Светлые горизонты Нового Узбекистана

12:19 02 Декабрь 2021 Общество
1114 0

Выборы Президента остались позади. Они воздействуют на развитие общества и государственности не только в качестве инструмента формирования органов государственной власти, но и в качестве определенного политического процесса. Благодаря воле народа, который связывает с выборами реализацию задуманного, изменяется сущность политической власти.

Пятилетний срок от выборов до выборов — хотя и небольшой с исторической точки зрения период, для развития государства и общества это важный промежуток времени для социальных и экономических преобразований. Для осознания результатов реформ, осуществленных за прошедшие пять лет Президентом Шавкатом Мирзиёевым, который на выборах 24 октября получил более 80 процентов голосов избирателей, есть потребность проанализировать формирование и темпы развития нового Узбекистана.

Прошедшая 6 ноября этого года инаугурация ознаменовалась как символический итог выборов. На ней Президент Шавкат Мирзиёев выступил с речью о приоритетных направлениях развития на предстоящие пять лет и выдвинул концепцию формирования нового Узбекистана.

Сущность и политическое значение прошедших в стране выборов разъяснены в словах Президента, что, учитывая требования народа, разработана Стратегия развития нового Узбекистана, которая широко обсуждена вместе с народом в ходе избирательной кампании. В ней главной выдвинута идея
«От Стратегии действий — к Стратегии развития».

В выступлении Президента Республики Узбекистан подробно раскрыты суть и значение семи направлений, отраженных в новой стратегии.

Первое направление предусматривает создание народного государства на основе дальнейшего развития свободного гражданского общества. Выдвинуты задачи по децентрализации государственного и общественного управления — передача большей части функций государства из центра в регионы, введение в каждой махалле должности помощника хокима, формирование отдельного фонда для каждой махалли, создание путем трансформации центральных ведомств компактной и эффективной системы управления.

Обратившись к итогам развития страны в 2017—2021 годах на основе Стратегии действий, необходимо отметить следующие изменения: свобода слова из конституционного термина превратилась в жизненную реальность. СМИ и журналисты начали публиковать объективные материалы о настоящей общественно-политической жизни, стали поднимать новые темы, связанные с коррупцией, злоупотреблением руководителей должностными полномочиями. Социальные сети превратились в площадку горячих споров, сформировалась социальная группа свободно мыслящих блогеров. Превращение свободы слова в жизненную реальность получило положительное признание от международной общественности. В 2019 году Узбекистан был выведен из «черной зоны» в индексе свободы мировой печати.

Начиная с 2017 года система местного управления превращена в общественный институт, ответственный перед населением и представительными органами. В этой сфере начался период соблюдения демократических принципов. Нормативными документами установлено, что деятельность чиновников будет оцениваться на основе мнения населения данной местности, что они подотчетны гражданам.

Сформированы механизмы ответственности системы исполнительной власти перед законодательной. Запущены характерные для парламентов развитых государств политические ценности: регулярный диалог депутатов с избирателями в своих избирательных округах, парламентские слушания, систематическое заслушивание отчетов членов правительства, руководителей органов государственного и хозяйственного управления, обеспечение подробного ответа на депутатские запросы. На основе зарубежного опыта в Законодательной палате сформировался институт «правительственный час», установлен порядок ежемесячного заслушивания информации членов правительства. В Сенате Олий Мажлиса началась практика заслушивания отчетов хокимов о развитии территорий. Сформировался взаимный баланс между парламентом и исполнительной властью. Наряду с этим в 2017—2021 годах демократический принцип «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу» не только был декларирован, но и полностью внедрен в систему органов государственного и местного управления.

В Концепции административной реформы в Республике Узбекистан были поставлены задачи — устранить проблемы в центральном и местном государственном управлении, повысить эффективность системы государственного управления с учетом современных общемировых тенденций инновационного развития, провести поэтапную децентрализацию государственной власти, на практике реализовать принцип разделения властей в организации системы местной государственной власти, повысить роль и эффективность деятельности органов самоуправления граждан в устранении социально-экономических проблем.

В целях децентрализации мест­ного государственного управления, согласно постановлению Президента «О мерах по дальнейшему сокращению бюрократических барьеров и внедрению современных управленческих принципов в деятельность государственных органов и организаций», начиная с января 2020 года 11 их полномочий переданы территориальным отделениям органов государственного управления.

Эти и другие изменения создали необходимые условия для формирования правового государства и гражданского общества. Установление принципа ответственности органов местной власти перед гражданами и реализация вышеуказанных реформ, сократив давление органов управления на общественные институты, подготовили основу для развития институтов гражданского общества.

Начиная с 2017 года в стране налажена система связи органов управления с гражданами. Приняты меры по доведению обращений граждан до высших государственных органов. Такая обстановка привела к постановке гражданами требований к политической системе и созданию механизмов, позволяющих принимать политические решения на их основе. Запущены Виртуальная приемная Президента и народные приемные. Формирование диалога между государством и гражданами дало органам государственной власти возможность получать информацию о социально-политической, экономической и психологической обстановке в обществе, рационально проводить политику и деятельность по выявленным проблемам. Словом, исполнительная власть превратилась в демократическую систему, работающую на основе интересов народа.

Деятельность органов государственной и местной власти по реализации социально-экономической политики стала строиться совершенно по-новому, на основе обращений граждан и устранения поднятых в них проблем. Сформировалась система выявления нуждающихся семей и благотворительности на основе сильной социальной политики. Созданы новые формы социальной защиты «железная тетрадь», «женская тетрадь», «молодежная тетрадь». Социальная политика не ограничивалась только благотворительной деятельностью государства. Работа в этой сфере стала организовываться на основе известного изречения «Дать не рыбу, а удочку». На основе Государственной программы «Каждая семья — предприниматель» начали выделять кредитные средства для организации и ведения малого бизнеса. В районах и городах открылись краткосрочные курсы и проводились семинары по организации и ведению предпринимательской деятельности.

Глава государства открыто объявил, что в стране существуют бедные, что до сих пор не признавалось, была названа их примерная численность. Политика открытости и прозрачности позволила оказывать государственную социальную поддержку действительно бедным семьям.

По инициативе лидера Узбекистана с 2018 года система оказания государственных услуг исполнительной властью была организована в статусе агентства. Теперь граждане стали пользоваться государственными услугами без бюрократических преград. Согласно официальным данным, по состоянию на июль 2021 года через Единый портал интерактивных государственных услуг оказывается 253 вида услуг. В этом году намечено увеличить их количество еще на 60 видов, а также упростить более 50 видов услуг. Эта система позволила сократить коррупцию, экономит время и деньги.

Второе направление — достигнуто развитие в сферах укрепления справедливости и верховенства закона, обеспечения чести и достоинства человека.

Задействованы демократические принципы формирования судебно-правовой системы, достигнуто присутствие открытости и прозрачности, с этой же целью внедрена практика организации судебных процессов с применением электронных и информационно-коммуникационных технологий. Установлен принцип отчетности судебной власти перед гражданами и представительными органами. Положен конец попиранию прав предпринимателей и собственников. Стали применяться испытанные во многих странах инструменты противодействия коррупции.

Третье направление — начался период коренных изменений и в сфере развития национальной экономики. Ограничено вмешательство государства и местных органов власти в деятельность предпринимателей, фермеров. Покончено с длившимся в течение многих лет вмешательством в виде государственного заказа фермерам по хлопку, зерну и другой сельскохозяйственной продукции.

За короткий срок — в 2017—2021 годах — сформировался класс собственников, являющийся социальной и экономической опорой гражданского общества. Ощутили это предприниматели, которые в течение четверти века осуществляли деятельность в обществе, не имевшем среду отношений рыночной экономики. В рамках программ, направленных на развитие семейного предпринимательства, обеспечение занятости молодежи и женщин доходным трудом, в течение послед­них трех лет выделены льготные кредиты свыше чем на 15 триллионов сумов.

В целях продолжения мероприятий по финансовой поддержке предпринимательских инициатив, получению населением дохода, обеспечению занятости 27 марта 2021 года принято постановление Президента «О дополнительных мерах, осуществляемых в рамках программ развития семейного предпринимательства». Согласно документу, упрощено получение кредита, уточнены объемы кредитов, устранены барьеры в этой сфере. Как результат, за послед­ние пять лет число предпринимателей в стране достигло 1,5 миллиона человек. На их предприятиях трудятся около пяти миллионов работников.

Из мировой практики известно, что страна может занять место в ряду развитых государств лишь в том случае, если предприниматели в ней составят 15—20 процентов населения. Поэтому Президент Шавкат Мирзиёев в ходе открытого диалога с предпринимателями, прошедшего
20 августа 2021 года, указал на семь важных аспектов, направленных на решение проблем, мешающих развитию предпринимательства. В частности, поставлены задачи осуществить меры, касающиеся вопросов финансирования бизнеса, совершенствования налоговой системы и снижения налогового бремени на бизнес, выделения земли, инфраструктуры, поддерж­ки предприятий-экспортеров, упрощения процедур в сфере транспорта и логистики. Были приведены расчеты по каждому направлению, источники финансовых ресурсов, даны поручения по сокращению вмешательства органов государственной власти в предпринимательскую деятельность, упрощению процессов получения субсидий. И это явилось программой полного перехода на рыночную экономику.

Четвертое направление — развитие системы качественного образования стало приоритетным направлением государственной политики.

За последние пять лет в системе образования осуществлен ряд изменений: восстановлена учеба в старших классах, особое внимание уделено использованию информационно-коммуникационных технологий в школах, из года в год повышается заработная плата учителей. Здания школ расширяются в соответствии с демографическими изменениями. Внедряются новые учебные предметы соответственно воспитанию и духовным ценностям. Совершенствуются учебники. Построены школы нового типа, направленные на развитие творческих способностей и интеллекта учащихся. В школьную жизнь стали привлекаться представители интеллигенции и ученые страны.

В течение пяти лет охват детей дошкольным образованием увеличился в два раза и составил 60 процентов. Количество детских садов выросло в три раза и достигло 14 тысяч. До конца этого года охват дошкольным образованием намечено довести до 65 процентов, а до 2023 года — до 75 процентов и открыть две тысячи частных дошкольных образовательных организаций. Начнется процесс подготовки новых учебников, рассчитанных на развитие способностей учащихся мыслить аналитически и креа­тивно. Налажено выделение субсидий из бюджета для поощрения деятельности частных школ в регионах.

В системе высшего образования в несколько раз увеличилось количество вузов и число студентов. Достигнуты результаты в борьбе с коррупцией, пустившей глубокие корни при приеме в высшие учебные заведения. Соз­дана система социальной защиты студентов. В этих целях увеличивается количество государственных грантов. Заработная плата профессоров и преподавателей за пять лет выросла в три-четыре раза.

Количество высших образовательных учреждений с 77 доведено до 141, в том числе открыто 26 филиалов вузов зарубежных стран. Образовательный процесс поэтапно переводится на кредитно-модульную систему. Созданы условия, чтобы довести охват молодежи страны высшим образованием до 28 процентов (раньше этот показатель был девять процентов). Принята Концепция развития системы высшего образования до 2030 года.

С 2017 года начаты реформы по коренному совершенствованию системы здравоохранения. За короткий срок получил развитие частный сектор, улучшено качество медицинской помощи, налаживается обязательное медицинское страхование, внедряется система «Электронное здравоохранение», телемедицина.

В целях конкуренции количество частных учреждений приблизилось к шести тысячам, только в прошлом году их открылось 403.

Курс реформ направлен на превращение первичного звена здравоохранения в сегмент по раннему выявлению и лечению заболеваний, расширение оказания специализированной медицин­ской помощи на местах, улучшение ее качества, предотвращение волокиты, бюрократии и коррупции в сфере за счет внедрения информационных технологий, повышение знаний медработников, развитие образования и науки.

Пятое направление — осуществлены весомые изменения в духовно-просветительской сфере. Основная духовная ценность — свобода человека, его право самостоятельно выражать свои мысли. Наметилась реализация концепции «Новый Узбекистан — просвещенное общество». Стали возрождаться исторические национальные ценности, начался процесс пропаганды взглядов известных миру предков — основателей Ренессанса, их научно-просветительского наследия. Эти идеи проводятся через систему образования. Начали возвращать на родину экспонаты, доставшиеся в наследие от великих предков, оказавшиеся во многих странах.

Для глубокого изучения богатого наследия предков, известных в мире уникальными трудами в области хадисов, исламской философии, фикха и шариата, построены международные научно-исследовательские центры Имама Бухари в Самарканде и Имама Термизи в Сурхандарье, а также Международная исламская академия Узбекистана и Международный научно-исследовательский центр Имама Мотуриди в Ташкенте. Скоро начнет свою деятельность в Ташкенте Центр ислам­ской цивилизации.

Шестое направление — нахождение путей решения глобальных проблем на национальном и региональном уровнях, объединение усилий в этих направлениях.

Принятие по инициативе и благодаря усилиям Президента Шавката Мирзиёева резолюции «Просвещение и религиозная толерантность» на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН означает, что Узбекистан становится активным государством, выдвигающим актуальные инициативы на международной арене.

В настоящее время понятие «новый Узбекистан» признано мировым сообществом. За прошедшие пять лет в результате осуществления Узбекистаном внешней политики в Центральной Азии на новый этап поднялись интеграционные процессы, политическое и экономическое сотрудничество, культурные связи между государствами, в мировой политике появилось выражение «центральноазиатский дух».

Итоги международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания», прошедшей в 2017 году в Самарканде под эгидой ООН, сыграли важную роль в развитии регионального сотрудничества. «Самаркандский дух», распространившийся в результате этой конференции, стал действенной силой для взаимного добрососедства в регионе. Нашли свое решение вопросы, которые до 2017 года считались большими общественно-политическими проблемами, — это разумное использование трансграничных водных ресурсов, делимитация и демаркация границ, пересечение пограничных пунктов. За прошедшие пять лет количество предприятий с участием капитала центральноазиатских государств увеличилось в четыре раза — с 312 до 1 357.

Седьмое направление — обеспечение мира и безопасности, развитие международного сотрудничества в этой сфере и дальнейшее приумножение мощи Вооруженных Сил республики.

Благодаря усилиям Президента укрепилась обороноспособность страны. Принята Оборонная док­трина, глубоко пересмотрены состав и задачи военных структур, усовершенствована система управления войсками, реализованы важнейшие проекты по обеспечению национальной армии современным вооружением и техническими средствами.

За короткий срок Вооруженные Силы Узбекистана в рейтинге по армиям в мире «Global Firepower Index-2021» заняли 51-е место среди 140 стран, в Центральной Азии — первое место. Военно­служащие из Узбекистана заняли второе место в общекомандном зачете по итогам проведенных в Британии соревнований «Кембрийский патруль», а также в международных армейских играх «АрМИ-2021».

Произошли изменения и в обеспечении военнослужащих жильем, их социальной защите. Чтобы солдаты могли нести службу в любых условиях, были сформированы военно-технические, материальные ресурсы. Большое внимание уделяется повышению боевого духа солдат. Создана национальная образовательная система по их воспитанию в духе патриотизма и преданности Родине.

В целом в стране полностью реформированы система государственного управления и все сферы жизни общества. Появился новый, не похожий на прежний облик, имидж страны. Это отмечается международными организациями, общественностью и экспертами зарубежных государств.

Кардинальные реформы в Узбекистане в мире связываются с именем Шавката Мирзиёева. Развитие страны за короткий срок доказывает, что роль личности в истории велика. Извест­ный французский мыслитель Вольтер дал оценку выдающимся людям: «Я считаю великим только такого человека, который отслужил великую службу человечеству». Это качество присуще личности Шавката Мирзиёева. Руководитель государства прилагает все усилия для благополучия и будущего народа.

За короткий исторический миг — всего пять лет — политическая система страны вступила в новый период, основанный на рыночной экономике, соответствующий гражданскому обществу и правовому государству. Сформировались плюралистические взгляды, новые отношения. Страна стала возводить фундамент Ренессанса. Узбекистан наряду с тем, что является полноправным субъектом мировой политики, стал также активным и инициативным ее проводником.

Мукимжон КИРГИЗБАЕВ,
заслуженный наставник молодежи
Республики Узбекистан.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.

Популярное

Календарь новостей