Вечная энергия. Грядет ли ее Ренессанс?
За всю историю человечество израсходовало колоссальное количество энергии и будет потреблять еще больше. Прогнозы специалистов неутешительны: проблема нехватки ископаемых энергоресурсов достигнет критической отметки.
Решением проблемы может стать развитие одной из самых молодых и динамично развивающихся отраслей — ядерной энергетики, которую из-за почти неисчерпаемого по времени ресурса еще называют «вечной энергией». Все больше стран приходит к необходимости начала освоения мирного атома.
О ядерной энергетике и ее роли в развитии стран мы поговорили с Дмитрием Горчаковым, известным российским экспертом, физиком-ядерщиком по образованию, популяризатором ядерных технологий, научным журналистом.
— В последнее время все чаще можно услышать о Ренессансе атомной энергетики. Что это за процесс и каковы его тенденции?
— Сейчас действительно уникальный исторический момент в плане трансформации мировой энергетики вообще и ядерной в том числе. Идет глобальный энергопереход на более чистые технологии, где у атомной энергетики может быть особая роль, у нее появляются новые интересные перспективы. У атомной энергетики минимальные выбросы углекислого газа, который ведет к глобальным климатическим изменениям. В мире энергопереход на более чистые источники, в том числе возобновляемые, как раз нацелен на то, чтобы снизить вредные выбросы. Поэтому интерес к атомной энергетике растет. Во многих странах, где она уже есть, планируют ее дальнейшее развитие с учетом новых подходов и технологий. Другие страны, где АЭС нет, также рассматривают ее как перспективное направление. Поэтому, возможно, мы находимся в начале атомного Ренессанса.
— Атомную электростанцию можно представить в виде целого кластера, где фокусируются усилия специалистов разного профиля. Как атомная энергетика влияет на развитие науки и вообще прогресс страны?
— Атомная промышленность и энергетика — наукоемкая отрасль, которая исторически начиналась с военных программ. Для их развития привлекались величайшие умы своего времени, нобелевские лауреаты, которые предлагали разработки в военное время, а затем внедряли уже в мирных целях. Это атомная энергетика, ядерная медицина и масса научных направлений, которые продолжают развиваться. Многие специалисты вышли из области ядерной физики в смежные направления. В Узбекистане создано образовательное учреждение, где молодые люди получают знания в этой сфере. И необязательно, что все из них будут работать в атомной энергетике. Они смогут найти применение своим фундаментальным знаниям, базовым основам в физике. Это будут квалифицированные и многопрофильные специалисты, так как атомная отрасль многогранна. В стране уже есть исследовательский ядерный реактор, где проводят научные исследования, нарабатывают изотопы для ядерной медицины. То есть это уже целый кластер наукоемких приложений, важных для разных областей человеческой деятельности: энергетики, науки, медицины и образования.
— Есть мнение, что страны с большим количеством солнечных дней в году могут легко решить проблему дефицита электроэнергии с помощью солнечной генерации. Так ли это?
— Это отчасти верное суждение. Солнечных дней может быть больше или меньше, но количество темных ночей не меняется. Солнечная энергетика — чистая энергетика, низкоуглеродная, возобновляемая, но, как у любой технологии, у нее есть свои плюсы и минусы. Солнечная энергетика, как и ветровая, зависит от времени суток, погоды, она не гарантирует выработку энергии 24 часа в сутки. Но она займет свою долю в мире, как уже происходит во многих странах. И может быть, ее будет больше, там, где будет больше солнечных дней. Однако ее доля не будет равна ста процентам. Поэтому нужны надежные источники базовой генерации, не зависящей от погодных условий. Сейчас роль такой энергетики выполняют сжигаемые виды топлива: уголь и газ. Мир старается отказаться от них, так как это влияет на климат и воздух, которым мы дышим. Роль базовой генерации может сыграть атомная энергетика. Она не зависит от перечисленных факторов, выдает энергию в том объеме и тогда, когда это нужно. Энергетикой будущего станет смесь равных низкоуглеродных технологий с переменными источниками (солнце, ветер, гидроэнергетика) и атомная энергетика как базовый источник. Вопрос лишь в их соотношении. Возможно, для небольших стран и локальных территорий выше будет доля солнечной генерации, но им так или иначе нужны накопители энергии. Для какой-то крупной индустриальной страны полный переход на солнечную энергию будет маловероятен и нереален. Даже если посмотреть на государства, где нет проблем с солнцем, нефтью и газом — Саудовскую Аравию или Арабские Эмираты, тем не менее, там строят или планируют строить атомные станции, это направление у них также развивается.
— Узбекистан, а с недавних пор и Казахстан на официальном уровне рассматривают вопрос строительства АЭС в своих странах. Как вы оцениваете текущие возможности для появления атомной энергетики в регионе, где уже развиваются другие источники «зеленой» генерации?
— Действительно, все больше стран присоединяется к этому процессу, в том числе и Центральная Азия. Узбекистан и Казахстан также рассматривают строительство АЭС. И это вполне логично, так как они уже имеют к атомной энергетике некоторое отношение, входя в число крупнейших поставщиков урана. Строительство АЭС может быть гарантией энергетической безопасности. Атомная станция — очень сложное сооружение, грандиозный проект, где происходит широкая кооперация производителей разных технологий, в том числе с широким участием производителей местной промышленности. То есть если у страны не было опыта строительства АЭС, а в основном это так, всего несколько стран могут строить такие станции. То туда приходят новый уровень промышленности, технологии, образование, высокооплачиваемые рабочие места. Это серьезный шаг в развитии. Строительство АЭС — вполне логичное и правильное решение на фоне растущих потребностей в чистой энергии. Вопрос в том, какой будет ее объем, мощности, расположение, какие именно будут применены технологии, что будет наиболее эффективно и безопасно именно в этой конкретной стране и на этой территории. Но это уже вопрос для обсуждения общества, властей и специалистов конкретной страны.
— В мире назревает бум электрокаров. Какую роль в переходе на этот вид транспорта сыграют АЭС?
— Электротранспорт — это одна небольшая часть мозаики энергоперехода, где есть много тенденций. Транспорт электрифицируется, как и многие процессы в человеческой жизни. Потребление электричества как наиболее удобной универсальной формы энергии растет. Атомная генерация помогает в этом переходе на большее потребление чистой электроэнергии. Электромобили полезны тем, что они снижают выбросы в крупных городах, именно там, где высокая плотность населения. Некоторые страны уже определили срок отказа от автомобилей с такими двигателями. Поэтому электромобили будут развиваться, а вместе с ними и чистая электроэнергетика, в том числе атомная.
Интересно также, что транспорт в целом будет становиться более чистым. Это может быть и транспорт на водородных топливных элементах. Здесь тоже может помочь атомная отрасль: водород нужно синтезировать, производить. Существуют и разрабатываются разные технологии его производства. Высокотемпературные ядерные реакторы, например, могут помочь синтезировать водород более дешевым способом. Можно привести в пример и атомные суда, ледоколы, которые, к примеру, имеются в России, что также может быть вариантом снижения выбросов на морском транспорте.
— Вокруг атомной энергетики сложилось много мифов. Могли бы вы прокомментировать некоторые из них? Например, самый распространенный, касающийся радиофобии. Его сторонники кивают на Германию и другие европейские страны, которые отказались от АЭС.
— Радиофобия это не миф. Многие боятся радиации. Как специалист я понимаю, что люди переоценивают этот страх. Конечно, понятно, откуда он взялся, — Чернобыль, Фукусима — это яркие картинки, страшные единичные события, которые произвели большой психологический эффект. Но важно смотреть на реальные последствия и число жертв в результате аварий: например, в Фукусиме на АЭС из-за радиации не погиб ни один человек, притом что от самого цунами погибли около 18 тысяч человек. Существуют научные данные и сравнение разных видов генерации энергии, которые показывают, что даже с учетом жертв Чернобыльской аварии, атомная энергия по сравнению с другими источниками является одной из самых безопасных. Самыми опасными считаются уголь, газ, которые приводят к выбросам вредных веществ, и косвенным образом убивают в сотни раз больше людей на выработанную единицу энергии даже без каких-либо аварий. Это не очевидная смерть и воздействие, но, по данным Всемирной организации здравоохранения, около семи миллионов человек ежегодно умирают от заболеваний, связанных с загрязнением воздуха. Наука занимается выяснением причинно-следственных связей и установлением численных закономерностей. Они показывают, что атомная энергетика не такая опасная, как ее привыкли считать. Притом, что после всех аварий новые станции строятся с учетом всех ошибок предыдущих поколений, как это заведено в любой высокотехнологичной и потенциально опасной отрасли. В современных АЭС поколения «3» или «3+» уровень безопасности несопоставимо выше чем у атомных станций предыдущих поколений. Германию часто приводят в качестве примера страны, где отказались от атомной энергии. Однако есть и контрпримеры, та же соседняя Франция, где 70 процентов генерации — ядерная энергетика. Атомную энергетику в той же Европе развивают Финляндия, Великобритания и многие страны Восточной Европы. В среднем доля атомной энергии в ЕС около 25 процентов — больше, чем в любой крупной стране за пределами Европы. Вполне возможно, что в скором времени будет принято решение по причислению атома в ЕС к категории «зеленой» энергетики, как солнечной и ветряной.
— На ваш взгляд, почему при всех очевидных преимуществах АЭС не все страны готовы построить их на своей территории?
— При строительстве АЭС всегда нужен рациональный подход, учитывать все плюсы и минусы. Для стран, где не было опыта в этой сфере, процесс вхождения в «атомный» клуб может казаться сложным, так как задача амбициозная, масштабная. Поэтому страны с большим опытом, такие как Россия, например, рекомендуют сначала создать учебные или научные центры, которые будут взращивать своих специалистов, чтобы появилось свое сообщество людей, разбирающихся в тематике, способных эксплуатировать новые объекты и объяснять другим. Это комплексная программа для новых стран, количество которых будет расти.
Мощные АЭС в основном рассчитаны на крупные индустриальные экономики, сейчас же есть большой спрос на атомные электростанции малой мощности, с реакторами мощностью до 300 МВт, которые можно комбинировать и дополнять по мере необходимости. Эти проекты дешевле и проще в строительстве, их легче вписать в небольшие энергосистемы, поэтому они могут способствовать расширению круга стран, которые смогут использовать энергию атома.
Записала
Наталья МОРОЗОВА,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Доложено о планах в сфере финансового контроля
- С 20 января открывается железнодорожное сообщение из Ургенча в Кунград
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment