В танце — вся жизнь

16:45 17 Апрель 2023 Культура
3199 0

К 100-летию Галии Измайловой — великой балерины, мастера народного танца, выдающегося хореографа нашей страны

В истории искусства любого государства есть личности, творческий вклад которых истинно велик и безмерен. И хотя земной срок их жизни краток, и возможно не позволяет им досказать нечто важное и доосуществить задуманное, они продолжают жить в памяти и сознании людей, подтверждая известное изречение, что искусство — вечно.

         Имя Галии Измайловой вызывает у множества ценителей искусства воспоминания, исключительные по их весомости и яркости. Эта могучая личность не перестает изумлять многогранным талантом, самобытнейшим творчеством и мастерством, достижениями на профессиональном поприще.

Вне всякого сомнения в биографии выдающейся танцовщицы, исполнительницы многих главных партий классического мирового и национального балета, мастера узбекского  танца и танцев народов мира, и наконец, талантливейшего хореографа-балетмейстера удивительно поистине все. С самых первых лет ее становления и до высочайших вершин мастерства и расцвета таланта. Разве не удивляет факт, что скромная юная девушка, родившаяся в далекой Сибири и волею судьбы попавшая на узбекистанскую землю, обнаруживает невероятное тяготение к истокам узбекского народного творчества. И всей органикой души, и всей поэзией своей высокоталантливой пластики с удивительной тонкостью и глубиной постигает не только суть утонченных движений узбекского танца, но и его особую эстетику и философскую глубину.

Думаю, важно заострить внимание еще на одной особой черте. Она неразрывно связана с традицией проживания и творчества на благодатной узбекистанской земле представителей разных национальностей и народностей, в содружестве вершащих историю нашей земли и народа. Ярко одаренная танцовщица татарского происхождения становится в развитии и становлении своего могучего дара высоким и неповторимым в своей одаренности носителем основ и традиций узбекской культуры — и в расцвете своего мастерства вырастает в один из истинно знаковых общенациональных символов отечественного искусства.

В даровании Галии Измайловой необъятно велика «зона» академического танца. Получив высокопрофессиональную школу, она овладела во всей полноте и сложнейшими основами классической хореографии. И как это происходит в сознании истинных Мастеров — начала жить и в этом танце, полностью постигнув его природу, непростую многогранность и особую значимость  элементов. Причем, как это случается именно в величии подлинного Творчества, Галия Баязитовна истинно ЖИЛА в классическом танце, наполняя точные академические движения органикой и утонченностью. И во всей полноте проникала в сердцевину и скрытые таинства его особого высшего смысла… Ее героини несли особый свет, красоту, светлую озаренность любовью, обаяние юности и самых добрых надежд. Это и романтическая принцесса Аврора в «Спящей красавице» П. Чайковского, и блестящая Китри в «Дон Кихоте» Л. Минкуса, и обе героини «Бахчисарайского фонтана» Б. Асафьева — Мария и Зарема, и Эсмеральда Ц. Пуни, и трагическая Жизель… Ташкентские почитатели балета очень ценили особые свойства героинь Галии Измайловой, сияющих лучезарностью юности, неповторимым обаянием и непостижимой непосредственностью чувств. Стоит вспомнить здесь и своеобразнейших героинь истинно особенных ташкентских балетов — Нину из «Маскарада» Л. Лапутина или Хуаниту из «Дон Жуана» Л. Фейгина. А какими таинствами утонченного Востока влекли к себе Чундари из «Амулета любви» М. Ашрафи,  Лейли из балета И. Акбарова «Лейли и Меджнун». Это далеко не полный список прекрасных героинь великой балерины, он простирается на обширнейшие области и жанровые разнообразия балетов как мировых, так и созданных отечественными композиторами.

Но высокая одаренность и широта творческих устремлений Галии Измайловой распространилась и на самобытнейшую область национальных узбекских танцев разных областей нашей земли. Галия Баязитовна четко фиксировала и особенность движений, и разнообразие природы танцевальности каждого из национальных танцев — и наполняла их исполнение редкостной энергетикой утонченного изящества и красоты. Важно отметить, что в каждом исполненном ею народном танце, наряду с высоким полетом чувств, излучалась и оптимистичная юношеская радость Бытия, а порой и тонкий истинно народный юмор. Познав в совершенстве особенности множества отечественных национальных танцев, и блестяще исполняя их на многочисленных гастролях, Галия Измайлова стала истинным и великим пропагандистом красоты и величия узбекского танца.

Обладая жизнелюбием, тонким юмором и исключительным природным остроумием, Галия Баязитовна красноречиво и живо рассказывала о многих интересных и весьма своеобразных  эпизодах своей жизни. Например, о том, что нередко во второй половине сороковых раздавался звонок телефона и четкий голос из Москвы говорил о том, что сам И.В. Сталин желает видеть выдающуюся узбекскую танцовщицу сегодня же вечером на правительственном приеме в Кремле. Ее должен был доставить в Москву   специально организованный правительственный авиарейс (в то время воздушное путешествие в Москву и обратно занимало добрые 10-12 часов, а нередко и гораздо больше).  И она, экстренно собиралась в путь, захватив с собой несколько костюмов для запланированных номеров, чтобы предстать в блеске своего мастерства перед руководством страны…

Галия Измайлова также глубоко изучала хореографическую природу танцев народов мира. Заблистали высшей степенью мастерства и образности в ее исполнении танцы Индии, Японии, Китая, Испании, Италии, Франции и некоторых других стран. С удивительным проникновением в сложнейшую суть ритуальных движений она освоила технику и приемы восточных танцев с мечами, подолгу тренируясь в проворстве и отточенности движений этого высшего мастерства. Упомяну о том, что великий ансамбль танцев мира Игоря Моисеева в ту пору находился в процессе восхождения к своему полному и всеохватывающему мастерству, а феномен сольных танцев мира неповторимого Махмуда Эсамбаева осуществился десятилетиями позже. И поиски, и открытия нашей великой балерины в этой сфере производили во всех ее многочисленных выступлениях эффект поистине ошеломляющей. И был неизменным горячий прием зрителя и на родной земле, и во множестве других республик, да и в дальних странах, где ей в то непростое время довелось побывать с блистательным успехом. А какой невероятной у балерины была физическая нагрузка. Ведь, танцуя основной репертуар на родной сцене, она параллельно регулярно гастролировала с народными танцами по различным странам. Нужно было обладать невероятным физическим и психологическим здоровьем, чтобы все выдерживать и радовать зрителей высочайшим уровнем  мастерства.

По складу своей натуры и масштабу дарования Галия Измайлова представляла достаточно редкий тип весьма одаренного Мастера, который умел и активно стремился передавать свой опыт и мастерство молодым балеринам. Она прозорливо усматривала перспективные черты молодых танцовщиц и взращивала в них ростки истинного мастерства. Искренне радовалась талантам и тепло поддерживала их и в творчестве, и в жизненных проблемах. И с удивительной последовательностью и методической ясностью воспитала целую группу ярких и совершенно разных танцовщиц. Многие нынешние выдающиеся балерины в самом начале своего пути и на ступенях личностного и творческого формирования восприняли высшие основы мастерства буквально «из ее рук». Даже в самый поздний период, в весьма солидном возрасте, преодолевая и дискомфорт, и скованность от проявившегося в эти годы полиартрита, Галия Баязитовна и сама ежедневно тренировалась у балетного станка и регулярно проводила занятия со своими ученицами.

Творческая индивидуальность Галии Измайловой тяготела и к другой, не менее сложной сфере. Она высокопрофессионально преуспела и как хореограф-постановщик, создав ряд авторских постановочных творений. Среди них легендарный «Дон Кихот», с его светом и поэзией красоты в хореографической версии, трагическая поэтичность «Бахчисарайского фонтана», и романтизм «Эсмеральды», и утонченная восточная изысканность многих выдающихся балетов узбекских композиторов. Все это зримо отложено в недрах памяти — и возникают как пленительные кинокадры волшебные восточные танцы в знаменитой сцене бала во дворце классической постановки «Дилором» М. Ашрафи, среди которых наиболее таинственен и полон очарования знаменитый «Индийский танец» — «многорукий» как  канонические индийские божества, колдовской и страстный… Как не вспомнить и о том, что знаменитый «триптих» из «Шехерезады», «Штраусианы» и «Болеро» на узбекистанской сцене был впервые поставлен именно Галией Измайловой. Как забыть ее неукротимо-первозданные, истинно «степные»  «Половецкие пляски» в опере А. Бородина «Князь Игорь», полные испанской страстности танцы в спектакле «Кармен», беспредельную раскованность страстей в «Вакханалии» из «Самсона и Далилы»,  светскую утонченность «Пасторали» из «Пиковой Дамы», полные озаренной открытости чувства и одновременно — глубоких тайн многочисленные танцы в операх узбекских композиторов и их коллег из других стран Востока?! Долгие годы Галия Баязитовна была главным балетмейстером нашего театра — и эти годы отмечены особым совершенством ее разнообразного мастерства в его высших проявлениях.

Оставаясь мастером балета, Галия Измайлова очень любила и ценила оперный жанр и ее вклад в хореографический пласт многих оперных спектаклей весьма существенен. Будучи прекрасно знакомым с многогранным творчеством великой балерины с детства и ранней юности, я испытал особую радость творческого и человеческого общения с нею. В особенности в период с 1990 года, начиная с которого  стал работать режиссером-постановщиком нашего театра. И вот тут буквально с первых лет общения и творческого взаимодействия подтвердилось  поразительное и весьма радостное стремление Галии Измайловой к новизне замыслов. Она с большим вниманием, истинной заботой и содействием отнеслась к моим постановочным замыслам — как в рамках классических спектаклей, так и к абсолютно новых. Впервые осуществляя постановку оперы Нуриллы Закирова «Путь к трону» (по мотивам шекспировских трагедий «Гамлет» и «Макбет»), я, являясь и соавтором либретто, и постановщиком, ввел в драматургию спектакля в полном согласии с динамикой авторской партитуры отсутствующий до этого образ Судьбы. Это странное существо, у которого половина лица была женственно-прекрасной, а вторая – химерически-характерной. Оно искушало каждого героя призраком власти и вело к полному опустошению души. Судьба под белым покрывалом, скрывая лицо, притворялась призраком прекрасной Офелии, который обманывал воображение мятежного Гамлета. Она танцевала «Танец искушения» с жаждущей власти Леди Макбет, ведя и ее к краю пропасти… Пластико-танцевальный облик этого странного персонажа с любовью и тонким вниманием к замыслу во всей полноте помогла реализовать Галия Баязитовна. И в этой роли на премьерах была необычайно яркой вначале Гульнара Каримова, а позднее — Амина Бабаджанова, ныне опытный мастер, хореограф, Заслуженная артистка Узбекистана. На тропах подобной новизны замыслов в творческом союзе с талантом Галии Измайловой, с ее редкостным проникновением в таинство восточных культур родился в поставленном мною спектакле — опере Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» и совершенно новый, не воплощенный ни в одном из множества известных мне  символический образ Смерти, преследующей героиню оперы почти неизменно. Этот образ Женщины с белым лицом возникал в нашем спектакле всегда, когда гармония казалась нерушимой. Он планомерно по высшему велению вел героиню к трагической гибели. Эта Смерть была пластична — она совершала магические движения японского ритуального танца с самурайским мечом. А в финале сама вручала меч Баттерфляй, решившей в обвале роковых обстоятельств уйти из жизни. И сострадая, свершала над ее телом магический ритуальный танец…

Галия Баязитовна была человеком редкостного свойства души. Постигнув вершины мастерства, технические и образные совершенства хореографии и артистизма столь разных направлений, заслуженно получив все высшие звания, регалии и награды, она осталась для коллег, друзей и своих многочисленных почитателей на редкость позитивной, излучающей свет, мощную силу понимания и поддержки. Как она была естественна в общении, добра к окружающим. Ни тени банального эгоцентрического самоутверждения, ни следов настырного самомнения. Как истинно высоко одаренный Талант, она радовалась проявлениям талантливого в творчестве других. И всей щедростью своей одаренности помогала молодым танцовщицам последовательно и постепенно овладевать ступенями формирования их собственного мастерства и творческой индивидуальности, способствуя реальному превращению их в истинных мастеров… Удивителен факт, друзья, коллеги и ценители ее таланта называли великую балерину ласково «Галочка», что свидетельствовало об истинной доброте, непосредственности и искренности ее большой души.

Вспоминается первая в Узбекистане постановка оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Осуществляя этот спектакль как постановщик, я осознал, что помимо вокально-сценического действия персонажей и хора здесь необходимы и танцы на балу в честь приезда знатного жениха юной Лючии, и пластико-хореографические образы видений Девушки в белом,  и странного шута-флейтиста, которые в сцене безумия Лючии  как бы зовут ее в иной мир. Галия Баязитовна живо отреагировала на эту задумку и, уяснив временной регламент, с неизменным мастерством и фантазией осуществила  этот прекрасный замысел, который стал одной из прочных основ спектакля. И до сих пор в новых поколениях исполнителей этот хореографический образный ряд нашей «Лючии» всеми усилиями новых танцовщиков хранит печать ее таланта и воображения…

А вот иной эпизод — почти трагикомический. В концерте-композиции с участием ведущей солистки оперы в разнохарактерном коллаже номеров песен и романсов разных стран мира нами задуман и испанский танец, сопровождающий песню этой страны. Находясь в весьма солидном возрасте, Галия Баязитовна соглашается исполнить совершенно редкостную народную версию этого танца. В день концерта происходит чрезвычайная ситуация. До начала менее десяти минут, а «героини» вечера, певицы в театре нет. Эпоха девяностых, мобильных телефонов еще ни у кого нет, разумеется, все в тревоге. В беспокойстве и Галия Баязитовна. Но с присущим ей юмором, она нас успокаивает: «Ну, ничего, несколько танцев у меня в запасе еще найдется, да и Вы, Андрей, почитаете стихи, у Вас это прекрасно получается! Продержимся!». Через считанные минуты прибывает солистка. Оказалось, вышел из строя семейный автомобиль, застряли на полпути. Концерт при ярком участии Галии Баязитовны получил заслуженный зрительский успех…

В начале 2000 годов я, помимо активной работы в театре, плодотворно сотрудничал с Культурным центром немцев «Видергебурт», организовав там молодежный театр-студию. Среди студийцев — молодежь самых разных интересов и профессий, но творчеством заинтересованы все. И вот несколько энтузиастов начинают студийно заниматься с молодыми ребятами классическими бальными танцами. Получается это весьма достойно и решено провести конкурс бального танца. И мне как руководителю приходит в голову предложить… Галие Баязитовне стать председателем жюри этого молодежного конкурса. Со всей присущей ей открытостью души она с радостью соглашается и доброжелательно оценивает выступления молодежи, одаряя похвалой за талантливое, тактично указывая на то, над чем еще предстоит работать. Студийцы неожиданно получают полноценный «мастер-класс» от выдающегося Мастера! А годом позже в этом театре-студии ставлю с ними «Двенадцатую ночь» Шекспира, которая решается сценически как озорной, полный юмора и жизнелюбия спектакль о силе Любви.  И возникает необходимость поставить с этими же студийцами танцевальный ряд спектакля, включая задорную «Тарантеллу», пронизывающую спектакль буквально от начала и до финала. И снова Галия Баязитовна беззаветно дарит свое мастерство молодежи — задорно ставит этот светлый и солнечный танец, в котором участвуют все герои спектакля. Несколько добрых лет  жизни нашей раскованной и динамичной «Двенадцатой ночи» и эта «Тарантелла», и другие подтанцовки в ее постановке в живой ткани нашего спектакля бережно сохраняются и радуют зрителя и исполнителей, как на стационаре, так и на разнообразных гастролях этого спектакля в городах Узбекистана.

Как и у каждого живого человека, в судьбе Галии Измайловой были и непростые периоды. Но во внешнем общении и творчестве она неизменно представала оптимистичной и открытой, помогающей другим справиться и с испытаниями, и с недомоганиями. Хотя в течение последнего десятилетия своей жизни она сама мужественно боролась с профессиональным недугом многих танцовщиков, спортсменов — полиартритом. Сковывая ее движения, он мешал балерине, привыкшей к полной свободе пластики, не только полноценно ощущать себя, но и двигаться. В бытовой жизни ей пришлось прибегнуть к палочке при ходьбе, что никак не укладывалось у нас у всех в голове. И даже в этот сложный для нее период она излучала светлую самоиронию. «У меня походка сейчас — «рупь-двадцать», с улыбкой произносила она (напомню, в русских поговорках эта «метафора» олицетворяет  «хромое», неритмичное движение при ходьбе). И снова она приходила в театр раньше других. И, отложив палочку, преодолевая скованность и боль в суставах и мышцах, методично тренировалась у балетного станка. И продолжала занятия со своими ученицами в полной мере и объемах.

До сих пор испытываю особую радость и гордость, что восьмидесятилетие Галии Измайловой нам удалось отметить во всей полноте этого события и даты, и мне посчастливилось стать режиссером и организатором вечера. Нашлось и оптимальное и емкое по образности решение его начала. Под торжественные звуки «Полонеза» из оперы «Евгений Онегин» вся труппа торжественно вышла на сцену. Ведущие солистки в соответствующих одеяниях воплощали образы героинь балетов и народных танцев, блестяще исполненные Мастером. А в финале «Полонеза» группа ведущих солистов-танцовщиков вынесла на руках замечательную Героиню этого вечера и торжественно усадила ее на почетное кресло на возвышении. И новые поколения исполняли для нее и во имя нее фрагменты из многих исполненных ею балетов, и народные танцы. Многие участники и зрители говорили о необычайном состоянии души в это момент, о чувствах, переполнявших их сердца…

Шестого мая в нашем театре пройдет памятный вечер к 100-летию незабвенной Галии Измайловой, воплотившей в своем исполнении танцы разных народов мира. Но самыми дорогими для нее, конечно же, были народные танцы многоликого Узбекистана, который она полюбила всем сердцем и считала второй Родиной. Вся ее жизнь, словно чарующий танец — преклонение перед великим искусством, которое прославило ее имя на века.

             Андрей СЛОНИМ, Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан,

Режиссер-постановщик ГАБТ имени Алишера Навои.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.