Совершенствуются конституционные основы получения образования

16:36 13 Июль 2022 Политика
773 0

Фото: Пресс-служба Сената Олий Мажлиса

Предлагается внести ряд дополнений и изменений в статью 41 Конституции, исходя из девятого направления конституционной реформы – задачи закрепления на конституционном уровне вопросов развития дошкольного, школьного, высшего образования и науки, которые являются четырьмя важными столпами Третьего Ренессанса, которые были озвучены в поздравлении Президента страны по случаю Дня Конституции.

Этот вопрос также обсуждался на «круглом столе» в городе Термезе с участием депутатов областного Кенгаша и работников секретариатов, председателей махаллинских сходов граждан, женских активисток, молодёжи и активных граждан, а также представителей средств массовой информации.

На мероприятии председатель Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам науки, образования и здравоохранения, закрепленный за Сурхандарьинской областью сенатор Одилжон Иминов отметил, что нормы статьи 41 Конституции, а именно «Каждый имеет право на образование», «Государство гарантирует получение бесплатно общего образования», Школьное дело находится под надзором государства» не соответствуют требованиям сегодняшних реформ. Отмечая кардинальное изменение данной нормы, сенатор остановился на сути и значимости этих изменений.

Как известно, в 46-ой цели Стратегии развития Нового Узбекистана установлены такие задачи, как предоставление государственным высшим образовательным учреждениям академической и финансовой самостоятельности, в том числе установление практики самостоятельного определения ими оплаты труда, численности работников, размера оплаты труда-контракта и формы обучения. Закрепление данной нормы служит обеспечению гарантированного выполнения этой задачи на конституционном уровне. Анализ показал, что аналогичные нормы закреплены и в конституциях России, Украины, Кыргызстана. Кроме того, на Конференции европейских министров образования 19 ноября 2020 года принято римское коммюнике, согласно которому под академической свободой понимается свобода профессорско-преподавательского состава и студентов в проведении научных исследований, обучении, общении в обществе, не беспокоясь о внешнем вмешательстве и преследованиях.

Устанавливается, что эти дополнения создают условия для развития государством не только государственных образовательных организаций, но и негосударственных или частных образовательных организаций или образовательных организаций на основе государственно-частного партнерства, то есть государством оказывается помощь посредством принятия важных законодательных актов, предоставления субсидий или льготных кредитов.

Кроме того, в статье 45 Закона «Об образовании» определена норма «Вмешательство в профессиональную деятельность педагогических работников образовательных организаций, оказание влияния на правильную и объективную оценку знаний обучающихся, а также воспрепятствование выполнению ими служебных обязанностей не допускаются». Эта норма устанавливается и в Конституции. Аналогичные нормы установлены и в конституциях Германии, Португалии, Египта.

Статья 26 Всеобщей декларации прав человека устанавливает обязательность начального образования. Кроме того, установление обязательного общего среднего образования задает более высокий уровень, чем требования Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой на одиннадцатой сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в 1960 году. Конвенция также обязывает государства-участников сделать начальное образование обязательным и бесплатным.

Вместе с тем, установление в Конституции обязательства государства содействовать развитию науки страны будет способствовать дальнейшему укреплению научно-инновационного потенциала. Конституционно гарантируется также возможность получения гражданами высшего образования в государственных высших образовательных учреждениях на конкурсной основе. Аналогичные нормы установлены также в конституциях Италии, Греции и Словакии.

В ходе мероприятия всесторонне проанализирован характер и содержание данных изменений и заслушаны предложения и рекомендации участников.

Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.