Толерантная площадка для мастеров со всего света

Фото: В. Гранкин
В столице проходит IV Ташкентская международная биеннале прикладного искусства «Глобализация и сохранение национальных традиций: выбор пути». Она организована Академией художеств Узбекистана при содействии разных министерств, ведомств, посольств и представительств зарубежных стран в Узбекистане.
Задачи проведения данной биеннале были определены в постановлении главы государства «О дополнительных мерах по развитию и дальнейшему совершенствованию деятельности Академии художеств Узбекистана» от 16 августа 2017 года.
Мероприятия в рамках IV биеннале проходят в Центральном выставочном зале, Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы, Ташкентском доме фотографии, Музее искусства миниатюры Востока имени Камолиддина Бехзода, Галерее изобразительного искусства Узбекистана. В нынешнем году в ней участвуют 30 мастеров из 15 зарубежных стран — Италии, Франции, Индии, Египта, Японии, Литвы, России, Монголии, Монако, Таиланда, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана. Нашу страну представляют более 60 мастеров прикладного искусства.
Посетителей ждут выставки современного узбекского и зарубежного искусства декора, национальной керамики, вышивки золотом, ювелирных работ, мастер-классы, презентации. Учитывая важную роль экономического фактора в развитии современного прикладного искусства, для специалистов пройдет международная научно-практическая конференция «Панорама прикладного искусства: традиции и арт-рынок». Для участников запланирована поездка в Самарканд, посещение Государственного музея прикладного искусства и истории ремесленничества Узбекистана.
— Процесс глобализации, охвативший разные регионы и страны в конце ХХ века, явился закономерным шагом в развитии мировой экономики и стал причиной масштабной интеграции разных культур, — говорит куратор биеннале искусствовед Бинафша Нодир. — Несмотря на определенное позитивное значение данного исторического явления, в ряде случаев это приводит к потере важных идентифицирующих качеств национальных культур. Наша биеннале получила название «Глобализация и сохранение национальных традиций: выбор пути». В качестве ведущей идеи она предлагает рассмотреть проблему сохранения самобытности прикладного искусства и преодоления ускоряющейся унификации традиций в условиях активной глобализации экономики и доминирования массовой культуры. При этом важно понимать, что сохранение традиций не означает копирование или консервацию образцов прошлого, упрощение и примитивизацию культурных форм, а служит основой для их творческой интерпретации и инновационного развития.
Учитывая тот факт, что процесс унификации во многом зависит от сохранения ресурсов традиционных ремесел в разных регионах, Ташкентская биеннале служит открытой и толерантной площадкой для мастеров со всего мира. Кроме того, она предоставляет участникам возможность обмениваться опытом и взаимно вдохновляться творчеством друг друга.
Торжественное открытие биеннале состоялось в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана. Там развернута выставка «Глобализация и сохранение национальных традиций: выбор пути». В экспозиции широко представлен весь спектр тенденций современного традиционного и нетрадиционного прикладного искусства, позволяющий увидеть широкую панораму творческих поисков и решений мастеров прикладного искусства разных стран и регионов. На выставке экспонируются работы мастеров из Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, России, Литвы, которые представляют такие виды художественных ремесел, как керамика, вышивка, резьба по дереву, ковроделие, и другие.
Сразу два выставочных проекта открылись в Галерее изо¬бразительного искусства Узбекистана. Это проект «Мамин платок» Лейлы Махат (Казахстан) и выставка «Ювелирия: поиски и решения», участниками которой стали Наталья и Татьяна Тарасовы, Татевик Карапетян (Россия), Сержан Баширов (Казахстан), Зарафшон Шакардодова (Таджикистан), Ренат и Ирина Мухаметшины, Фасхиддин, Мухсин, Талат и Бобур Дадамухаммедовы (Узбекистан).
Выступивший на открытии этих двух проектов Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Республике Узбекистан Бейбут Атамкулов отметил, что проведение международной биеннале в Ташкенте стало уже доброй традицией. Каждый раз город притягивает все больше и больше прекрасных людей творчества, культуры, искусства со всего мира. Наша столица по праву становится восточным центром культуры и ремесла. И IV международная биеннале прикладного искусства тому подтверждение.
Особое внимание посетителей привлек международный выставочный проект «Мамин платок». Автор проекта — казахстанская художница Лейла Махат собирает в одно полотно платки, которыми пользуются ее современницы — представительницы разных профессий, возрастов, конфессий и национальностей. В каждой новой стране — участнице проекта женщины подшивают свои платки к существующей материи. Таким образом, инсталляция увеличивается в размерах и путешествует дальше по миру. На данный момент в коллекции уже насчитывается порядка 400 собранных художницей платков с разных концов света.
— Проект зародился в 2021 году, в разгар пандемии. Накрыв однажды уснувшую дочку платком, задумалась о функции, которую он выполняет. Этот предмет входит в национальные костюмы практически всех народов, есть в гардеробе каждой женщины. Он не только защищает обладательницу от холода и зноя, но и ее детей от непогоды, — говорит Лейла Махат. — В проекте платок рассматривается как символический щит от внешних угроз мира — насилия, бедности, войны, болезней. Это защита детей на физическом, ментальном и эмоциональном уровне. Кроме того, проект призывает к культурному диалогу между разными странами, выступает в поддержку семейных и традиционных ценностей.
В день открытия проекта произошло интересное событие. Начальник отдела выставок и фондов галереи Рахима Азимходжаева подшила в многометровое полотно креп-жоржетовый платок своей матери. Оказалось, подобный платок в инсталляции уже существует. Именно с такого же платка и стартовал проект. Лейла Махат считает это добрым знаком и надеется, что женщины Узбекистана поддержат ее идею и передадут уникальные, хранящие добрые истории платки, чтобы они вместе с другими путешествовали по миру.
Ирина МИРНАЯ,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- В Узбекистане на 10 процентов повысят зарплаты, стипендии, пенсии и пособия
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment