Услышать крик природы

10:04 21 Август 2023 Общество
1127 0

Фото: Г. Долгая

Есть в наших горах, недалеко от Ангрена, старый шахтерский городок Янгиабад, ныне поселок.  Сейчас он уже не шахтерский; большей частью сезонно живут в нем жители Ташкента, спасаясь от летней жары, боксеры разных возрастов, представляющие Федерацию бокса Узбекистана. На высоте 1 400 метров над уровнем моря в ущелье, образованном мощной горной рекой Катта-сай с притоками, под сенью раскидистых тополей стоят добротные кирпичные дома трех-четырех этажей. В них прохладно, в кранах течет вода из сая Джахондык, содержащая серебро.

 

Кстати, воду из Джахондыка пьют жители Ташкента, Ферганской долины, зная ее как Shaffof. В Янгиабаде работает цех по разливу воды, и летом фуры, груженные бутылками, ежедневно увозят потребителю упаковки с чистейшей водой Джахондыка.

 

Природу, окружающую городок, сравнивают со швейцарскими Альпами:  вековые деревья арчи, альпийское разнотравье, чистые реки, несущие воды тающих высокогорных снежников. Вот только отношение к такому богатству природы у жителей Узбекистана не сравнишь ни с каким европейским или в принципе цивилизованным. Прекрасный природный уголок год за годом хиреет от неразумного человеческого присутствия. Выражается оно в супер-активном развитии так называемого «топчанного» туризма, хаотичном строительстве на берегах рек «зон» отдыха, в которых главное место отводится приготовлению и поглощению еды.

 

Началось с Катта-сая. Если лет сорок назад жители города и его гости могли беспрепятственно отдыхать на его берегах, купаясь в обжигающе-холодных водах, наслаждаясь ароматами распаренных на солнце горных трав, то ныне к берегам реки в черте города не подойти. Гостиницы растут в городе, как грибы, создавая для своих постояльцев закрытые зоны для купания и отдыха на топчанах за сытной едой. А где еще есть подход, лежат горы мусора: строительного и увы! бытового. За городом, откуда открывается великолепный вид на ущелье, берега Катта-сая и впадающего в него Джахондыка, тоже облюбовали «топчанники». Особенно страдает серебристый Джахондык. В былые времена, стоило только перейти Катта-сай по мосту, ведущему на другой берег от Янгиабада, пройти по тропе, петляющей по многочисленным рукавам Джахондыка минут двадцать, как попадаешь в первозданную природу. Красноватые камни скал у подножия холмов, заросли ежевики, шалфей, чабрец, наполняющие воздух особым целительным ароматом, разноголосый говор воды в сае дарили любителям природы умиротворение и покой.

 

В свое время шахтеры построили на холме справа от Джахондыка прекрасный бассейн, наполняемый ключевой водой, разбили стадион над ним, возвели дачный поселок за холмом. Ныне бассейн вряд ли восстановим. К стадиону и не добраться — дорога к нему, серпантином петляющая по холму, перекрыта заборами. А сам стадион распахан под поле. А ведь для спортсменов, проводящих лето в тренировках в Янгиабаде, такой стадион был прекрасным местом для разминок и тренировок. Да и отдыхающие в городке вечерами поднимались туда с детьми поиграть в бадминтон, погонять мяч.

 

 

Дачный поселок теперь обустроен по велению нового времени и посещаем любителями пассивного отдыха — все теми же «топчанниками».

 

А что же Джахондык — источник питьевой воды не только для жителей Янгиабада, но и Ташкента, Ангрена и многих других больших и малых городов и поселков Узбекистана? Прям до водозабора, откуда вода Джахондыка уходит в трубы, по которым она доставляется на завод по розливу и в дома горожан, ретивые строители «зон» отдыха пробили дорогу, попытавшись изменить естественное русло сая, попросту загнав его в одну артерию. Тогда как нрав у Джахондыка буйный, особенно весной и в начале лета. Он растекается по всему ущелью множеством рукавов. На берегах Джахондыка до впадения его в Катта-сай построены все те же «топчанные зоны» отдыха со всеми вытекающими. Ныне вместо ароматов свежести над ущельем витает смрад от отхожих мест и мусорных свалок, организованных стихийно. Мусор не вывозится. В лучшем случае его складируют под кустами или заваливают камнями. На опоре старого разрушенного моста, не стесняясь ни людей, ни природы ушлые владельцы топчанов жгут мусор, в том числе бытовые отходы и пластик. Хвост от сгорания мусора сносит к городу, который расположен ниже по течению Катта-сая.

 

Так называемых диких мест отдыха ныне на Катта-сае почти нет. А если куда и можно спуститься с дороги, то наткнешься на поляны с кучами отходов от отдохнувших на них: гниющие корки от арбузов и дынь, пластик разного вида, салфетки и прочее, прочее, прочее. Разве кому-то захочется посидеть у реки среди мусора, вдыхая вместо свежести речного бриза зловоние?

 

Есть еще один приток Катта-сая — Алатанга. Он впадает в Катта-сай ниже по течению, с другой стороны города, обозначая его границы еще одной голубой лентой. Алатанга не так многоводна, но в былые времена жители города именно на этом сае построили озеро. Чудесное место отдыха было! Сейчас там то же, что и на других реках Янгиабада — топчаны и мусор. Да и спуститься к саю из города практически невозможно: деревянная лестница поломана, склон очень крутой.

 

В Алатангу километров через пять от города впадает небольшой сай Чилтен. Он протекает в узком и невероятно живописном ущелье. На сае есть водопады, куда с удовольствием ходят любители активного отдыха. Но в этом году и там кто-то, забыв о том, что вода, земля, цветы и деревья принадлежат в нашей стране не ему одному, а всему народу, поставил поперек тропы, ведущей вглубь ущелья, забор. Еще одно место для «топчанников».

Что это? Как назвать это явление, принижающее достижения нашего народа до примитивизма, когда у человека отсутствует не только любовь к природе своего края, бережное отношение к ней с пониманием последствий загрязнений рек, озер, чудесных уголков природы, которые она в щедрости своей подарила Узбекистану, но и элементарная чистоплотность, желание зарабатывать деньги честно и с соблюдением законов своей страны, уважение к человеку?

 

 

Законы нашей страны охраняют природу и такие заповедные ее уголки как ущелья и реки бывшего шахтерского городка Янгиабад. Осталось только применить их. И это во власти и в силе чиновников, занимающихся экологией и охраной природы. Еще можно найти баланс сосуществования людей, желающих отдыхать в самом городке и его окрестностях, и неповторимой, но ныне кричащей о своей беде природы. Весной, когда русла рек Янгиабада вновь забурлят тающей в высокогорье водой, она смоет все, что человек неразумный оставил за лето на берегах рек. Все уйдет вниз по течению — в долину. И тогда загрязнение воды продолжится в более широком масштабе. И так из года в год. Кто услышит крик природы о помощи, не дожидаясь этого? Кто научит неразумных чистоте и аккуратности, любви и уважению к природе и к человеку — вершине ее творения?

 

Галина ДОЛГАЯ, член Союза писателей Узбекистана.  

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.