Трент КЕЛЛИ: «Узбекистан — региональный лидер»
В последние годы планомерно развиваются многогранные отношения между Узбекистаном и США. Встречи на высшем уровне в Вашингтоне в мае 2018 года ознаменовали новый этап в стратегическом партнерстве наших стран.
В чем важность тесного сотрудничества двух государств?
С этим вопросом корреспондент «Голоса Америки» Навбахор Имамова обратилась к члену Палаты представителей Конгресса США, руководителю «Кокуса по Узбекистану» Тренту КЕЛЛИ и взяла у него интервью.
Представляем вашему вниманию ключевые моменты этой беседы.
— Конгрессмен Келли, там, где вы родились, в штате Миссисипи, сложились особенные отношения с Узбекистаном. Поэтому хотелось бы с вами поговорить об Узбекистане.
— Это любимая для меня тема. Три дня назад я говорил с губернатором штата Миссисипи. Он недавно побывал в Узбекистане. С этой страной у Миссисипи много схожего.
— Как началось сотрудничество между Узбекистаном и Миссисипи с учетом избрания вас в Конгресс в 2015 году?
— Люди, имеющие благие намерения, всегда находят друг друга. Я член Национальной гвардии Миссисипи. Данная структура проводит тренинги для военнослужащих Узбекистана в рамках многолетней программы Пентагона. В 2016 году вместе с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе в составе делегации от Конгресса мне довелось посетить Узбекистан. Именно тогда я познакомился с Шавкатом Мирзиёевым. После своего избрания Президент инициировал много хороших дел.
— Многие годы Госдепартамент руководствуется принципом налаживания и укрепления связей между народами. Что знает население штата Миссисипи об Узбекистане и его народе?
— Изучает, узнает. Я могу рассказать о многом. Сам возглавлял делегацию Конгресса. Она состояла из восьми представителей. Никогда за долгие годы от Конгресса в Узбекистан не направляли столь большую группу законодателей. Мы привлекли внимание многих к Узбекистану, рассказывая о своих впечатлениях от поездки. Наш губернатор, ведающие экономическими и военными вопросами официальные лица также посетили вашу страну. Здесь дело не только в военном сотрудничестве. Есть желание работать с Узбекистаном и по другим направлениям. Мы едины в этом стремлении.
— Какова цель группы Узбекистана в Палате представителей?
— Укрепление связей между Узбекистаном и США. Чтобы наши представители были осведомлены о процессах в Узбекистане. К настоящему времени большинство из них знает немало, независимо от того, какова тема для обсуждения, будь то свобода вероисповедания или права человека, подневольный труд на хлопковых полях, вопросы освобождения политзаключенных. Долгое время Узбекистан оставался закрытой страной. Теперь он открыт и стал региональным лидером. Имеет единомышленников и партнеров по всему миру. Приехав в США, Шавкат Мирзиёев встретился с нашим Президентом, министром обороны, такими представителями, как я, а также с сенаторами. Такое общение чрезвычайно важно. Как я уже говорил, мы узнаем друг друга ближе. Вместе со своим партнером в узбекистанской группе демократом Висенте Гонсалесом мы предложили проект резолюции. Будем укреплять взаимное сотрудничество с Узбекистаном.
— Есть ли в составе этой группы представители обеих партий?
— Да.
— Выходит, что группа по Узбекистану — это круг законодателей, заинтересованных в дальнейшем налаживании отношений с Узбекистаном, обсуждающих эти вопросы между собой, лоббирующих их. Не так ли? Но ведь в составе Конгресса есть и те, кто долгое время критиковал политику и ситуацию в Узбекистане. Общаетесь ли вы с ними?
— Общаемся.
— Вам, наверное, часто говорили об этом: узбекская сторона ожидает многого от Америки. С этим сотрудничеством связаны огромные надежды не только в военной сфере, но и, как вы сами отмечали, в таких направлениях, как бизнес и инвестиции, развитие, права человека и техническая поддержка. Америка также имеет намерения оказать содействие Узбекистану. Каковы наиболее актуальные проблемы? В чем заключается приоритетная цель?
— Прежде всего это военное сотрудничество. То есть региональная стабильность. В этих процессах Узбекистан играет важную роль, старается, чтобы движению «Талибан» и правительству Афганистана удалось найти общий язык. Узбекистан — региональный лидер. Мы действуем, ориентируясь на это. В вопросах экономики встречаюсь с нашими фермерами, выращивающими арахис. Планируем открыть в Узбекистане центры складирования и поставок нашей продукции, чтобы на их базе фермеры могли обмениваться знаниями и опытом. Сельское хозяйство — очень важная для нас сфера. В настоящее время веду переговоры с Министерством сельского хозяйства США по усилению взаимодействия с узбекской стороной.
— В Вашингтоне, других частях света, даже в Ташкенте распространено мнение о том, что сотрудничество между США и Узбекистаном основывалось на принципе «ты мне, я тебе». То есть вы работаете с Узбекистаном по конкретным направлениям, например, по афганскому вопросу. Говорят, что регион вас интересует только для достижения определенных целей, и отношения, являясь очень прагматичными, не имеют долгосрочных перспектив.
— Те, кто так думает, пусть обращаются ко мне. Это — неправильная оценка. Если учесть нынешний визит, я уже третий год ноябрь буду проводить в Узбекистане. Связи имеют постоянный характер. Резолюция, предложенная нами совместно с Висенте Гонсалесом, тоже подразумевает долгосрочное сотрудничество. Мы — глобальная система. В Конгрессе 535 членов, 435 представителей, 100 сенаторов. В некоторых случаях могут быть краткосрочные цели, но Узбекистан в Конгрессе имеет верных друзей. Кроме того, губернаторы штатов тоже устанавливают связи. Политика США и их партнерские отношения имеют свои особенности. Они не строятся ради Афганистана. Цель — развивать экономическое сотрудничество. Например, Миссисипи намерен устанавливать с Узбекистаном разносторонние связи. Думаю, те, кто критикует нас, не знают реального положения дел.
— В прошлом году вы очень тепло встретили Президента Мирзиёева. Ознакомили с Капитолием.
— Да, показали кабинет Линкольна, то место, где он любил бывать в годы своего президентства. Зал очень подходящий для встреч.
— На фотографиях видно, насколько вы доверяете Шавкату Мирзиёеву. Хотя завоевать ваше доверие не просто, не так ли?
— Да, не просто.
— Исходя из этого, можно ли сказать, что для вас правительство Узбекистана, в частности, Президент Мирзиёев — надежный партнер.
— Во-первых, мы сторонники партнерских отношений. Президент Узбекистана хочет того же. Можно привести много доказательств. Когда мы приехали в составе делегации Конгресса, глава государства вместе с министрами находился за рубежом. Нас было много. Дни не совпадали. Президент не мог приехать в Ташкент — были запланированы встречи с другими руководителями. Но Мирзиёев всех министров отправил для переговоров с нами. Разве это не показатель сильной воли? По вопросам заключенных под стражу тоже были проведены переговоры со специальным послом Браунбеком и Госдепартаментом. Обсуждены вопросы участия детей в сборе хлопка.
— Принудительный труд, детский труд...
— Эти проблемы решены. Что это означает? Узбекистан стремится идти по правильному пути. К сожалению, не все решается так быстро, как мы хотели бы. По моим наблюдениям, Узбекистан уверенно шагает вперед, достигая прогресса. У нас очень большие надежды и на предстоящие выборы. Правительство Узбекистана открыло двери и приглашает международное сообщество наблюдать процесс. В Узбекистане начался период гласности. Это очень хорошо.
— Вы встретились с представителями Олий Мажлиса, разговаривали с ними. Какие у вас впечатления?
— Сенатор Сафоев — близкий друг. С членами парламента тоже знаком. Надо им помочь и поддержать. Они должны стать голосом народа. Думаю, Президент тоже хочет именно этого — парламент должен быть сильным.
Глава государства желает видеть там людей, работающих ради народа. В этом смысле многое зависит от предстоящих выборов. Президент приглашает всех наблюдать процесс. Человек, желающий укрепить собственную власть, так не поступает.
— Если поедете наблюдать выборы, вас будут сопровождать представители обеих партий?
— Может быть. Или я сам, или группа, состоящая из представителей обеих партий. Посмотрим. Международные организации тоже приглашены — ООН и другие. Нынешние выборы будут более свободными по сравнению с предыдущими.
— Поздравляю с орденом «Дустлик». Как вы узнали о награде?
— Мне сообщил посол. Эта награда для меня честь. Символ дружбы. Я вам говорил, какой я человек: если дружу с кем-то, то по-настоящему. 15—20 лет назад я был прокурором в родном городе. С кем я подружился тогда, например, полицейскими, до сих пор поддерживаю дружеские отношения. Я очень ценю дружбу. Друг — он на всю жизнь. Всегда могу доказать это. Орден очень обрадовал и вдохновил меня.
Больше новостей на нашем Telegram канале: @ns_uz
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Доложено о планах в сфере финансового контроля
- С 20 января открывается железнодорожное сообщение из Ургенча в Кунград
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment