Убедительные шаги на пути развития

13:20 26 Март 2022 Экономика
2115 0

архивное фото

В столице Узбекистана проходит первый Ташкентский международный инвестиционный форум. В этом мероприятии участвуют более 1,5 тысячи представителей международных организаций и финансовых структур, крупных инвесторов из 56 стран. Среди них, в частности, президенты Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития, министры ряда стран, руководители крупных корпораций и компаний. Данный форум стал мощной платформой для презентации перспективных проектов, необходимых для экономики нашей страны. На нем гости знакомятся с широкими возможностями и благоприятными условиями для иностранных инвесторов.

Для любого из них важно оценить инвестиционную привлекательность страны и учесть все ее возможности. Потому в приоритете обеспечить систематическое улучшение благоприятной деловой среды. Основными задачами государства при этом являются создание всех условий для привлечения зарубежного капитала и повышение инвестиционной привлекательности. Заинтересованность в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику требует от государства разработки своей эффективной инвестиционной политики. Она определяет разнообразные аспекты привлечения и систему стимулирования, устанавливает правовой порядок инвестиционной деятельности.

Как показывает мировой опыт, государства, проводившие активную инвестиционную политику, добивались устойчивого экономического развития. Инвестиции — это драйвер экономики. Мы добьемся ее ускоренного развития только за счет активного привлечения инвестиций для создания и задействования новых производственных мощностей. А значит, и для решения накопившихся проблем в социальной сфере.

Мир на этапе глобализации

Сейчас весь мир в процессе глобализации. Присоединение к нему означает налаживание сотрудничества с ведущими странами на взаимовыгодной основе. С этой точки зрения Узбекистан играет важную роль на международной арене из-за своего уровня социально-экономического развития, географического положения, состава и запасов природных ресурсов и других факторов. В целях повышения привлекательности инвестиционной среды 1 августа 2018 года Президентом страны Шавкатом Мирзиёевым был принят Указ «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан». Согласно ему, иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставлено право получать многократную трехлетнюю визу с возможностью неограниченного количества продления срока ее действия без необходимости выезда с территории Республики Узбекистан. Минимальный размер доли иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями снижен с 30 до 15 процентов. Отменено требование по обязательному участию иностранного юридического лица в качестве участника предприятия с иностранными инвестициями. Также снижен минимальный размер уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями — с 600 миллионов сумов до 400 миллионов сумов. Министерству внутренних дел Узбекистана поручено внести предложения по внедрению порядка присвоения статуса «Почетный гражданин» иностранным лицам, внесшим значительные инвестиции в приоритетные сферы экономики страны. Установлен порядок передачи в долгосрочную аренду земельного участка несельскохозяйственного назначения на срок до 50 лет, но не менее срока, указанного в заявлении, для реализации инвестиционных проектов.

В Узбекистане ускоренными темпами реализуются нашедшие свое отражение в Законе «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» налоговая политика и реформы налогово-тарифного управления, направленные на снижение налоговой нагрузки и упрощение системы налогообложения, поддержку здоровой конкурентной среды.

Изучение накопленного в развитых странах опыта реализованных реформ, принятых постановлений и мер, научный критический анализ достижений и недостатков будут служить подспорьем для развития национальной экономики. Год от года меняются и совершенствуются имеющиеся на международной площадке богатый опыт и современные традиции. К их числу относятся, например, вопросы, связанные с привлечением инвестиций, их освоением, защитой интересов инвесторов, инвестиционной активностью, повышением конкурентоспособности.

В мире идет жесткая борьба по привлечению иностранного капитала. В развитых странах год за годом создаются разные виды инновационных инструментов, способствующих обеспечению привлекательности инвестиционной среды, увеличению объема иност­ранных инвестиций, повышению их качества и эффективности пользования при выгодных условиях.

Опыт Китая и Сингапура

Экономика Китая растет более быстрыми темпами, чем в других государствах, товары и услуги распространены почти во всех странах под маркой «Made in China». Неслучайно его опыт изучается многочисленными учеными-экономистами.

С 2004 года правительство Китая стало активно заниматься решением проблемы дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности страны. За десять лет осуществлено множество системных мер по повышению имиджа и авторитета перед мировым сообществом. Поднебесная развивает связи с рядом международных и региональных организаций: Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Шанхайской организацией сотрудничества, а также по созданию экономических зон — китайско-арабских и китайско-африканских.

С принятием в члены Всемирной торговой организации (ВТО) Китай осуществил коренные реформы во многих сферах. К их числу, в частности, можно отнести меры по снижению разных тарифов, снятие барьеров и ограничений на инвестиции, направляемые в ведущие отрасли экономики, например, телекоммуникации, страхование, банки, торговлю, логистику. Благодаря созданным возможностям и условиям еще более повысилась активность не только транснациональных компаний, но и малых и средних иностранных предприятий по внесению инвестиций в Китай. С приемом в ВТО с 2006 года сняты географические и операционные ограничения для зарубежных банковских учреждений.

Благодаря реализованным социально-экономическим, административно-правовым и политико-организационным мерам Китай за последние пять лет превратился в государство, осуществляющее самый большой объем торговли. Согласно данным, КНР занимает второе место в рейтинге стран по импорту и экспорту капитала. В до­кризисный период (2005—2007 годы) импорт прямых иностранных инвестиций в Китай составлял 76,2 миллиарда долларов, или 5,4 процента от общего показателя в мире. К 2019 году страна уже освоила 141 миллиард долларов прямых иностранных инвестиций.

Рассмотрим опыт Сингапура, показавшего высокие результаты по уровню развития. Он занимает среди государств мира высокую ступень по интеллектуальному потенциалу, имеет небольшую численность населения, но весомый авторитет по созданию компьютерных программ и в сфере телекоммуникаций. В отчетах Всемирного банка страна занимает третье место по ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) и является одной из тех, что именуется «Азиатским тигром».

В Сингапуре также накоплен богатый опыт по улучшению инвестиционного климата, повышению его привлекательности. Государство находится на первом месте по четырем из 12 показателей Индекса глобальной конкурентоспособности. Подтверждению таких результатов в значительной степени помогают меры, осуществляемые государством в сфере совершенствования системы высшего образования и подготовки высококвалифицированных специалистов.

Учиться всегда важно

Внедрение опыта Китая и Сингапура по повышению привлекательности инвестиционной среды для привлечения иностранных инвестиций в условиях Узбекистана способствует развитию нашей страны в будущем более высокими темпами, обеспечению увеличения источников дохода у населения.

В частности, участие Узбекистана, как и этих стран, в рейтингах, формируемых международными организациями, а также осуществление мер по обеспечению участия во всех рейтингах, показывающих инвестиционную привлекательность стран мира, включая Индекс глобальной конкурентоспособности, Глобальный инновационный индекс и Индекс риска бизнес-среды, окажут в будущем положительное влияние на решения инвесторов по внесению инвестиций. Иностранный инвестор, прежде чем вложиться в какую-либо страну, испытывает потребность в получении достоверной информации об инвестиционной среде этой страны. Одними из самых надежных источников являются индексы, проводимые международными экономическими организациями. Из них можно получить нужную и достоверную информацию.

Важным фактором, позволившим повысить привлекательность инвестиционной среды Китая и Сингапура, явилось объективное освещение необходимых для инвесторов сведений о регионах этих стран их ответственными организациями на своих официальных сайтах. Таким образом, с учетом социально-экономического потенциала регионов Узбекистана целесообразно наладить порядок, при котором Государственный комитет по статистике объявлял бы «Годовую статистическую карту» по привлекательности инвестиционной среды каждого региона.

Основными задачами являются совершенствование условий привлечения иностранных инвестиций в страну на очередном этапе рыночных реформ, устранение проблем в привлечении иностранного капитала, увеличение объемов иностранных инвестиций и расширение возможностей по их эффективному использованию. Согласно итогам 2021 года, общее количество зарубежных партнеров по направлению иностранных инвестиций в нашу страну превысило 50.

По основным тенденциям и показателям социально-экономического развития Узбекистана и прог­нозам на последующие годы одним из приоритетных направлений является формирование более благоприятной инвестиционной среды в целях увеличения объемов привлекаемых прямых иностранных инвестиций, обеспечения надежных гарантий для инвесторов и дальнейшего укрепления их доверия.

В Узбекистане принимаются весомые меры для создания благоприятного инвестиционного климата. В данном направлении зарубежным инвесторам предоставлены разные льготы и права, формируется рыночная инфраструктура. Возможность дальнейшего улучшения инвестиционного климата дадут и такие меры, как повышение стабильности национальной валюты — сума, обеспечение неприкосновенности частной собственности, дальнейшее расширение защиты прав инвесторов, стабилизация процентных ставок банков, совершенствование налоговой системы на научной основе с учетом поэтапного осуществления реформ, недопущение случаев административной бюрократии, повышение ликвидности акций акционерных обществ в Узбекистане, умение привлекать к ним иностранных инвесторов, развитие рынка ценных бумаг, и так далее.

Изучение опыта и пройденного пути развитых стран, принятых ими законов и разработанных решений в сфере формирования благоприятной инвестиционной среды, а также претворение в условиях Узбекистана приемлемых для нас методов и приемов, направленных на более широкое привлечение иностранных инвестиций, — все это важнейшие вопросы.

Мансур ЭШОВ,
проректор по учебной работе Ташкентского
государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.