Утверждение верховенства прав и свобод

09:01 16 Апрель 2025 Политика
199 0

Фото: Законодательная палата

Состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Спикер нижней палаты парламента Н. Исмоилов остановился на важных событиях первой декады апреля. В их числе первый саммит «Центральная Азия — Европейский союз» и международный климатический форум, состоявшиеся в Самарканде,
а также 150-я Ассамблея Межпарламентского союза, прошедшая в Ташкенте.

Отмечена значимость выступления Президента. Фундаментальные предложения лидера Узбекистана, полностью соответствующие стратегии и целям Межпарламентского союза, получили поддержку участников ассамблеи. Эти инициативы нашли отражение в Ташкентской декларации, принятой по итогам форума.

В рамках ассамблеи представители Законодательной палаты провели встречи с делегациями 96 зарубежных стран, достигнуты определенные соглашения.

На заседании Законодательной палаты рассмотрены законопроекты, направленные на защиту прав и свобод человека, укрепление гражданского общества, ускорение социально-экономических реформ.

 

Юридическая помощь за границей

На пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса рассмотрен проект закона «О ратификации Соглашения между Республикой Узбекистан и Объединенными Арабскими Эмиратами о правовой помощи по гражданским и экономическим делам (Ташкент, 27 сентября 2024 года)».

Документ предусматривает налаживание сотрудничества между двумя государствами по оказанию правовой помощи по гражданским и экономическим делам, предо­ставлению гражданам одной стороны такой же правовой защиты, как и ее гражданам на территории другой.

Учреждается порядок оказания юридической помощи в разрешении споров, возникающих в гражданских и экономических отношениях между резидентами двух государств, в признании судебных документов.

Законопроект принят депутатами в третьем чтении и направлен в Сенат.

Кого исключат из перечня?

Депутаты во втором чтении рассмотрели проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О профилактике правонарушений».

Документом совершенствуются основы и порядок профилактического учета лица. Из перечня исключаются лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда без назначения наказания, уголовное дело прекращено без решения вопроса о виновности или вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основаниям, не влекущим за собой реабилитацию, а также обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу.

Пересмотрены и модифицированы виды административных правонарушений, подлежащих профилактическому учету, исходя из уровня общественной опасности, характера, возможности придания им состава преступления.

Законопроект принят депутатами во втором чтении.

Усилены ответственность и обязательства

Рассмотрен проект закона, направленный на повышение ответственности исполнительного органа, наблюдательного совета акционерного общества и мажоритарных акционеров.

Согласно документу, вносятся изменения и дополнения в Закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», направленные на уточнение фидуциарных обязательств членов исполнительных органов и наблюдательных советов, общих обязательств мажоритарных акционеров и их ответственности.

При подготовке проекта ко второму чтению проанализированы и учтены предложения депутатов, внесенные в ходе рассмотрения проекта закона в первом чтении, текст документа доработан.

Законопроект принят депутатами во втором чтении.

Характер деяний определяет последствия

Предметом обсуждений стал проект закона «О внесении изменений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, направленных на обеспечение соблюдения принципа соразмерности при применении мер правового воздействия».

Принимается ряд законов, направленных на установление правовых мер воздействия, соответствующих правонарушению, с комплексным подходом к каждой сфере.

Проектом вносятся изменения в Кодекс об административной ответственности, направленные на отмену ответственности за отдельные правонарушения исходя из характера деяний и их достаточности для достижения цели наказания.

Законопроект принят депутатами во втором чтении.

Вмешательство в работу ННО недопустимо

Во втором чтении рассмотрен проекта закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Документ устанавливает ответственность должностных лиц за незаконное вмешательство в деятельность ННО, несвоевременное рассмотрение итогового документа, внесенного в государственные органы субъектами общественного контроля, нарушение требований законодательства, регулирующих деятельность негосударственных некоммерческих организаций. Повышается прозрачность и подотчетность ННО перед обществом.

В проекте отражено, что лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за хищения путем присвоения или растраты либо мошенничества, не могут создавать общественные фонды.

В процессе подготовки ко второму чтению ответственным комитетом проведены мероприятия, текст документа был размещен на официальном сайте Законодательной палаты для общественного обсуждения. На основе поступивших предложений проект закона доработан депутатами.

После бурных обсуждений проект закона принят депутатами во втором чтении.

В рамках государственно-частного партнерства

На заседании обсужден законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование системы государственной под­держки институтов гражданского общества.

Нормы действующего закона приводятся в соответствие с Конституцией в новой редакции, уточняются задачи Общественного фонда по поддержке институтов гражданского общества и его региональных подразделений, их полномочия в процессе распределения государственных субсидий, грантов и социальных заказов. Вводятся положения, сокращающие излишние проверки и бюрократические процедуры. Предусмотрены стимулирующие нормы при реализации социально значимых проектов.

В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению внесенные депутатами предложения проанализированы и использованы в тексте документа. Проект закона принят депутатами.

Защитит должностное лицо

Рассмотрен проект закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, разработанный группой депутатов на основе права законодательной инициативы.

В практику производства по делам об административных правонарушениях внедряется институт частного обвинения. По отдельным категориям правонарушений производство дел допускается только на основе заявления потерпевшего.

В исключительных случаях, когда потерпевший ввиду беспомощного состояния, несовершеннолетия, зависимости от правонарушителя или по иным причинам неспособен сам защищать свои права и законные интересы, должностное лицо уполномоченного органа обязано начать производство без заявления потерпевшего.

Проект закона принят депутатами.

Урегулировать комплексно

Социально-правовые отношения, связанные с проведением правового эксперимента, не урегулированы комплексно. Исходя из этого был разработан проект закона «О правовом эксперименте», который рассмотрен в первом чтении на очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Документ устанавливает этапы проведения правового эксперимента по определенной процедуре.

Отражены формы и методы правового эксперимента, условия его организации, порядок оценки результатов и требования к их оформлению. Для этого отводится от шести месяцев до трех лет в зависимости от его социальной значимости и степени сложности.

Действие правового эксперимента не распространяется на назначения и освобождения от должности, сокращение или прекращение полномочий государственных органов и организаций, амнистию и помилование, а также на случаи, которые ограничивают права и свободы граждан, отменяют их или ухудшают их положение.

Проект закона принят депутатами.

Искусственный интеллект получит маркировку

Концептуально в первом чтении обсужден законопроект, разработанный группой депутатов на основе права законодательной инициативы. Он направлен на регулирование отношений, возникающих с применением искусственного интеллекта.

С учетом передового зарубежного опыта возникает необходимость внесения в на­циональное законодательство дополнительных норм, направленных на регулирование отношений, возникающих за счет применения технологий искусственного интеллекта, защиту прав и законных интересов граждан.

В качестве предварительного шага в законодательство вносятся дополнения и изменения, касающиеся общих основ использования технологий искусственного интеллекта. Наряду с определением понятия «искусственный интеллект» устанавливаются общие правила его использования при создании информационных ресурсов и в работе информационных систем.

Проектом предусматривается требование об установлении маркировки информационных ресурсов, созданных с использованием технологий искусственного интеллекта. Информационные ресурсы, созданные с использованием искусственного интеллекта, и информационные системы, работающие на основе технологий искусственного интеллекта, не должны нарушать права человека, его жизнь, здоровье, свободу, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.

Устанавливается ответственность за незаконную обработку персональных данных с помощью технологий искусственного интеллекта и их распространение в СМИ или в интернете.

Законопроект принят депутатами в первом чтении.

* * *

На заседании Комитет Законодательной палаты Олий Мажлиса по международным делам, вопросам обороны и безопасности инициировал направление парламентского запроса министру ино­странных дел Б. Саидову относительно мер, предпринимаемых ведомством, по защите прав и интересов граждан Республики Узбекистан, пребывающих в зарубежных странах. Вопрос рассмотрен в установленном порядке, принято соответствующее решение.

 

«Народное слово».

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.