Требуется не переход, а прыжок

09:21 17 Июнь 2021 Политика
320 0

иллюстративное фото

На состоявшемся вчера под председательством Президента Шавката Мирзиёева видеоселекторном совещании были обозначены приоритетные направления дальнейшего развития системы высшего образования. Особо подчеркнута важность полной цифровизации процессов организации обучения и управления в высших учебных заведениях.

Принятая в нашей стране Концепция развития системы высшего образования до 2030 года определяет ряд приоритетных направлений реформирования сферы. В ней особо выделены меры, несущие характер драйвера интеграции отечественных вузов в мировую образовательную систему, движения к цифровизации. Это:

— включение не менее десяти высших образовательных учреждений республики в первую тысячу позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций («Quacquarelli Symonds World University Rankings», «Times Нigher Education» или «Academic Ranking of World Universities»);

— ускорение создания национальных электронных образовательных ресурсов, организация перевода зарубежных электронных образовательных ресурсов, поэтапное увеличение удельного веса электронных ресурсов в образовательном процессе; 

— индивидуализация образовательных процессов на основе цифровых технологий, развитие дистанционных образовательных услуг, широкое внедрение в практику технологий вебинара, онлайн, «Blended Learning», «Flipped Classroom»;

— внедрение в практику платформы «E-minbar» с возможностью онлайн-наблюдения и освоения лекций, практических занятий и семинаров, а также их загрузки на электронные средства хранения информации, использование «облачных технологий» в образовательных процессах; 

— широкое внедрение системы электронных библиотек с возможностью дистанционного пользования ими;

— поэтапное внедрение концепции «Университет 3.0», предусматривающей тесную связь образования, науки, инноваций и деятельности по коммерциализации результатов научных исследований в высших образовательных учреждениях;
— создание в высших образовательных учреждениях технопарков, форсайт-центров, центров трансферных технологий, стартапов и акселераторов за счет широкого привлечения зарубежных инвестиций;

— введение в действие единой информационной, регулярно обновляемой платформы высшего образования «Информационная система управления высшим образованием» при содействии международных финансовых организаций, другие важные направления в деятельности образовательных организаций.

Для высших учебных заведений концепция представляет курс государства в вопросах создания приоритетов, условий и атмосферы, в которой должна функционировать и развиваться национальная система образования. Как и трансформировать эти положения для развития производственных, культурных, социальных потенциалов на региональном уровне. В этом процессе ведущая роль отводится цифровизации всей учебы, управления высшим учебным заведением, контроля качества образования, структурных подразделений и другим. Очевидность этого проявилась в период тотального образовательного онлайн-процесса, на который перешли вузы в Узбекистане с началом коронавирусной пандемии. Нет другого выхода, кроме как переходить к новым подходам, новым парадигмам. 

В последние годы в Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (ТИИИМСХ) во главу угла ставятся именно эти ориентиры. Соизмеряя с ними образовательный, профессиональный и научный потенциал, становится очевидным, что для достижения поставленных в концепции целей необходимо брать на себя ответственность, причем на всех уровнях — от ассистента до ректора. Необходимо выполнять на своем месте свою работу — делать шаги к цели в новых реалиях. Ведь за креативными названиями проектов цифровизации, заманчивых грантов, за достойными зарплатами и прочим стоят обновленные современные подходы к образованию, учебному процессу, научной работе. Это переход от классно-урочной системы к индивидуальным образовательным процессам с развитием дистанционных образовательных услуг и онлайн-технологий, переход на платформу «Электронный университет», освоение новых поколений цифровых технических средств, лабораторного оборудования и программных продуктов, знание иностранных языков, стремление и способность реализовывать научно-инновационную работу, в конечном итоге высокие показатели в рейтинге личных достижений каждого участника обновлений. Кто не будет способен понять и осознать меняющиеся идеи и подходы в образовательном процессе, свою роль и место в реформах и движении вперед в инновационных задачах, стоящих перед образовательной системой нового Узбекистана, должен будет найти другую сферу деятельности.

После принятия концепции прошло более полутора лет. Это примерно 15 процентов отпущенного времени. ТИИИМСХ к сегодняшнему дню достиг определенных видимых результатов, которыми хотелось бы поделиться, сфокусировав внимание на переосмысленном подходе к современным тенденциям перехода образования от массовой классно-урочной формы к индивидуальным образовательным траекториям на основе цифровых технологий и информатизации в образовательных тенденциях.

Мы привыкли относиться к образованию через стандартные фразы: «…важным вкладом высшей школы в развитие общества является подготовка высокообразованных кадров…» и так же думать, оставаясь при этом в проблемной системе традиционного образования индустриального цивилизационного периода. Надежды на быстрое реформирование общества, экономики, социального уклада не оправдались. Особенно беспокоят общество в плане образования попытки перманентного реформирования сложившейся системы «индустриального (классно-урочного) образования», в том числе и за счет массированного внедрения информационно-программных средств, автоматизированных обучающих систем, что вроде бы и обеспечивает современную интерактивную обучающую среду, но без осознания и понимания преподавателем и студентом перспектив и подходов к подобным инновациям, наложенным на формат пятой постиндустриальной цифровой революции, что создает только видимость инноваций в образовании. 

Постиндустриальная цивилизация должна создать свой вид образования, используя инструменты пятого технологического уклада, а не продолжать 
эксплуатировать индустриальное образование под разными предлогами — таково убеждение многочисленных ученых — экспертов стран с продвинутым содержанием образовательных идей и ресурсов, от которых мы, надо признать, отстаем. 

В этих условиях система smart-образования, широко использующая в своей реализации перспективные цифровые образовательные технологии, новые информационные коммуникационные средства, а также инновационные педагогические решения и социальные технологии, полностью отвечает требованиям постиндустриального общества. Эти вызовы обусловили движение к smart-обществу, к использованию цифровых технологий во многих сферах жизнедеятельности. Появились и стали развиваться интересные проекты, и они получают реальное воплощение:

— «умный» дом, деревня;

— smart-экономика; smart-медицина;

— smart-образование и т. д.

Формируются так называемые проекты следующих десятилетий во многих развитых странах. Они подразумевают неформальное объединение университетов на цифровой платформе. В подобных проектах планируется создание общего «деканата», который будет сопровождать перемещение студента из вуза в вуз, использование единого репозитория цифровых электронных образовательных ресурсов и использование общего преподавательского состава. На smart-основе также начали продвигаться университеты в России, Беларуси, Казахстане. Наблюдая такие тенденции, можно утверждать, что речь идет о создании новой культуры познания и понимания решения проблем образования через развитие систем smart-технологий на цифровой платформе. 

Можем ли мы говорить о каких-либо примерах подобных технологий, их наполнении, техническом содержании, использовании в учебном процессе применительно к узбекистанским вузам, в частности, к ТИИИМСХ? Думается, это можно утверждать, имея в виду уже проделанную работу, а также наши планы, которые имеют под собой вполне реальные основы и форму, например, в виде проекта под названием «Создание информационной инфраструктуры — цифрового университета на учебной платформе Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства».

Будущий цифровой университет в ТИИИМСХ — это объединение в единую комплексную цифровую систему современных технологий компьютерного и интерактивного оборудования, программного обеспечения и персонала, проектного управления и студенчества. Основные цели при разработке подобных проектов преследуют:

— внедрение современных информационных технологий в процесс обучения;

— создание единой цифровой среды образовательного учреждения;

— создание электронных учебных инструментов на основе современных IT-технологий;

— использование технических средств и программного обеспечения в образовательном процессе;

— разработку систем интерактивного и дистанционного образования.

При этом достижение целей проекта цифровой информационной инфраструктуры осуществляется через:

— слияние образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения;

— возможность неограниченного и простого тиражирования учебной информации, быструю и адресную доставку; 

— возможности для новых, более эффективных форм проведения учебных занятий;

— расширение границ учебного материала (возможность гибко компоновать блоки, определять учебный ряд);

— создание комфортных условий для подготовки и проведения занятий;

— дополнительные возможности для совершенствования профессиональных качеств сотрудников и слушателей института.

Процесс практического осуществления подобных IT-проектов имеет место быть и в ряде других вузов Узбекистана, но для их продолжения и устойчивого функционирования необходимо создавать и реализовывать соответствующие технические, методологические, кадровые решения в виде центров обработки данных, сети передачи данных, интерактивной учебной платформы и прочего с агрегируемыми возможностями наращивания, для взаимодействия между вузами, дополнительными smart-классами, кампусами, домом, доступной публичной зоной. Это значит иметь необходимую цифровую основу для вхождения в мировую образовательную систему smart-технологий.

Следует отдавать себе отчет в том, что работать над этим необходимо, так как мы понимаем и отчетливо видим, что формирующаяся система цифровизации образования обладает характерной особенностью — универсальностью для эффективного использования в учебном процессе и эффективной самостоятельной работы студентов, для дистанционной системы образования и образовательного взаимодействия внутри страны и с миром, для повышения квалификации специалистов и системы общего неформального дополнительного образования населения.

Эта система достаточно полно отвечает мировым тенденциям развития образования и нарастающей образовательной парадигме узбекского общества. За воплощением подобных планов цифрового университета вузами Узбекистана стоит успешная поэтапная реализация программы «Университет 3.0». Необходимо будет осваивать современные инструменты smart-образования. Например, попробуйте охватить некоторые понятия цифровых технологий smart, немалая часть которых прямо указана в концепции. Такие как Web 3.0, позволяющие идентифицировать пользователя не как абстрактного посетителя, а как личность, выдать ему наиболее точную информацию, отвечающую его запросам; индивидуальная образовательная траектория как персональный путь реализации личностного потенциала каждого студента в образовательном процессе; облачные технологии как масштабируемая инфраструктура, обеспечивающая хранение, обновление и защиту информации, и интернет-сервисы цифровой след студентов  как индивидуальные данные студентов, которые помогают составить в учебном процессе видение его образовательной траектории и модели индивидуализации; «Вlended Learning» как смешанное обучение в виде образовательного подхода, совмещающего обучение с участием преподавателя (лицом к лицу) и онлайн-обучение на цифровой платформе.

Эти инструменты не могут быть эффективно применены без понимания смены и перехода общества к новым образовательным парадигмам. Из таблицы видно, как кардинально меняются ценности, нормы, мотивы, цели, когда мы хотим перейти в новые образовательные идеологии постиндустриального общества.

Представленная образовательная парадигма постиндустриального общества конкретно может быть реализована разными инструментами пятого технологического уклада. Надо только привязать к нему статус smart-образования как вида, описание и содержание образовательных технологий, роль и место в образовательном процессе преподавателя, студента, экспертных сообществ, применяемые ИКТ, пользователей соцсетей, социальные технологии — аутсорсинг на соответствующей законодательной основе, имея в виду государственное регулирование образования в стране. Но не все так просто, потому как в понятие «инструмент технологического уклада» входят и люди — обучающиеся и обучаемые с их укоренившейся и уже устаревающей образовательной парадигмой.

Прекрасным инструментом или производственным примером, если так можно сказать, смены и преодоления существующих парадигм явились внедренные у нас: система «виртуальной обучающей среды» Moodle, программное обеспечение видеоконференций Zoom, многочисленные видеолекции в Youtube, подготовленные преподавательским сообществом, и другие. Данные инструменты уже легли в основу нарастающей цифровизации образовательной системы в Узбекистане. Это хороший задел с одной стороны, а с другой, очевидный сигнал, призванный инициировать и интенсифицировать наш потенциал, общевузовские и индивидуальные в осознании нового отношения к образованию и его цифровизации, как это предусмотрено Концепцией развития системы высшего образования до 2030 года.

В завершение несколько слов о новых программах развития от наших коллег по СНГ. В Российской Федерации в мае принята новая, уже вторая программа под названием «Приоритет-2030» (первая, известная как «5-100», была принята в 2012 году). Эта программа подразумевает дальнейшую цифровизацию образования, хотя это не ее цель, и рассматривается как одно из средств, но приоритеты цифровизации остаются очень высокими.

Можно сказать, что в образовательных учреждениях России цифровизация идет полным ходом. С точки зрения известных в мире технологий ИОТ (индивидуальные образовательные траектории), которые уже надвигаются на образовательную систему Узбекистана, мы должны учесть, какой у каждого студента темп, как он осваивает предмет, чего именно хочет в образовании, и т. д. Но технически это организовать без цифровизации невозможно. Этот фактор несет за собой определенную модель финансирования, которая имеет место быть в упомянутой ранее программе «Приоритет-2030». Конечно, это тема отдельного разговора, но хотелось бы отметить подходы в этой финансовой модели. Первое — гарантированные государственные средства, второе — также государственные деньги, но их надо заработать на конкурсной основе и попасть в проект развития, и третье — внебюджетные средства, рыночная деятельность, коммерциализация научных работ и прочее. Фактор финансирования — один из важных показателей, имеющий прямое воздействие не только на результат, но на саму возможность его существо¬вания. 

Прошедшие десятилетия кардинальным образом изменили нашу действительность. Молодые люди с детства могут пользоваться цифровыми устройствами начиная от телефона и заканчивая компьютером и разной цифровой техникой в быту. В подавляющем большинстве школ они получают начальные знания в области информатики, а в 10—11-х классах многие оканчивают краткосрочные курсы по компонентам цифровых технологий.

Преподавательское сообщество высшей школы за последние 20—25 лет полностью овладело основными средствами цифровизации — компьютерными технологиями, программами Moodle и Zoom, большинство преподавателей способно самостоятельно освоить и произвести запись видеозанятий и т. д. Стратегические цели, заложенные более двух десятилетий назад, практически достигнуты. Но нам нельзя удовлетворяться достигнутым. Нам необходим «цифровой прыжок» в образовательной сфере высшей школы.

Уктам УМУРЗАКОВ
председатель Республиканского совета высшего образования,
ректор Ташкентского института инженеров ирригации 
и механизации 
 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.