Узбекистан выступает за реализацию проектов трансрегиональной коннективности, связывающих Центральную Азию через Афганистан с Пакистаном и Ближним Востоком
Такую точку зрения высказал первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Узбекистана Акрамжон Неъматов в ходе Форума аналитических центров государств-членов Организации Тюркских государств, В частности, эксперт ИСМИ подчеркнул необходимость более тесного сотрудничества в рамках ОТГ в транспортно-логистической сфере.
По его словам, развитие трансрегиональных транспортных коридоров будет способствовать увеличению объемов взаимных грузоперевозок и повысит транзитный потенциал не только стран-членов ОТГ, но и двух регионов в целом.
В этой связи, подчеркнул Акрамжон Неъматов, Узбекистан продолжает уделять приоритетное значение развитию международных транспортных коридоров, цифровизации цепочек логистики, в том числе процессов прохождения грузов и транспортных средств через пограничные пункты, оптимизации транспортных и иных затрат в стоимости экспортной продукции, повышению скорости доставки грузов.
«Так, сегодня 6,4% ВВП Узбекистана приходится на сферу транспортных услуг. 7,4% от общих инвестиций и 29,5% сферы обслуживания приходятся на долю транспорта. Мы к 2030г. планируем увеличить пропускную способность нашего транзитного потенциала в 4,4 раза – до 6,04 млрд. тонн. При этом доля инвестиций в транспортный сектор относительно ВВП страны должна увеличиться до 46,7 млрд. долл.», констатировал эксперт.
Особо подчеркивалось, что Узбекистан настойчиво выступает за реализацию проектов трансрегиональной коннективности, которые свяжут кратчайшим путем Центральную Азию через Афганистан с Пакистаном и Ближним Востоком, предоставят возможность выхода государствам Южной Азии и Ближнего Востока на рынки СНГ и Европы.
При этом, добавил представитель ИСМИ, у Организации уже имеется хороший потенциал и задел на перспективу. Так, расположение регионов на геостратегически важных перекрестках Евразии, который связывает магистральные транзитные коридоры Север и Юг, Запад и Восток, дополняет все эти преимущества.
Одним из таких важных маршрутов он назвал Транскаспийский железнодорожный коридор, который становится надежным связующим звеном между странами Центральной Азии и Кавказа, а также другими государствами Европейского и Азиатского континента.
В этих условиях, подчеркнул Акрамжон Неъматов, особую важность приобретает стремление стран ОТГ развивать трансрегиональные транспортные коридоры, что увеличит объемы взаимных грузоперевозок и повысит транзитный потенциал не только наших стран, но и двух регионов в целом.
К примеру, констатировал он, снижение стоимости на транзит всех видов узбекских грузов по территории Азербайджана привело к росту объёма грузоперевозок по маршруту «Узбекистан-Туркменистан-Азербайджан-Турция» в 2021 года до 44 тыс. тонн.
В то же время, отметил замдиректора ИСМИ, важное значение для Узбекистана имеет использование транзитного потенциала железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс», обеспечивающей выход узбекских товаров на мировой рынок. Со своей стороны, Азербайджан проявляет интерес в продлении планируемой железнодорожной магистрали «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» до Каспийского моря, что усилит транзитные возможности Транскаспийского коридора. Реализацией маршрута «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» сократится расстояние из Китая в Юго-Восточную Европу до 900 км, что равно 7-8 дням.
«При этом заинтересованность стран ОТГ также в продвижении мультимодального транспортного коридора «АТР – Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция – Европа» значительно повысит торговый потенциал наших стран», считает Акрамжон Неъматов.
Большие перспективы, по мнению замглавы ИСМИ, открываются с созданием Трансафганского коридора, который позволит сократить время транспортировки товаров и снизить стоимость перевозки в 2 раза.
Также восстановление «Зангезурского коридора» может обеспечить кратчайший сухопутный путь из Азии в Европу. В этом значительную роль сыграет инициированный Азербайджаном проект строительства железной дороги Горадиз-Агбенд, не достающийся участок - от Ордубада до границы с Арменией, что обусловит создание всей инфраструктуры Нахчыванской железной дороги.
Эти маршруты позволят создать единую транспортную сеть между нашими странами и расширить возможности для торговли и с Китаем, и с Европейским союзом.
В частности, успешная реализация коридора «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» превратит страны Центральной Азии в сухопутный мост, способный соединить страны ОТГ с Китаем и регионом Южной Азии в целом. Благодаря коридору можно будет обеспечить более глубокую интеграцию всех стран Центральной Азии и Кавказа в глобальные цепочки поставок и активное участие в международном транзите товаров.
Также воплощение этих проектов способствует тому, что ЦА станет воротами в Южную Азию и Юго-Восточную Азию, где имеется ёмкие рынок для сбыта продукции. В частности, население Южной Азии составляет 1,9 млрд чел. (¼ часть мирового) и ВВП 3,5 трлн. долл. Это самый быстрорастущий регион мира (до 7,5% в год).
«Выступая в качестве узловых хабов в своих регионах, наши страны не должны становится лишь «транспортными дворами» для других стран. Мы должны формировать экономические коридоры путем создания вдоль существующих транспортных маршрутов производственно-логистические и сбытовые центры, что позволит нам производить и поставлять на внешние рынки продукцию с высокой добавленной стоимостью», заявил эксперт.
«Для достижения указанных целей важно ускорить разработку Программы Организации тюркских государств по взаимосвязанности в транспортной сфере, предложенную Узбекистаном на саммите ОТГ. Эта программа позволит найти эффективные решения по вопросам развития межрегиональных мультимодальных коридоров, упрощения процедур пересечения границ, цифровизации таможенных, санитарных и других видов контроля, поиска эффективных решений для оптимизации транспортных и транзитных тарифов», заключил Акрамжон Неъматов.
3 июля в г. Шуша (Азербайджан) состоялся Форум официальных аналитических центров государств-членов Организации Тюркских государств, который был организован в рамках ОТГ и собрал представителей ведущих «мозговых центров» стран-членов и наблюдателей Организации.
Следует отметить, что в соответствии с решением 7-го форума, который прошел в Стамбуле в 2021 г., очередной 8-й Форум официальных аналитических центров государств-членов и наблюдателей OTГ состоится в ноябре т.г. в Ташкенте.
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Доложено о планах в сфере финансового контроля
- С 20 января открывается железнодорожное сообщение из Ургенча в Кунград
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment