В Узбекистане проходит месячник «Чистый воздух»

17:57 16 Апрель 2024 Общество
419 0

Фото: Пресс-служба Министерства экологии,  охраны окружающей среды и изменения климата

Согласно национальному законодательству, атмосферный воздух является общенациональным нашим богатством и охраняется государством. Реализуемая в нашей стране масштабная работа способствует усилению действенности мер в данном направлении. 

По данным ООН, загрязнение воздуха является сегодня одной из наиболее актуальных проблем, негативно влияющих на здоровье людей и климат планеты Земля. Крошечные, невидимые частицы загрязнения проникают глубоко в легкие, кровь и тела людей, становясь причиной примерно трети смертей от инсульта, хронических респираторных заболеваний и рака легких, а также причиной одной четверти смертей от сердечного приступа.

Приземный озон, образующийся в результате взаимодействия различных загрязнителей при солнечном свете, также является причиной астмы и хронических респираторных заболеваний. 

Удручает также тот факт, что загрязняющие воздух вещества сохраняются в атмосфере от нескольких дней до нескольких десятилетий. Даже представить страшно, что ожидает человечество, так как объем этих веществ растет в невероятной прогрессии по мере развития промышленности и транспорта, ухудшения экологии в целом.

По оценкам международных экспертов, при отсутствии решительных действий число преждевременных смертей, вызванных загрязнением окружающего воздуха, может увеличиться к 2050 году более чем на 50 процентов.

С учетом этого немалую тревогу вызывает тот факт, что  Ташкент занимает одно из «топовых» мест в международном рейтинге городов с самым грязным воздухом. 

По мнению специалистов, возрастающий уровень загрязнения атмосферного воздуха в Ташкенте во многом связан с увеличением объемов выбросов от источников электрической и тепловой энергии. Так, если в 2019 году было использовано 3,9 миллиона тонн угля, то в 2022 году его объем составил 5,3 миллионов тонн, а к концу 2023 года - 6,7 миллионов тонн. Уместно отметить, что при сжигании 10 тонн угля в атмосферу выделяется 220 кг сажи, 360 кг оксида серы II, 64 кг оксида углерода, 16 кг оксида азота II и 2 тонны золы. 

Загрязнение воздуха Ташкента обусловлено также направлением и скоростью ветра, температурой воздуха, солнечной радиацией, количеством и продолжительностью атмосферных осадков, растущим слоем теплого воздуха, препятствующим перемещению воздуха и скоплению в нем смога. К тому же столица окружена горами, соответственно, ветер в ней не циркулирует и запыленный поток воздуха остается в городе. Негативно влияют и незаконная вырубка деревьев, проведение строительных работ без утверждения генеральных планов градостроительства. 

Свою «лепту» вносит транспорт, так как увеличение объема загрязняющих веществ, выбрасываемых транспортными средствами в атмосферный воздух происходит из-за того, что их экологический уровень во многом зависит от качества используемого топлива и организации дорожного движения. При этом в республике количество транспортных средств стремительно растет. Так, если в 2021 году их было 3,14 миллиона, то в 2023 году их количество достигло 4,6 миллионов, то есть рост на 32%. За день в Ташкенте передвигается в среднем 730 тысяч транспортных средств, кроме того, до 300 тысяч автомобилей въезжают из регионов.  Понятно, что по мере увеличения их количества, растет и уровень загрязненности атмосферы мегаполиса.  При этом, главными факторами загрязнения являются качество используемого автомобилями топлива, недостаточное использование населением общественного транспорта, предпочтение узбекистанцев управлять собственным авто, их невнимание к его техническому состоянию. 

В частности, немало претензий к бензину марки АИ-80, не соответствующему международным стандартам.  По данным экспертов, выделяющиеся из этого вида горючего сернистые примеси и мелкие частицы РМ-2,5 после падения на асфальт никуда не исчезают и продолжают вращаться в воздухе в процессе автомобильного движения. К тому же, транспорт, работающий на бензине марки АИ-80, выделяет в атмосферу значительно больше вредных выбросов по сравнению с другими видами топлива. Поэтому производство АИ-80 прекращено во всем мире, кроме Узбекистана и Афганистана. К сожалению, у нас эта марка бензина все еще пользуется большим спросом из-за доступности по цене. К примеру, если ежедневная потребность наших автомобилистов в бензине составляет в среднем 5 тысяч тонн, то более половины, а точнее, 3650 тонн из этого объема приходится на бензин марки АИ-80. По подсчетам, порядка 73% узбекских автомобилистов отдают предпочтение данному виду топлива. Исходя из этого, на ближайший период в нашей стране запланирован ввод запрета на использование бензина марки АИ-80. 

Важно также отметить, что согласно Указу Президента от 30 октября 2019 года «Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года», в республике организована выдача экологических сертификатов для ввозимых в страну транспортных средств, намечен ряд других мер. Активно реализуются меры по переводу общественного транспорта страны на электромобили. Только за последние три года в Узбекистан импортировано 3119 электромобилей и их количество увеличивается. Ограничивается движение транспорта массой более 3,5 и 12 тонн для перевозки грузов на территории столицы в час пик, предусмотрено предоставление льгот, преференций и субсидий при переходе на современные виды автотранспорта (электромобили) и т.д. 

Также, согласно Указу Президента Республики, Узбекистан «О мерах по социально-экономическому развитию города Ташкента до 2030 года» от 26 июля 2023 года, одним из основных направлений определено преобразование столицы в мегаполис с чистым воздухом путем изменения облика парков культуры и отдыха, скверов, бульваров и резкого увеличения количества зеленых зон. Соответственно, в ней будет создано дополнительно 4 тысячи гектаров зеленых зон. Планируется также увеличить протяженность велосипедных дорожек — с 65 км до 170 км, уровень пользования общественным транспортом — с 30% до 60%, долю электробусов в общественном транспорте — с 17% до 50%. Выбросы вредных газов намечено снизить с 300 тысяч до 150 тысяч тонн.

Немаловажно и то, что в целях предотвращения чрезмерных вредных выбросов от технического оборудования в атмосферу и уменьшения негативного воздействия производимых транспортом выбросов на здоровье людей в нашей стране на постоянной основе проводится экологический контроль автотранспорта — месячник «Чистый воздух». Он особенно актуален, если учесть, что в стране насчитывается порядка 5 миллионов автомобилей, у определенного числа из которых, как показывает практика, имеются неисправности, негативно влияющие на природу. По подсчетам специалистов, транспортные средства в среднем производят 1,3 миллион тонн выбросов вредных веществ, что составляет 63% от общего объема выбросов. Из-за высокой плотности транспортных потоков наибольшую долю в общее значение количества выхлопных газов от автомобилей вносит город Ташкент (88%).  Негативно влияет на чистоту атмосферы и шлейф ядовитых отходов, исходящих от транспорта в Ташкентской, Ферганской и Самаркандской областей. Росту объема выбросов от автотранспорта способствует и увеличение количества личных средств передвижения. По данным экспертов, в результате ежедневного увеличения числа транспортных единиц объем выхлопных газов в 2022 году увеличился на 26,6 тысяч тонн по сравнению с предыдущим годом.

В текущем году в целях обеспечения реализации законов «Об охране атмосферного воздуха» и «Об экологическом контроле», месячник «Чистый воздух»  проводится в 2 этапа. Первый этап длится с 10 апреля по 10 мая, второй этап –  с 10 августа по 10 сентября, а в Ташкенте — с 10 сентября по 10 октября. В ходе мероприятия на дорожно-патрульных постах во всех регионах нашей республики, на центральных улицах районов и городов с помощью специального оборудования будет проверено количество вредных газов, выбрасываемых в атмосферу автотранспортными средствами, работающими на бензине, дизельном топливе, природном сжатом и сжиженном газе. Водителям транспортных средств, признанных экологически неисправными, будет запрещено эксплуатировать транспортное средство до устранения неисправности. Следует отметить, что в 2023 году экологический контроль прошли 318 556 автотранспортных средств и предотвращен выброс в атмосферу 209 232 тонны загрязняющих веществ.
Согласно национальному законодательству, атмосферный воздух является общенациональным нашим богатством и охраняется государством. Реализуемая в нашей стране масштабная работа способствует усилению действенности мер в данном направлении. 

Гулбахор ТАНГИРОВА.
«Народное слово».


 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.