Социальный прогресс и правовая база

08:30 22 Январь 2025 Политика
316 0

Фото: Законодательная палата

Состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Спикер нижней палаты Н. Исмоилов остановился на значении официального визита Президента Шавката Мирзиёева в Объединенные Арабские Эмираты, состоявшегося по приглашению Президента ОАЭ Шейха Мухаммада Аль Нахайяна. Была подчеркнута важность достигнутых договоренностей и новых проектов сотрудничества с ведущими компаниями Арабских Эмиратов в высокотехнологичных отраслях. Они важны для реализации новых инвестиционных проектов, создания производственных мощностей и рабочих мест.

Отмечено видеоселекторное совещание под председательством Президента, посвященное результативности работы по привлечению инвестиций и увеличению экспорта, а также основным задачам на будущее. Следует обеспечить выполнение инвестиционных проектов и разработку программ с участием парламентариев, акти­визировать депутатский корпус в совершенствовании правовой базы и осуществлении парламентского контроля.

На заседании подробно рассмотрены законопроекты, направленные на гарантирование прав и интересов человека, предотвращение случаев применения пыток при ведении уголовных дел, совершенствование системы поддержки донорских инициатив, дальнейшее улучшение системы удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, а также защиту прав потребителей.

Невиновен, пока иное не доказано

Депутаты рассмотрели проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Конституции Республики Узбекистан в новой редакции».

Статьей 28 Основного закона определены новые конституционные принципы по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в сфере ведения уголовного судопроизводства. Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс и Закон «О судах».

В частности, лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана путем гласного судебного разбирательства и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Подозреваемому, обвиняемому и подсудимому обеспечиваются все возможности для своей защиты. Все сомнения в виновности, если исчерпаны возможности их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного. Никто не обязан доказывать свою невиновность, обвиняемый может воспользоваться правом хранить молчание. Также никто не обязан свидетельствовать против себя и близких родственников. Лицо не может быть признано виновным или подвергнуто наказанию, если признание им своей вины — единственное доказательство против него. Судимость лица и вытекающие из этого правовые последствия не могут быть основанием для ограничения прав его родственников.

Законопроект принят депутатами.

О травмах уведомят прокурора

Во втором чтении рассмотрен законопроект, направленный на предотвращение случаев пыток при ведении уголовного дела.

Документом устанавливается порядок, согласно которому перед помещением лица в изолятор там же проводится обязательный медицинский осмотр. Соответствующие дополнения вносятся в Закон «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу». В случае обнаружения травм, телес­ных повреждений нужно немедленно уведомить прокурора.

Принятие законопроекта послужит предотвращению неправомерных действий, связанных с пытками, в отношении задержанных.

Законопроект принят депутатами.

Результаты экспертизы обязательны

На пленарном заседании во втором чтении рассмотрен законопроект, призванный совершенствовать порядок внесения проектов законов в нижнюю палату Олий Мажлиса и их рассмотрения.

В результате реализуемых реформ совершенствуются правовые основы регулирования общественной жизни. Принятие эффективных законов служит основой для повышения благосостояния населения и обеспечения прав и свобод граждан. При этом важны изучение и учет мнений и позиции граждан, выраженных в ходе общественных обсуждений.

Согласно документу, при внесении законопроекта в нижнюю палату парламента необходимо предоставить результаты правовой экспертизы проектов закона и международного договора, а также антикоррупционной экспертизы и проведенного по нему общественного обсуждения. Обосновывается положение, согласно которому субъект права законодательной инициативы может отозвать внесенный им документ до его принятия во втором чтении путем внесения предложения в Законодательную палату Олий Мажлиса.

Предусмотрены дополнения, направленные на обеспечение переведения норм ведомственных нормативно-правовых актов в правовые документы, имеющие более высокую юридическую силу, а также отмену подзаконных актов, утративших свое значение и актуальность.

Проект закона принят депутатами.

Стимул для доноров

Депутаты постатейно во втором чтении рассмотрели законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы поддержки донорского движения».

Комплексные меры по дальнейшему совершенствованию деятельности учреждений службы крови, их оснащению высокотехнологичным оборудованием существенно повысили потенциал этого важного звена здравоохранения.

Проектом предусмотрено предоставить лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор Республики Узбекистан», право выходить в ежегодный трудовой отпуск в удобное для них время, бесплатно пользоваться всеми видами городского общественного транспорта (за исключением маршрутных и линейных такси). Также предоставляется право внеочередного получения путевки для лечения в санатории и на курорты.

Принятие проекта закона послужит поддержке и поощрению доноров, формированию культуры безвозмездного донорства.

Документ принят депутатами.

Сначала нужно представиться

На заседании в первом чтении рассмотрен законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование деятель­ности Национальной гвардии Республики Узбекистан.

Согласно ему, в статье 3 Закона «О Национальной гвардии» систематизированы задачи органов Нацгвардии, на них возлагается еще одна задача.

Исходя из требований Конс­титуции в новой редакции статья 6 Закона «О Национальной гвардии» о принципе соблюдения и уважения прав, свобод и законных интересов граждан дополняется нормой об обязанности военнослужащего (сотрудника) органа Национальной гвардии представляться при обращении к гражданину, а также разъяснять его права и обязанности.

Проект закона принят депутатами.

Взыскать задолженность станет проще

На пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса концептуально в первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом».

На практике имеются проблемы и противоречия в обеспечении своевременного и (или) ненадлежащего исполнения должником обязательств по кредитному (ипотечному) договору, удовлетворения требований кредитора (банка), обеспеченных залогом, обращения взыскания на предмет залога в судебном и внесудебном порядке, приоритета прав залогодержателя на предмет залога.

Законопроект разработан в целях обеспечения приоритета прав кредиторов в отношении имущества, предоставленного в обеспечение исполнения обязательств, упрощения процессов продажи заложенного имущества через аукцион и оценки первоначальной цены реализации имущества по рыночной стоимости с привлечением независимой оценочной организации, а также совершенствования практики взыскания обязательств, обеспеченных залогом во внесудебном порядке.

Депутаты обсудили вопросы недопустимости нарушения прав предпринимателей при изъятии имущества, являющегося предметом залога, за совершение преступления или иного правонарушения, при этом за залогодержателем сохраняется право на приоритетное удовлетворение своих требований за счет этого имущества, а также снятии ограничений на распоряжение этим имуществом.

Проект закона принят депутатами.

Пени за нарушение сроков

Депутаты в первом чтении рассмотрели проект закона «О внесении дополнения в Закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей».

В Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей в течение 2024 года поступило свыше 1 470 обращений о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств согласно договору купли-продажи по поставке продукции (автомобилей, продовольственных продуктов, бытовой техники, мебели и так далее).

Во многих случаях в договорах не оговаривается неустойка за нарушение продавцом условий поставки продукции, в действующем законодательстве имеются пробелы по этому вопросу.

Законопроектом предусмотрено, что продавец в случае непредоставления товара потребителю в сроки, указанные в договоре, уплачивает пеню за неисполненную часть обязательства. Сумма пени не может превышать 100 процентов от цены недоставленного товара, выплата пени не освобождает нарушившую договорные обязательства сторону от возмещения убытков, причиненных просрочкой либо недопоставкой товара. Если же продавец докажет, что задержка передачи товаров произошла по вине потребителя, он освобождается от уплаты пени.

Законопроект принят депутатами.

Определена разница между земельными участками

На заседании Законодательной палаты в первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Узбекистан».

Реализуемые реформы по обеспечению равенства и прозрачности земельных отношений, надежной защите прав на землю и превращению ее в рыночный актив диктуют необходимость совершенствования некоторых правовых норм Земельного кодекса.

Законопроектом усилены требования по переводу орошаемых земель в другую категорию, установлены конкретные условия их дальнейшего использования. Вводятся специальные нормы, позволяющие разделить сельскохозяйственные земли на две группы в зависимости от типа использования: земли сель­скохозяйственного назначения и обслуживающие сельское хозяйство.

Устанавливаются нормы о строгой охране орошаемых земель и рассмотрении вопроса использования таких земель для других целей только в случае существенных изменений в водоснабжении и качестве почвы.

В связи с отменой прав на земельные участки в проекте четко определена разница между земельными участками в составе резервного фонда и пустующими земельными участками, возвращенными в ведение районных и город­ских хокимиятов.

Законопроект принят депутатами.

Диверсификация инвестиций

Узбекистан нацелен на диверсификацию источников долгосрочных инвестиций в развитие инфраструктуры, энергетики и промышленности, дальнейшее расширение возмож­ностей финансирования нацио­нальной экономики.

Рассмотренный депутатами проект закона «О присоединении Республики Узбекистан к Соглашению об учреждении Евразийского банка развития» направлен на создание правовой основы для становления членом еще одной важной международной финансовой организации и использования возможности этой структуры для дальнейшего развития национальной экономики.

Основной целью Евразий­ского банка развития с уставным капиталом 7 миллиардов долларов является финансирование инвестиционных проектов в государствах-членах. Банк осуществляет инвестиционную деятельность по финансированию проектов в сферах зеленой экономики, транспорта и логистики, альтернативной энергетики, цифровой трансформации и сельского хозяйства. С 2016 года профинансировано проектов на 15 миллиардов долларов. Примечательно, что в банке также налажена система ведения бухгалтерской книги в национальной валюте государств-членов.

Законопроект принят депутатами.

Парламентский запрос министру

Депутаты рассмотрели вопрос о направлении парламентского запроса Законодательной палаты министру инвестиций, промышленности и торговли Л. Кудратову о проводимой работе по повышению конкурентоспособности Узбекистана на мировом рынке, привлечению инвестиций, диверсификации экспорта и развитию глобальных торговых отношений.

В последние годы проведены масштабные реформы в целях вхождения нашей страны в число экономически развитых стран. Приоритет отдается выпуску на мировые рынки качест­венной и конкурентоспособной продукции, активному привлечению инвестиций, расширению экспортного потенциала Узбекистана.

В числе приоритетов экономической политики — внедрение инновационных решений по увеличению производственных мощностей и адаптации к требованиям рынка, диверсификации транспортных маршрутов и вывод местной продукции на новые рынки.

В результате внешнеторговый оборот страны в январе — ноябре 2024 года составил 59,4 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2023-го на 2,1 миллиарда долларов. Из общего торгового оборота экс­порт составил 24,2 миллиарда долларов, импорт — 35,1 миллиарда.

Узбекистан установил торговые отношения со 188 странами мира. Но половина экспорта приходится на четыре основные страны — Россию, Китай, Казахстан и Турцию. Наибольший товарооборот осуществляется с Китаем, Россией, Казахстаном, Турцией и Республикой Корея.

Основная доля экспорта приходится на два десятка товаров, реализация которых зависит только от одного рынка. Третья часть статьи экспорта — сырье, цены на которое меняются в зависимости от конъюнктуры мирового рынка. Не в полной мере использованы возможности расширения связей с альтернативными рынками.

Для того чтобы вывести экономику на новый этап развития, необходимо увеличить экспорт как минимум на 30 процентов. Важно использовать разные торговые системы для увеличения объемов экспорта. Одной из них является всеобщая система преференций «GSP+», продленная Евросоюзом до конца 2027 года. В ее рамках Узбекистан начиная с 2021-го имеет возможность поставлять в Европу без таможенных платежей 6 200 видов товаров, однако экспортируется только 384 вида.

Необходимо совершенствовать производство продукции, пользующейся большим спросом в Старом Свете, повысить экспортный потенциал. Это поможет диверсифицировать направления экспорта Узбекистана и расширить возможности для освоения новых рынков.

Предписывается дать обос­нованное разъяснение отно­сительно диверсификации направлений экспорта, увеличения объемов экспорта, совершенствования производства востребованной продукции и улучшения инвестиционной среды.

 

«Народное слово».

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.