Территория мирного детства
архивное фото
Ташкент в силу его географического положения во время войны не бомбили вражеские стервятники, он не отражал танковых атак, не держал смертельной блокады. Но его огромный вклад в Победу не передать сухими цифрами и обычными словами. Это легенда!
Город высоких тополей и ослепительного солнца, город бесконечно добрых людей, готовых поделиться последней лепешкой, стал в те грозовые годы для опаленных войной ребят из центральных районов СССР территорией мирного детства. На запрос из Москвы, сколько республика сможет принять детей, последовал по-военному четкий и лаконичный ответ: столько, сколько нужно! Прибыло 250 тысяч детворы, большинство из них — круглые сироты. Для их размещения только в Ташкенте было организовано несколько десятков детских домов. Шефство над сиротами брали тогда и учреждения, и в Узбекистане росли «сыновья» колхозов, «дочери» фабрик или трамвайных парков.
Ташкентский кузнец Шаахмед Шамахмудов и его супруга Бахри в первые годы войны взяли на воспитание 15 осиротевших ребятишек, среди которых были русские, белорусы, украинцы и представители других наций. Тысячи людей в республике последовали их примеру, началось массовое движение по усыновлению сирот. Даже руководитель Узбекистана в то время Усман Юсупов приютил в своей семье детей.
Горожане встречали эшелоны на вокзале и возвращались домой уже с сыновьями или дочками. Когда на перроне появлялись сироты, пережить это ташкентцам становилось невыносимо — шум, крики, стоны, слезы и… голодные, чумазые ребятишки в лохмотьях с невероятно грустными глазами, без всякой надежды смотревшие на голубое ташкентское небо. Многие из них были перебинтованы, некоторые не могли передвигаться, и их переносили на носилках. Они помнили только разрывы бомб, вой сирен, налеты немецких самолетов и смерть родных. Возраст ребенка прямо на вокзале определял врач, а фамилию и имя давали новые родители.
Шамахмудов к началу войны — уже пожилой человек. Проживал с супругой в махалле в старой части города, у них не было собственных детей.
Осенью 1941 года кузнец впервые пришел в детдом, чтобы усыновить ребенка. Там он стал свидетелем такого эпизода: веснушчатый мальчик бросился к шагнувшей к нему женщине, но та выбрала другого малыша. Ребенок отвернулся, его плечики сотрясались от рыданий. К нему подошел Шаахмед-ака, вытер ему слезы платком и, улыбаясь, сказал: «Пойдем к нам, сынок. Понравится — останешься, не понравится — я приведу тебя назад». Вечером дома, когда мальчика искупали и накормили пловом, незнакомая женщина стала нежно гладить его по голове. В ответ он обнял ее, заплакал и произнес совершенно неожиданно: «Мама!». Потом робко спросил: «А вы меня не прогоните?». Бахрихон в этот момент почувствовала себя счастливейшим человеком на свете. Это был их первенец.
Надо понять главное: никаких денег, никаких продуктов, никаких льгот людям, усыновившим приезжих сирот, в то тяжелое время не полагалось. Это в полной мере коснулось и большой семьи Шамахмудовых. Жили они в общем-то небогато, а когда число приемных детей заметно увеличилось, стали испытывать нужду. Из рациона незаметно исчез плов, зато появились вкусные супы из свеклы или тыквы. Но они не жаловались. Кузнец работал в две смены, часто оставался и в третью. Однако ни он, ни его супруга не роптали, ничего у властей никогда не просили, а продолжали напряженно трудиться и поднимать своих детей, обретая в многочисленных семейных заботах настоящее родительское счастье.
Подвигу этой семьи посвящены известные романы и художественные киноленты, а в мае 1982 года неподалеку от центра Ташкента установили монумент под названием «Дружба народов» — скульптурную композицию, изображавшую кузнеца и его жену в окружении усыновленных ими детей.
Но насколько извилисты дороги судьбы и истории! Памятник, ставший одним из самых любимых и популярных для ташкентцев и гостей столицы, простоявший на своем почетном месте 26 лет, городские власти однажды ночью демонтировали и перенесли на далекую окраину города. Утром 12 апреля 2008 года живущие поблизости не поверили своим глазам — на месте скульптур чернела свежевырытая земля. Официальное разъяснение произошедшего — перенос монумента «с утратившим актуальность названием «Дружба народов» вызван необходимостью переименования одноименного Дворца искусств, расположившегося рядом.
На новом месте — а это был неухоженный пустырь — о памятнике начали забывать: люди редко его посещали, так как добираться до него стало очень долго и крайне неудобно. К тому же при демонтаже его повредили, утратив некоторые элементы, в том числе одну из детских фигур. В общем народная тропа к монументу и в прямом, и в переносном смысле неумолимо зарастала.
Спустя десять лет историческая справедливость восторжествовала — Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в мае 2018 года принял решение о возвращении монумента, «символизирующего подвиг и благородство узбекского народа в войне против фашизма», с задворок города и истории на свое прежнее место в центр Ташкента. Вернулся не только памятник, вернулось, вновь став актуальным, название «Дружба народов». Оно возвращено и близлежащей станции метро, и площади, на которой расположилась «бронзовая» семья Шамахмудовых, и Дворцу искусств возле нее.
Год спустя еще один памятник легендарному кузнецу установили в небольшом городке Бекабаде на территории металлургического комбината. Это предприятие является партнером итальянской компании «Danieli». Ее президенту Джанпьетро Бенедетти как-то рассказали о нашем великом земляке. Подвиг узбекского кузнеца глубоко потряс итальянского бизнесмена, он решил увековечить нашего соотечественника в бронзе. Памятник изготовили в Италии, потом привезли в Бекабад и подарили местным металлургам. Примечательно, что эта статуя Шамахмудова кардинально отличается от ташкентского памятника. Здесь он изображен профессиональным кузнецом, укрощающим непокорный металл. Про его золотые руки говорили все в махалле.
9 мая 2018 года вернулась к нам Великая Победа. Та самая, со слезами на глазах, которую приближали как могли два миллиона жителей республики, ушедшие на фронт. Ради нее отдали свои жизни свыше 530 тысяч из них. На довоенных «полуторках» по городу ездили красноармейцы, распевая «Катюшу», «Синий платочек», другие незабываемые песни тех лет. Они напоминали нам о главной ценности — самой жизни на земле и кому обязаны за нее.
…Давно нет с нами легендарного кузнеца и его жены. Разъехались по разным странам многие воспитанные ими дети. К памятнику на площади Дружбы народов в столице ежедневно приезжают молодожены. Они хотят получить «добро» от Шаахмеда-ака и Бахрихон, желая любить друг друга и своих детей так же самозабвенно, как супруги Шамахмудовы.
Игорь САНЕЕВ,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Искусство объединяет!
- О создании Американо-узбекского делового и инвестиционного совета
- Uzbekistan Airways увеличила заказ на Boeing 787 Dreamliner
- Из-за непогоды опять перенесен запуск двух спутников NASA к Марсу
- Определен порядок оказания медицинской помощи за счет средств госбюджета
- Халед аль-Анани возглавил ЮНЕСКО
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment