Спасительная «Зеленая повестка» :Значение регионального сотрудничества в обеспечении экологической безопасности 

10:26 02 Июнь 2022 Экономика
940 0

Фото: Иллюстративное

Безопасная, чистая, здоровая и устойчивая окружающая среда — основное условие жизни людей. Человек взаимодействовал и влиял на природу с самого момента своего появления. Однако его воздействие ощутимо проявилось в XVIII веке с начала промышленной революции. Обернулся прогресс глобальным загрязнением почвы, воды и воздуха, стал причиной усиливающегося экологического кризиса. В настоящее время интенсивность этого процесса продолжает расти катастрофическими темпами.

Центральная Азия имеет уникальное географическое положение на континенте, объединяет множество ландшафтных форм, климатических зон и биологических видов. В то же время регион занимает одну из лидирующих позиций по индексам, связанным с уязвимостью и низкой способностью адаптации к изменению климата, загрязнению окружающей среды, утрате природных ресурсов. Преобладание ресурсоемкого производства с высоким уровнем воздействия на окружающую среду в сочетании с дефицитом воды и аридным климатом создают риски здоровью населения и устойчивости экосистем, включая приграничные территории сопредельных стран. Данная ситуация выступает причиной примерно каждого шестого случая преждевременной смерти в регионе, ведет к исчезновению многих видов флоры и фауны, утрате биоразнообразия, что в свою очередь действует как мультипликатор угроз — усиливает конфликты, ведет к росту напряженности и структурному неравенству.

На современном этапе к важ¬нейшим экологическим угрозам в Центральной Азии следует причислить следующие.

Первое — повышение температуры. Этот фактор уже становится причиной возникновения в регионе таких разрушительных экстремальных погодных явлений, как изнурительная жара, засуха, пожары, ураганы, проливные дожди и наводнения.

По оценкам экспертов Всемирного банка, если к концу XXI века при сохранении нынешних темпов климатических изменений средняя температура в мире повысится на четыре градуса по Цельсию, то в Центральной Азии этот показатель может достигнуть семи градусов. Если самые пессимистичные прог¬нозы сбудутся, то среднегодовой прирост температуры в регионе к концу века может составить 5,6°C.

Исследования показывают: в случае сохранения такого тренда до 2050 года следует ожидать уменьшения водных ресурсов в бассейне Сырдарьи до 5 процентов, в бассейне Амударьи — 15 процентов. При этом нехватка пресной воды в Центральной Азии может привести к падению ВВП на 11 процентов.

Второе — уменьшение водных ресурсов и таяние ледников. 

По мнению специалистов, экономический ущерб от этого явления для ВВП стран Центральной Азии может составить от 0,4 до 1,3 процента.

На фоне глобального изменения климата ледники отступают. Их общая площадь стремительно сокращается из-за повышения температуры воздуха. Как отмечают экс¬перты, площадь оледенения только на территории Таджикистана, являющегося одним из ключевых водных доноров региона, может сократиться на 30—40 процентов в ближайшие десятилетия, что в свою очередь существенно изменит водный режим основных рек региона. Уменьшение ледников в этой стране способно снизить речные системы Амударьи и Зарафшана, от которых в значительной степени зависит ряд отраслей Узбеки¬стана, Казахстана и Туркменистана. 

Третье — загрязнение воздуха. Согласно Индексу качества воздуха (AQI), города Центральной Азии входят в списки самых загрязненных населенных пунктов мира по качеству воздуха. В этом контексте наиболее сложная ситуация складывается в столицах стран региона, а также в крупных городах, где наблюдается развитие промышленного производства.

Четвертое — проблема утилизации твердых бытовых отходов. Этот вопрос наравне с наличием в странах Центральной Азии мест захоронения опасных промышленных отходов остается одним из актуальных экологических вызовов государств региона.

По данным Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Международной ассоциации по твердым отходам (ISWA), Центральную Азию от других регионов отличает наличие большого количества накопленных и образуемых за счет развития отраслей экономики промышленных отходов. Ситуацию усугубляют добывающие отрасли, повсеместный строительный бум, интенсивная автомобилизация, диверсификация и рост сельхозпроизводства.

Именно поэтому, несмотря на то, что между пятью странами ЦА существуют различия с точки зрения природопользования и макроэкономической ситуации, а деятельность по управлению отходами осуществляется разными субъектами, решения по ответу на экологические вызовы региона нужно принимать вместе.
Все страны Центральной Азии понимают, что прочным фундаментом и гарантом устойчивого развития и процветания региона являются готовность и искреннее стремление к сотрудничеству, ответственность всех центральноазиатских стран за общее будущее.

Благодаря новой внешней политике Узбекистана под руководством Президента Шавката Мирзиёева, активизации диалога и взаимодействию в регионе с начала 2017 года за короткий срок создана новая политическая атмосфера, благоприятствующая всестороннему и многоплановому сотрудничеству в Центральной Азии. Устремления стран, направленные на превращение региона в зону стабильности, устойчивого развития и добрососедства, стали как никогда ранее реалистичными задачами.

Естественно, достижение устойчивого развития в Центральной Азии, а также смягчение усиливающихся негативных последствий изменения климата требуют не только проведения научных исследований, экспертных заключений, а также больших финансовых вливаний в мероприятия и инфраструктуру. Одним из ключевых, а возможно, самым важным фактором следует рассматривать укрепление регионального сотрудничества в двустороннем и многостороннем форматах, которое должно осуществляться путем определения общих вызовов, поиска ответов на них, выработки компромиссных решений, а также скоординированной работы в данном направлении.

Благодаря укреплению взаимного доверия и поддержки на современном этапе странам Центральной Азии удалось добиться прогресса по многим проблемным вопросам, которые долгие годы тормозили необходимые для региона проекты и инициативы. В частности, проведенный в 2018 году первый за последние десять лет саммит глав государств — учредителей Международного фонда спасения Арала продемонстрировал готовность стран заниматься экологическим оздоровлением Приаралья, работать в направлении комплексного использования и ¬охраны водных ресурсов трансграничных водотоков. В этом контексте важным следует рассматривать сходство подходов всех стран в вопросе реформирования единственной, безальтернативной и крайне важной для всей Центральной Азии пятисторонней площадки, призванной заниматься вопросами рационального использования водных ресурсов.

Не менее значимым событием в многостороннем формате стало проведение консультативных встреч глав государств Центральной Азии, о чем с инициативой в 2017 году выступил Президент Узбекистана. Запуск этого формата стал индикатором того, что регион осознал важность сплочения и необходимость выработки совместного подхода для решения наиболее насущных проблем, в том числе в области водопользования, экологии, биоразнообразия. Одним из последних наиболее характерных шагов стала подготовка сов¬местного заявления стран региона по климату на саммите в Глазго в 2021 году. 

Позитивные процессы в регионе, оформившиеся за последние годы, получили полную поддержку мирового сообщества. В этой связи следует обратить внимание на принятие специальной резолюции Генассамблеи ООН, объявившей регион Приаралья зоной экологических инноваций и технологий.

Конструктивное сотрудничество государств региона в водно-энергетической сфере, вопросах экологии и охраны окружающей среды способно стать примером проявления не только взаимного уважения к позициям друг друга и учета их законных интересов, но и сближения подходов стран по проблемным вопросам и выработке совместных решений.    

В целях дальнейшего решения актуальных для нашего региона вызовов и угроз важным представляется следующее.

Во-первых, необходимо расширить масштабы сотрудничества, принять все возможные меры по смягчению последствий катастрофы Аральского моря. Как отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на Консультативной встрече глав государств Центральной Азии в августе прошлого года в Туркменистане, в центре внимания региона всегда должны находиться экологические проблемы Центральной Азии. 

В данном контексте глава Узбекистана предложил разработать региональную программу «Зеленая повестка» для Центральной Азии», которая способствовала бы адаптации государств к климатическим изменениям, а также более широкому внедрению ресурсосберегающих технологий.

Во-вторых, необходимо продолжить поиск взаимоприемлемых решений актуальных вопросов совместного водопользования, привлечения инновационных технологий, внедрения принципов «зеленой» экономики, а также предотвращения опустынивания. В этой связи важно эффективно задействовать возможности созданного под эгидой ООН Многопартнерского трастового фонда по человеческой безопасности для региона Приаралья.

В-третьих, создать региональное сообщество экспертов для разработки совместных стратегических документов по экологическим проблемам региона, а также дальнейшего консультирования их реализации. Это будет способствовать ускорению принятия мер по решению вопросов сотрудничества в водно-энергетической сфере и смягчения последствий изменения климата, улучшения качества воздуха и переработки промышленных отходов, стимулированию стран к внедрению согласованной общей экологической политики региона. 

Ф. АБДУЛЛАЕВА,
главный научный сотрудник 
Международного института Центральной Азии.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.