса

 

Состоялось очередное пленарное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Депутаты рассмотрели пакет законопроектов, подготовленных инициаторами и предварительно обсужденных на заседаниях фракций политических партий.

Госбюджет: плюсы
и минусы исполнения

Депутаты рассмотрели отчет об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов за девять месяцев 2022 года. По вопросу повестки дня выступил с информацией министр финансов Т. Ишметов.

 

В целях эффективного обеспечения исполнения Закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год» Кабинетом Министров проведена системная работа. Разработаны меры и «дорожные карты» по формированию доходов Государственного бюджета, эффективному распределению расходов, в том числе по достижению целевых показателей по программам развития. Внедрены новые механизмы контроля за использованием бюджетных средств. При Министерстве финансов создана отдельная Инспекция государственного финансового контроля. Усовершенствована система внутреннего аудита в министерствах и ведомствах. Определены целевые индикаторы программ развития, реализуемых 41 министерством и ведомством, установлен парламентский контроль за их выполнением.

По итогам девяти месяцев экономика Узбекистана продолжила устойчивый рост. Валовой внутренний продукт вырос на 5,8 процента, инфляция с начала года составила 8,1 процента. Доходы Государственного бюджета выражаются в 147,1 триллиона сумов без учета государственных целевых фондов, прог­ноз выполнен на 105,3 процента, или на 7,4 триллиона сумов больше. Доходы увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,1 триллиона сумов.

Также расходы Госбюджета без учета государственных целевых фондов достигли 162,4 триллиона сумов, составив 95,6 процента к установленным плановым показателям, или 26,4 процента по отношению к ВВП.

За отчетный период объем финансирования социальных расходов составил 51 процент от общих расходов — 83,3 триллиона сумов. Обеспечено полное и своевременное финансирование заработной платы бюджетных организаций и приравненных к ней выплат на 55,2 триллиона сумов, а также суммовых отчислений в отношении заработной платы в размере 10,3 триллиона сумов.

На заседании депутаты положительно оценили работу, выполненную за счет бюджетных средств, выделенных на 2022 год 298 дошкольным образовательным организациям, 559 общеобразовательным школам и 13 специализированным школам-интернатам, 170 медицинским учреждениям, 32 высшим учебным заведениям и студенческим общежитиям, на прокладку сетей питьевого водоснабжения и канализации, а также строительно-ремонтные работы на 107 объектах.

В ходе рассмотрения отчета депутаты наряду с выполненной работой отметили и недостатки. В их числе неосвоение всех средств, выделенных на социальную сферу, социальную поддержку населения и инвестирование. Причины в том, что министерства и ведомства своевременно не приняли организационных мер, не провели тендерные торги и конкурсы.

Инспекция государственного финансового контроля выявила, что за девять месяцев незаконно были использованы 704,9 миллиарда сумов бюджетных средств. Это при том, что в каждом министерстве и ведомстве есть управления внутреннего аудита. Несмотря на их контрольную функцию, с каждым годом увеличиваются случаи присвоения или незаконного расходования бюджетных средств. Представители народа высказали свои предложения по пересмотру деятельности данной структуры, обучению ее сотрудников, повышению потенциала и координации контрольной работы.

Депутаты внесли ряд предложений и рекомендаций, подчеркнув, что отчет об итогах исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов должен быть подготовлен по целевым показателям каждого министерства и ведомства и содержать информацию, наглядно выражающую эффективность и действенность использования средств.

При рассмотрении отчета фракции каждой политической партии, отмечая положительные результаты, затронули и проблемные вопросы.

Фракция УзЛиДеП критически оценила организационно-практическую работу в некоторых министерствах и ведомствах. Министерство финансов не выделило своевременно 332 миллиарда сумов на развитие инфраструктуры свободных экономических и малых промышленных зон и крупных производственных проектов с участием прямых иностранных инвестиций, а также субсидии в размере 400 миллионов сумов на покрытие стоимости электроэнергии, потребленной фермерскими хозяйствами. Эти средства до сих пор не освоены и остаются на счете Минфина.

Задолженность по налоговым и необлагаемым налогом доходам, подлежащая взысканию с налоговых органов, по сравнению с началом года увеличилась на 553,6 миллиарда сумов, или на 19 процентов. Также имеется переплата по налогам на сумму 91,2 миллиарда сумов. Государственным налоговым комитетом внесен ряд предложений и рекомендаций по принятию конкретных мер по устранению задолженности и излишне уплаченных сумм налогов, а также недопущению негативного воздействия на деловую активность в обеспечении налогового администрирования.

Члены фракции Демократической партии «Миллий тикланиш» выразили недовольство по поводу отсутствия некоторых сведений по отчету, в том числе о выполнении плана по дебиторской и кредитной задолженности бюджетных организаций, штатных единицах и контингенте. Также отмечено, что в отчете не приводится информация о расходах из республиканского бюджета, государственных целевых фондов и дополнительных источников Фонда реконструкции и развития, не указаны остатки средств на начало года.

Депутаты обратили внимание, что показатели расходов значительно меньше определенного плана. В частности, по Госкомитету экологии (63,1 процента), Министерству транспорта (76,4), Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций (78,4), Министерству строительства (79,3) и по ряду других.

Подчеркнуто, что Министерству финансов следует обратить внимание на эти случаи, которые повторяются не первый год. Кроме того, отмечено, что в отчете не представлены аналитические данные министерств и ведомств, распределяющих бюджетные средства первого уровня, о выполнении бюджетных расходов и целевых индикаторах программ развития. Члены фракции дали предложения и рекомендации по своевременному выполнению расходных показателей бюджета.

Представители фракции Социал-демократической партии «Адолат» критически отметили, что многие министерства и ведомства, распределяющие средства бюджетов первого уровня, а также государственные целевые фонды, не размещают соответствующую информацию о финансовых отчетах, капитальных вложениях, тендерных торгах и госзакупках на своих официальных сайтах. Также из-за непринятия Министерством здравоохранения соответствующих организационных мер освоено 9,5 миллиарда из 14 миллиардов сумов, выделенных на оказание нефрологической и гемодиализной помощи. На бесплатное обеспечение профилактическими специальными препаратами детей, беременных и кормящих женщин потрачено 7,3 миллиарда из 41,2 миллиарда сумов.

Членами фракции Народно-демократической партии Узбекистана отмечено, что в ходе контрольных мероприятий выявлено хищение денежных средств на сумму 121,6 миллиарда сумов, которые были перечислены на закупку продуктов питания и медикаментов, товаров и пластиковые карты. Эти случаи зафиксированы в министерствах жилищно-коммунального обслуживания, народного образования, дошкольного образования, водного хозяйства, здравоохранения, культуры и в Государственном таможенном комитете.

В рамках контрольных мероприятий, проведенных в сфере строительства, выявлены ошибки и упущения на сумму 203,7 миллиарда сумов, в том числе 31,9 миллиарда сумов по выделению хокимиятами субсидий из бюджетных средств на приобретение жилья гражданами, еще 17,1 миллиарда сумов — в Министерстве водного хозяйства по энергосберегающим технологиям.

Также члены фракции отметили, что тендерные торги становятся основной проблемой в использовании средств, выделяемых социальной сфере из Государственного бюджета, поэтому целесообразно пересмотреть нормативно-правовые акты с точки зрения упрощения и ускорения процесса.

Несмотря на то, что члены фракции Экологической партии Узбекистана отметили выделение значительных средств из Государственного бюджета на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, устранение экологических проблем, обеспечение населенных пунктов чистой питьевой водой и улучшение канализационной системы, данный вопрос остается актуальным.

Депутаты фракции подчеркнули, что правительству следует обратить внимание на обеспечение населенных пунктов чистой питьевой водой и кардинальное улучшение канализационной системы, а также дальнейшее развитие системы сбора и переработки бытовых отходов, внесли ряд предложений по защите экологии.

Законодательная палата Олий Мажлиса приняла соответствующее постановление об утверждении отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за девять месяцев 2022 года.

Соответствие стандартам

Высокое качество продукции гарантирует безопасность ее потребления покупателями, повышает репутацию производителя, служит экономическому развитию в целом. Реформы в области стандартизации и сертификации содействуют достижению этой цели.

В ходе контрольных проверок в 2020 и 2021 годах выявлено соответственно 21 и 37 случаев несоответствия реализуемой продукции выданным сертификатам. Изучения, проведенные в минувшем году, показали, что 343 вида продовольственных продуктов, 18 видов электротехники, 84 вида строительных материалов продаются на рынках и в торговых точках без проверки качества. Исходя из этого разработан проект закона «О внесении изменений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», который был принят в первом чтении на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса. Документ на очередном заседании рассмотрен депутатами постатейно во втором чтении.

Законопроект ужесточает административную ответственность за нарушения в области технического регулирования, стандартизации и сертификации, а также содействует имплементации международных стандартов в национальное законодательство.

Проект закона принят депутатами в третьем чтении.

Порядок антикоррупционной экспертизы

На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты во втором чтении детально обсудили проект закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов».

В документе определены органы в сфере антикоррупционной экспертизы и их полномочия, коррупционные факторы. Также в рамках правовой экспертизы перечислены нормы проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, а также проектов, обсуждение которых вызвало общественное неудовольствие. Указаны сферы, в которых антикоррупционная экспертиза актов обязательна.

Проект закона принят депутатами.

Не препятствовать медикам

На видеоселекторном совещании, состоявшемся 28 марта текущего года под председательством главы государства, по реализации поставленных задач в сфере здравоохранения говорилось о повышении статуса и авторитета медицинских работников, усилении их социальной и правовой защиты. Имеются случаи незаконного вмешательства в деятельность медицинского персонала со стороны пациентов и их родственников, обвиняющих врачей в некомпетентности и невнимании.

Действующими правовыми документами не установлена прямая ответственность за посягательство на медицинских работников при исполнении служебных обязанностей, воспрепятствование их деятельности по оказанию медицинской помощи.

Исходя из этого разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с установлением ответственности за воспрепятствование деятельности медицинского работника». Он был рассмотрен депутатами в первом чтении.

Законопроект раскрывает понятия «медицинская деятельность», «медицинская помощь», «медицинская услуга». Устанавливается ответственность за воспрепятствование законной деятельности медработника, соразмерная деянию, обозначены сроки его рассмотрения. В частности, предусматривается наложение штрафа на граждан в размере от пяти до семи базовых расчетных величин, а должностные лица будут наказаны материально в размере от семи до десяти базовых расчетных величин или приговорены к административному аресту сроком до пятнадцати суток.

Депутаты приняли законопроект в первом чтении.

Расходовать эффективно 

Меры, направленные на социально-экономическое развитие страны, дальнейшее повышение уровня жизни населения, поддержку реализации инфраструктурных проектов, а также смягчение негативного влияния глобальных кризисов, требуют координации усилий. Как и пристального контроля за своевременным финансированием меро­приятий, для чего необходимы конкретизация источников дополнительных расходов, их расширение для покрытия дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбеки­стан, оптимизации части расходов Государственного бюджета и государственных целевых фондов. Для этого вносятся изменения в законодательство. Депутатами рассмотрен проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год» в первом чтении. Данный документ послужит целевому и эффективному расходованию Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов на 2022 год, своевременному финансированию мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие страны.

Проект закона принят депутатами.

Чтобы оборудование
не простаивало

В действующем законодательстве возможность использования медицинской техники, предоставляемой в рамках безвозмезд­ной помощи Узбекистану, имеется только у лиц, получающих гарантированную государством бесплатную медицинскую помощь, что частично ограничивает права других граждан.

В связи с созданием Инспекции государственного финансового контроля при Министерстве финансов возникла необходимость внести изменения в Бюджетный кодекс по конкретизации обязанностей данной структуры. В рассмотренном на пленарном заседании нижней палаты парламента проекте закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Республики Узбекистан» отражены законодательные основы решения указанных проблем. Документом вносятся изменения в Бюджетный кодекс по снятию ограничений на оказание платных медицинских услуг при использовании медтехники, предоставляемой в рамках безвозмездной помощи Узбекистану, а также по исключению полномочий финансовых учреждений по контролю исчисления и оплаты акцизного налога.

Законопроект принят депутатами.

Штраф нерадивым родителям 

На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты обсудили проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление защиты прав ребенка». 

Разработка законопроекта обусловлена участившимися случаями оставления детей в зарубежных странах без присмотра, что оказывает негативное влияние на физическое, интеллектуальное, психическое и духовное состояние несовершеннолетних.

Данным документом статья 14 Закона «О гарантиях прав ребенка» дополняется новой частью, в которой определено, что оставление ребенка без присмотра на территории иностранного государства отцом, матерью или лицом, их заменяющим либо соп­ровождающим, влечет ответственность сог­ласно закону.

Также Кодекс об административной ответственности дополняется статьей 476. В соответствии с ней оставление ребенка без присмотра на территории иностранного государства влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых расчетных величин.

В связи с введением в Уголовный кодекс статьи 1221, статей 345 и 3812 в Уголовно-процессуальный кодекс четко разъясняется, что уголовное дело подлежит расследованию. Определено, что дознание и предварительная следственная работа осуществляются органами внутренних дел.

Депутаты приняли данный законопроект.

Заслон поддельной продукции

Представители народа рассмотрели во втором чтении проект закона «О защите рас­тений». Документ определяет порядок регулирования в сфере защиты растений, государственного управления и надзора, права и обязанности органов государственного и хозяйственного управления, юридических и физических лиц.

Наряду с этим оговариваются требования безопасности к средствам защиты растений, порядок хранения химических веществ, биологических средств и материалов. Определен порядок применения, обезвреживания, уничтожения, утилизации, транспортировки и захоронения.

Документ служит обеспечению учета и мониторинга минеральных удобрений и средств защиты растений с момента ввоза на территорию страны до вывода их из обращения. Он поможет снизить риск заболеваемости среди населения в процессе использования минеральных удобрений и химических средств защиты растений, а также при производстве сельскохозяйственной продукции.

Также проект закона направлен на улучшение экспортного потенциала страны и налаживание выпуска конкурентоспособной продукции, обеспечение контроля за ввозом и использованием на территории республики фальсифицированных химических средств защиты растений.

Проект закона принят представителями народа.

Скидка на госпошлину

Депутаты Законодательной палаты во втором чтении постатейно рассмотрели законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы деятельности органов юстиции Республики Узбекистан».

Документом вносятся изменения и дополнения в ряд законов, регулирующих вопросы защиты объектов интеллектуальной собственности, и в статьи некоторых законов по оказанию государственных услуг при регистрации и лицензировании юридических лиц, вносящих уточнение в полномочия Министерства юстиции.

В Законе «О государственной пошлине» закрепляется применение 50-процентной скидки к лицам, зарегистрированным в информационной системе «Единый реестр социальной защиты», а также к лицам с инвалидностью I и II групп при пользовании ими государственными услугами.

По мнению депутатов, принятие законопроекта послужит усилению защиты прав интеллектуальной собственности и обеспечению эффективной централизованной системы управления в этой сфере, а также повышению качества оказания государственных услуг и поддержке населения, нуждающегося в социальной защите.

Проект закона принят депутатами.

Охрана со статусом

На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты рассмотрели в первом чтении проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «Об охранной деятельности».

В целях регулирования правовых и организационных основ охранной деятельности и отношений, связанных с ней, принят Закон «Об охранной деятельности», определены правовые основы реализации единой государственной политики в сфере охранной деятельности и правовой статус субъектов, оказывающих данные услуги. С целью недопущения различного толкования отдельных терминов в сфере охранной деятельности в правоприменительной практике возникает необходимость внесения изменений в некоторые законодательные акты.

Документом предусматривается внесение изменений для приведения в соответствие с Законом «Об охранной деятельности» соответствующих норм законов «О государственном пенсионном обеспечении граждан», «О Национальной гвардии Республики Узбекистан» и Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

После полемики проект закона принят депутатами в третьем чтении.

Отбывать срок отправят домой

На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты в первом чтении рассмотрели проект закона «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для дальнейшего отбывания наказания» (Нур-Султан, 6 декабря 2021 г.).

В последние годы в стране принят ряд законодательных актов, направленных на внедрение международных стандартов и передового зарубежного опыта в области надежной защиты прав и свобод человека, уважения его чести и достоинства. Отмечалось, что создание возможности для иностранных граждан, осужденных к лишению свободы в результате совершения преступления, отбывать установленное наказание в своем государстве направлено на их перевоспитание и социальную реабилитацию. А ратификация данного договора служит формированию нормативной базы в области передачи осужденных, повышая эффективность взаимодействия соответствующих органов двух государств в этом направлении.

Международным договором стороны по запросу друг друга могут передавать осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы за совершение преступлений на территории другого государства, в страну своего гражданства, где будут отбывать вынесенный срок.

После детального обсуждения законопроект принят депутатами.

 

Саидахмад ШУКУРОВ,

«Народное слово».

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.