Уроки энергетического кризиса в Европе. Какие выводы важно сделать

12:16 03 Ноябрь 2021 Экономика
841 0

архивное фото

Когда Европа объявила о резкой смене политики в сторону возобновляемых источников энергии, никто не мог предположить, что через несколько лет целый регион окажется на грани энергетического кризиса. Эксперты утверждают: политические решения в сфере энергетики без участия ученых и специалистов обходятся некоторым странам слишком дорого.

Как можно было избежать энергокризиса в Европе? Какие выводы и уроки может извлечь для себя наша страна?

Важные решения — без эмоций

Кризис с электроэнергией, который наблюдается сейчас в Европе, случился не за один день. Мировая энергетика, в том числе и в Узбекистане, стремительно развивается и меняется, становится еще более технологичной, требует механизмов обеспечения ее устойчивого функционирования, децентрализации, декарбонизации, интеллектуализации и оптимизации в расходах. Более того, от ее состояния зависят другие стратегически важные отрасли экономики, а непродуманные и эмоциональные решения могут поставить под удар всю экономику, как мы это видим на примере европейских государств.

Решения в области энергетики, которые принимаются в Узбеки­стане сейчас, закладывают основу его будущего. Полезным матери­алом для уточнения выбранного курса может стать анализ уроков, полученных в результате энергетического кризиса в мире. Что необходимо сделать, чтобы снизить энергодефицит в стране и одновременно выполнить международное обязательство по Парижскому климатическому соглашению? Оптимальным выходом может стать симбиоз разных источников: современных парогазовых установок, атомной генерации и возобновляемых источников энергии (ВИЭ), включая гидроэнергетику.

Европа несколько лет назад начала «педалировать» развитие «зеленых» источников, не учтя возможные природные катаклизмы и непредвиденные обстоятельства на рынке энергоресурсов. Сейчас Европе не хватает природного газа для выработки электроэнергии, поэтому многие страны ЕС вынуждены вернуться к углю и атому. В Японии вовсе решили заново подключить отключенные энергоблоки АЭС, остановленные после Фукусимы. Это говорит о том, что решения в свое время были приняты поспешно. Жизнь показывает, что стране одними ВИЭ не обойтись. Должно быть сочетание базовых и дополнительных источников, где базой являются тепловые электростанции на основе современных парогазовых установок, гидроаккумулирующих станций и атомная энергетика.

Чтобы не допустить перекоса в энергобалансе страны и генерации, как это наблюдается в странах ЕС, важно равномерно распределить их соотношение в пропорции по 20—25 процентов. Такой подход позволит обеспечить диверсификацию энергоресурсов и энергетическую безопасность государства, эффективно используя каждый источник.

Потребность в постоянстве

Если отключается электричество, мы моментально оказываемся в темных веках. Потому, когда речь идет о будущем, лучше принимать не политическое решение, как это было в Европе, а инженерное. Вопросы в таком направлении должны рассматриваться исходя из технико-экономических обоснований с учетом развития технологий.

Страны Юго-Восточной Азии активно развивают атомную энергетику. Государства с активным солнечным потенциалом, как ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция, Бангладеш, также делают выбор в пользу АЭС. Необходимо отметить, что строительство атомных станций стимулирует развитие смежных отраслей — от строительства до машиностроения и приборостроения, мощный импульс получает вся система образования, появляются новые научные специальности.

Страны, богатые углеводородами и солнцем, строят АЭС, потому что им тоже требуются пос­тоянные и надежные источники. Особенно нуждаются в них металлургия и химическая промышленность, где необходимо круглосуточное энергообеспечение. Оптимальным решением является симбиоз разных источников, когда они взаимодополняют друг друга. К примеру, атомная энергетика может быть использована также, чтобы восполнить провал солнечной генерации по ночам или выработки электроэнергии для производства водорода.

Симбиоз как неизбежность

В плане развития энергетики у Узбекистана хорошие перспективы, однако для их реализации потребуется приложить немало средств, времени и усилий. Перед специалистами стоит задача к 2030 году обеспечить производство в 120 миллиардов кВт.ч. То есть почти в два раза больше в сравнении с текущим годом. Эту задачу позволит реализовать ряд действий.

Первое. Энергосбережение и повышение энергоэффективности производства и потребления энергоресурсов с потенциалом не менее 30 процентов.

Второе. Использование парогазовых технологий, что позволит увеличить КПД производства электро- и теплоэнергии в два раза.

Третье. Использование угля с помощью новых технологий сжигания с целью предотвратить рост вредных выбросов. Когда мы говорим о том, чтобы к 2030 году довести выработку 15 процентов электроэнергии с помощью угля, речь идет о применении новых технологий.

Четвертое. Атомная энергетика. Добыча угля и газа с каждым годом становится сложнее и дороже. Это значит, что для конечного потребителя стоимость кВт.ч будет расти за счет повышения себестоимости производства углеводородной генерации (до 50—60 процентов). В случае с атомной энергетикой стоимость топлива в конечном продукте — электричестве составляет 5—10 процентов. Поэтому рост цен на уран практически не повлия­ет на стоимость электроэнергии. Кроме того, в этой сфере появляются новые инженерные решения.

Пятое. Оптимальное использование водноэнергетического комплекса. Следует трезво оценивать риски, связанные с нехваткой воды, что также отразится на гидроэнергетических мощностях. Необходимо искать и отрабатывать решения в этом направлении для сельского хозяйства и других секторов экономики.

Шестым пунктом является развитие ВИЭ и водородной энергетики. Если к 2030 году установленная мощность ВИЭ в Узбекистане должна достичь 8 тысяч МВт, и из них 5 тысяч придется на долю солнечных станций, а 3 тысячи — ветряных, то нам следует серьезно обдумать подходы и решения, места размещения станций. Есть и другие вопросы: каким образом будет компенсироваться провал в суточном графике в ночное время? Ведь восполнять его за счет ТЭС означает увеличить изнашиваемость их оборудования, так как постоянные включения и выключения блоков негативно сказываются на надежности механизмов. На каждую тысячу МВт мощности ВИЭ необходимо 300—500 МВт резервной мощности тепловой или атомной генерации. Надо тщательно взвесить и учесть все эти детали.

Стратегическое развитие топливно-энергетического комплекса Узбекистана в перспективе будет основано на симбиозе возобновляемых источников и атомной энергии, глубокой переработке углеводородов и производстве водорода, разработке сланцевых месторождений и их применении в энергетике. Одновременно с этим будет достигаться интенсификация методов повышения энергоэффективности производства и их использования в отраслях экономики.

Кстати

Зачем популяризировать энергетику

Эксперты все чаще говорят о необходимости рассказывать простым и доступным языком про инженерные и технологические аспекты энергетики. «Зачем?», — спросит читатель. Кахрамон Аллаев считает, что в энергетической отрасли увеличилось число экономистов, финансистов, при этом не хватает квалифицированных специалистов с инженерным образованием.

По его мнению, сейчас такое время, когда человек может заниматься проблемами отрасли, не получив базового или специального образования. К примеру, многие менеджеры, работающие в области энергетики, могут быть химиками, экономистами, иметь опыт в других отраслях промышленности. Однако разобраться в проблемах энергетической отрасли без понимания глубинных процессов в ней сложно. Монография «Современная энергетика и перспективы ее развития» К. Аллаева была написана прежде всего для тех, кто работает в этой отрасли, но не имеет базового профильного образования. В ней рассказывается про развитие энергетики мира и Узбекистана, потому полезна как для научных работников, так и для студентов профильных вузов.

Кахрамон АЛЛАЕВ,
академик.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.