Узбекистан — Афганистан: перспективы экономического сотрудничества в новых реалиях
архивное фото
Расширение сотрудничества между Узбекистаном и Афганистаном, может протекать лишь в условиях наличия нерушимых гарантий безопасности для узбекской стороны, считает директор Центра экономических исследований и реформ Обид Хакимов.
Шавкат Мирзиёев: «Важно не допустить изоляцию Афганистана и его превращение в «страну-изгоя».
За последние годы узбекско-афганские отношения значительно укрепились. Приверженность Узбекистана установлению мира в Афганистане и вовлечению его в региональные торгово-экономические отношения позволили придать межгосударственным отношениям двух стран дружественный характер. Новая власть в Афганистане не изменила позицию Узбекистана по развитию сотрудничества с южным соседом.
Торгово-экономическая основа сотрудничества
Узбекско-афганские отношения в последние годы активно развивались.
С 2017 г. политика Узбекистана в отношении Афганистана сменила свой характер с настороженного на открытый. Во главу угла встали вопросы наращивания взаимовыгодного сотрудничества во всех сферах.
Такое изменение было обусловлено необходимостью установления дружественных отношений со всеми странами-соседями, раскрытия экономического потенциала узбекской экономики, чему способствует экономическое развитие соседних стран, реализация более дешевых транспортных маршрутов.
Кроме того, Узбекистан не раз декларировал, что афганский конфликт не имеет военного решения. Единственным эффективным средством достижения мира является скорейшее вовлечение афганской экономики в мирохозяйственные связи и содействие со стороны мирового сообщества социально-экономическому развитию Афганистана. В данном ракурсе Узбекистан посредством активного наращивания торговли с южным соседом и реализации крупных межстрановых инфраструктурных проектов вносил свой вклад в решение этой задачи.
Сегодня Афганистан и Узбекистан являются важными друг для друга торговыми партнерами. По данным Госкомстата Узбекистана, Афганистан занимает шестое место (5%) в общем объеме экспорта страны. За последние четыре года объем торговли между государствами увеличился в 1,5 раза. Особенно плодотворным был 2020 г., когда, несмотря на пандемию, объем торговли вырос на 25% и достиг 777 млн. долл.
Узбекистан, в основном, поставляет на афганский рынок пшеничную муку (28,1%), электроэнергию (17,2%), оказывает услуги в сфере грузовых железнодорожных перевозок (25,3%). Афганистан импортирует 83% от общего объема потребленной энергии. Главным поставщиком является Узбекистан — 2,7 млрд. кВт. ч (52% от импортируемой Афганистаном электроэнергии).
В 2020 г. объемы экспорта заметно увеличились, главным образом, за счет наращивания более чем в 2 раза поставок пшеничной муки, в стоимостном выражении — со 104,3 млн. долл. до 217,3 млн. долл. Экспорт электроэнергии увеличился на 31,7%. Кроме того, для нужд афганской экономики Узбекистан нарастил экспорт цемента на 21%, продукции черной металлургии на 26,6%. Примечательным является то, что если в 2019 г. экспорт в Афганистан осуществлялся только по 293 товарным наименованиям, то в 2020 г. — уже по 662.
Помимо наращивания торгового сотрудничества, активно осуществлялась реализация крупных межгосударственных инфраструктурных проектов. В частности, это проект железной дороги «Мазари-Шариф—Кабул—Пешавар», имеющий важное региональное значение. Другим важным проектом является строительство линии электропередач «Сурхан—Пули-Хумри», которая позволит[OK1] значительно повысить доступность для населения и экономики Афганистана электроэнергии.
В Афганистане доля населения, подключенного к электросетям, составляет порядка 30%. Большая часть сельского населения, на которую приходятся 75% от всех жителей Афганистана, остается без электричества. При этом сохраняются значительные перебои в подаче электроэнергии. Строящаяся линия электропередач «Сурхан—Пули-Хумри» позволит увеличить поставки электроэнергии из Узбекистана в Афганистан на 70% до 6 млрд. кВт. ч ежегодно. На первоначальном этапе объем поставок составит 4,2 миллиарда кВт. ч.
Ситуация в афганской экономике
Вывод коалиционных войск летом 2021 г. привел к формированию новой реальности как в самом Афганистане, так и в мировом отношении к афганской проблематике в целом.
Пока международное сообщество пытается выработать согласованный ответ на произошедшие изменения в Афганистане, положение дел в афганской экономике серьезно ухудшается.
В последние годы за счет финансовой помощи из-за рубежа покрывались 75% бюджетных расходов. Сейчас многие международные страны-доноры прекратили предоставление финансовой помощи Афганистану, зарубежные активы были «заморожены», что привело к серьезным перебоям работы финансовой системы, нехватке денег в банках.
Нехватка финансовых валютных ресурсов Афганистана негативно отражается на его внешнеторговых возможностях, что уже сказывается на показателях внешней торговли Узбекистана.
По данным Госкомстата РУз, за январь-октябрь 2021 г. объем взаимной торговли сократился почти на 15% — до 524 млн. долл. с 612 млн. долл. за аналогичный период предыдущего года. Экспорт из Узбекистана снизился с 611 млн. долл. до 522 млн. долл., тогда как импорт из Афганистана вырос с 1,9 до 2,6 млн. долл.
К примеру, как ранее отмечалось, электроэнергия является одной из крупнейших статей экспорта Узбекистана в Афганистан, с оплатой которой возникли затруднения. При этом Узбекистан к настоящему времени не прекратил поставки электроэнергии в Афганистан. Необходимо также отметить, что афганская сторона уже заявила, что после решения проблем банковской системы оплатит все счета за электроэнергию. Поэтому в настоящее время Узбекистан последовательно выступает за возобновление международной финансовой помощи Афганистану.
Проблем для экономики Афганистана добавляет и продолжительная засуха в текущем году, которая ведет к значительным потерям для афганских фермеров. К слову сказать, на сельскохозяйственный сектор экономики Афганистана приходится почти 30% ВВП, в сельской местности проживает не менее 70% населения страны. ФАО в конце августа предупреждала, что засуха в Афганистане может лишить средств к существованию 7 млн. афганцев, занятых в сельском хозяйстве. В 2021 г. более 14 млн. человек в Афганистане испытывают нехватку продовольствия.
Засуха, приостановка донорской помощи, нарушение торговых и транспортных потоков, приостановление деятельности многих предприятий привели к дефициту основных потребительских товаров, росту цен на них, резкому сокращению доходов населения.
В начале сентября ООН прогнозировала сокращение ВВП и рост бедности в Афганистане. Негативный сценарий оценивает сокращение ВВП на 13,2% и увеличение уровня бедности к середине 2022 г. до 97%. При оптимистичном сценарии ВВП Афганистана сократится на 3,6%, а бедность вырастет на 7 п.п. и составит 79%. МВФ в октябре дал более пессимистичный прогноз — сокращение экономики Афганистана на 30%.
Естественно, что раскручивание негативных сценариев в афганской экономике весьма негативно отражается и на социальных отношениях, социальной стабильности, что крайне нежелательно не только для населения Афганистана, но и для мирового сообщества, в первую очередь, для близлежащих стран.
Узбекистан содействует преодолению кризиса в Афганистане
Несмотря на произошедшие изменения в Афганистане, Ташкент продолжает выступать за необходимость скорейшей стабилизации ситуации в этой стране, наращивание помощи афганскому народу со стороны международного сообщества.
Президент Узбекистана на саммите ШОС в октябре текущего года заявил, что в Афганистане «сложилась новая реальность, к власти пришли новые силы. В этой связи необходимо выработать согласованные подходы относительно ситуации в Афганистане, а также развития диалога с новыми властями страны».
Ташкент неизменно придерживается того, что Афганистан является источником не только вызовов и угроз, но и новых возможностей, которые могут быть положены в основу конструктивных, созидательных региональных проектов.
В Узбекистане исходят из необходимости не только предотвратить изоляцию Афганистана, но и активизировать оказание ему гуманитарной помощи.
Показательным в данном ракурсе является то, что Узбекистан в максимально короткие сроки возобновил транзитные потоки товаров в Афганистан.
Президент Узбекистана отмечал: «Несмотря на сложную ситуацию, мы не прекращали работу узбекско-афганского транспортного узла — важнейшей артерии поставок продовольствия и нефтепродуктов в эту страну, а также бесперебойное обеспечение электроэнергией. Приостановка помощи усугубит и без того тяжелое положение многострадального афганского народа».
Кроме того, Узбекистан направил гуманитарную помощь в Афганистан объемом 1,3 тыс. тонн, содержащую продукты питания, медикаменты, одежду.
В настоящее время Узбекистан также становится одним из основных хабов для потока международной гуманитарной помощи афганскому народу. В частности, ООН через Термез намерена осуществлять поставки гуманитарной помощи в Афганистан.
Сейчас крайне важным является налаживание продуктивного диалога с новым руководством Афганистана. Узбекистан наладил такой диалог с государственными структурами и органами местной власти Афганистана по разрешению актуальных проблем в поставках необходимых товаров, дальнейшему развитию торгово-экономического взаимодействия, обеспечению безопасности границ, сотрудничеству в сфере энергетики, международных грузоперевозок и транзита. Отдельное внимание уделяется реализации инфраструктурных проектов.
В данном контексте примечательно, что Узбекистан приступает к реконструкции аэропорта в Мазари-Шарифе — столице афганской провинции Балх. Из Узбекистана в Афганистан направятся 30 специалистов для ремонта оборудования и реконструкции аэропорта. Кроме того, узбекской стороной планируется обучение 83 технических сотрудников Министерства транспорта и гражданской авиации Афганистана, которые работают в аэропорту Мазари-Шарифа.
Перспективы сотрудничества
В контексте текущей ситуации крайне важно продолжать оказывать Афганистану всестороннюю международную поддержку и не допустить эскалации экономического и гуманитарного кризиса.
В этой связи актуальной и востребованной остается озвученная на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН инициатива Президента Узбекистана по созданию при ООН постоянно действующего комитета содействия социально-экономическому развитию Афганистана. В настоящее время, в условиях крайне настороженного отношения международного сообщества к новым афганским властям и назревающих социально-экономических проблем в этой стране, консолидация международной помощи, создание каналов прямого оказания помощи непосредственно афганскому населению являются жизненной необходимостью. «Организация Объединенных Наций могла бы взять на себя еще большую ответственность за мобилизацию и координацию международных усилий по содействию Афганистану», — подчеркнул в своем выступлении Президент Узбекистана.
Для дальнейшего развития двусторонних отношений Узбекистану и Афганистану необходимо как можно скорее вернуться к реализации ранее запланированных мер по наращиванию торгово-экономического сотрудничества. Здесь кстати будет сказать о принятой в прошлом году в Узбекистане «Дорожной карте» по расширению сотрудничества с Афганистаном.
Данная «Дорожная карта» предусматривает наращивание в ближайшие годы объемов торговли до 2 млрд. долл. за счет увеличения поставок на афганский рынок товаров народного потребления, гигиенических средств, мебели, детской одежды, муки, хлебобулочных изделий, растительного масла, плодов и овощей и прочих продовольственных продуктов.
Также перспективным является создание торговых домов отраслевых хозяйственных объединений Узбекистана в Кабуле и Мазари-Шарифе для поставок сельскохозяйственной и промышленной продукции.
Для упрощения пересечения границы и снижения издержек при транспортировке грузов между Узбекистаном и Афганистаном актуальным видится подписание Соглашения о международных автомобильных перевозках, а также соглашения с афганской стороной о применении скидки на афганских железных дорогах.
Значительный потенциал для дальнейшего наращивания торгово-экономических связей имеет расширение промышленной кооперации с Афганистаном. «Дорожная карта» предусматривает целый ряд мероприятий, направленных на расширение промышленных связей между странами. В частности, организацию «точек роста» переработки афганских ресурсов в областях производства удобрений, мрамора, изделий из камня, плодоовощной и ювелирной продукции, включая изделия из лазурита, которым славится Афганистан. Также важно наладить переработку и упаковку плодоовощной продукции на территории МТЦ Термез и в дальнейшем экспортировать ее на рынки стран СНГ. Кроме того, может быть интересным для обеих сторон изучение возможностей по добыче минерального сырья узбекскими компаниями в Афганистане.
Перспективным также является восстановление при содействии узбекской стороны ранее действующих промышленных предприятий на территории Афганистана, в частности, текстильных фабрик и масложировых заводов.
Говоря о крупных транспортных проектах, необходимо отметить, что Афганистан должен стать не препятствием, а мостом для укрепления сотрудничества между Центральной и Южной Азией. Этому будут способствовать трансафганские транспортно-коммуникационные проекты, которые Узбекистан намерен и далее продвигать совместно с международными партнерами.
В частности, реализация проекта железной дороги «Мазари-Шариф—Кабул—Пешавар» будет иметь исключительно важное значение для стабилизации положения в Афганистане, так как страна находится между двумя огромными регионами — Центральной и Южной Азией, и сможет получать значительные поступления от транзита и торговли. Это поможет Афганистану включиться в региональные интеграционные, экономические проекты.
В целом, реализация вышеперечисленных мер будет содействовать стабилизации обстановки в Афганистане, развитию экономики не только Афганистана, но и всего региона.
Однако нужно заметить, что расширение сотрудничества может протекать лишь в условиях наличия нерушимых гарантий безопасности для узбекской стороны.
Здесь необходимо подчеркнуть, что афганская сторона уже выразила готовность обеспечить безопасность узбекских специалистов, задействованных в осуществлении инфраструктурных проектов.
Сегодня главный сдерживающий фактор для развития партнерства с Афганистаном и решения проблем этой страны — это отсутствие финансового потенциала у Временного правительства. Выступая на саммите ШОС, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил «разморозить» афганские активы в зарубежных банках, а также регулярно проводить встречи высокого уровня ШОС—Афганистан. «Готовы организовать первую такую встречу в Ташкенте», — добавил он.
Заключение
Как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних форматов Узбекистан последовательно декларирует необходимость более активного вовлечения Афганистана в региональные интеграционные процессы экономического характера, дальнейшей реализации в стране социально-экономических проектов и продолжения оказания гуманитарного содействия, что весьма необходимо для стабилизации обстановки и предотвращения гуманитарного кризиса.
Рекомендуем
Популярное
- О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан
- В Ташкентской области при строительстве дороги обнаружено древнее захоронение
- Президенты Узбекистана и Беларуси рассмотрели актуальные вопросы двустороннего сотрудничества
- В Анкаре открыли памятник Алишеру Навои
- О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан
- Выплаты должны быть начислены накануне праздника
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment