Сохранить культурный код
«Культура — все лучшее в мире, что было создано и сказано».
Мэтью Арнолд,
Английский культуролог.
Уже более 80 лет 15 апреля широко отмечается Международный день культуры, призванный содействовать ее сохранению и защите. В 1935 году представители 21 государства вняли идее русского художника, философа-мистика, путешественника, общественного деятеля Николая Рериха и подписали Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников, который в честь его вдохновителя назвали Пактом Рериха.
Сегодня 18 апреля, мировое сообщество и Узбекистан отмечают еще одну немаловажную для культуры дату — Международный день памятников и исторических мест. Он также известен как День всемирного наследия и установлен в 1982 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест при ЮНЕСКО.
Современное понятие культуры как цивилизации сформировалось в XVIII—XIX веках в Западной Европе. Сейчас в отличие от тех времен человечеству проще распространять образцы культуры. Теперь в наличии огромное число технических средств и социальных институтов. Семья, образование, наука, средства массовой информации и коммуникаций, общественные объединения, фонды, собственно государство — все перечисленное призвано распространять культуру и воспитывать не только человека, но и нацию, общество. Как традиции и обычаи они несут в себе бесценные функции трансляторов культуры от поколения к поколению.
Полученная от предков национальная самобытность, народная культура и фольклор подвержены угрозе вытеснения массовой культурой, зачастую упрощенной, как блестящая обертка, привлекательной, но не загруженной смыслом и потому легкодоступной. Масскульт может вытеснить народную культуру и фольклор, традиции, язык и все, что составляет нашу идентичность.
Не менее важно уважительное отношение к культуре других народов, которые живут бок о бок с нами. Ее забвение — путь в никуда. Узбекский народ издревле славится своей толерантностью. Неважно, живем мы по соседству или далеко друг от друга и есть ли в стране диаспора. В системе народного и высшего образования и в других сферах Узбекистана существуют полноценные школы, факультеты, институты, национальные культурные центры и СМИ на разных языках. Немного стран на планете, в которых на уровне государства издаются учебники для школ на семи языках.
Этим и питаются корни благодатного мультикультурного разнообразия, тогда как глобальная монокультура, стирающая культурные различия, ведет к упадку. Культурное разнообразие для Узбекистана означает прежде всего уважение к особенностям других культур. На заре независимости в 1994 году Узбекистан твердо заявил: страна будет развиваться в приверженности национальным и общечеловеческим ценностям. Время на деле доказало безошибочность этой стратегии.
Мир богат сообществами, которые смогли сохранить свои отличия от других: они самобытны и индивидуальны. Первичные культурные различия между людьми, народами, этносами — это язык, одежда, обычаи, традиции и культура. В 2001 году Генеральная конференция ЮНЕСКО узаконила положения статьи 1 Всеобщей декларации о культурном разнообразии, где говорится, что культурное разнообразие необходимо для человечества как биоразнообразие необходимо для природы.
Глобализация, несущая невиданные возможности для всеобщего прогресса и развития цифровизации, выявила и ряд опасностей. Невиданное развитие массовых коммуникаций оказывает мощное воздействие на людей и сообщества всей планеты. Переформатирование социума заставляет задуматься о значении культуры и культурных ценностей, о соотношении пользы и риска от усреднения, ведущего к ослаблению самоидентификации личности и общества в целом.
В октябре 2003 года Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры приняла Конвенцию об охране нематериального культурного наследия, вступившую в силу 20 апреля 2006 года. Согласно документу, охрана нематериального культурного наследия заключается не только в защите объектов от потенциальных рисков и угроз, но и в позитивных действиях по их популяризации. Понятие «охрана» означает принятие мер для обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию и повышение роли, его передачу, главным образом, с помощью формального и неформального образования, а также возрождение разных аспектов такого наследия. В 2007 году 78 стран, в том числе Узбекистан, ратифицировали данную конвенцию.
В 1975 году вступила в силу Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, ратифицированная 193 странами.
Также активно действуют два международных органа: институт ЮНЕСКО — Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) и Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей (ICCROM).
Формирование Списка объектов всемирного наследия началось 16 ноября 1972 года. Пять лет спустя был учрежден и сформирован первый Комитет всемирного наследия, призванный контролировать соблюдение указанной конвенции и уполномоченный принимать окончательное решение о включении объектов, представленных национальными комиссиями в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
В Узбекистане множество исторических городов и объектов, представляющих интерес для мировой истории, науки и искусства, но до обретения независимости ни один из них не был включен в данный список. Став полноправным хозяином культурного наследия своих предков и вступив в ЮНЕСКО, республика представила на рассмотрение комитета свой список объектов материального и нематериального культурного наследия. В него включены Ичан-Калъа — внутренняя крепость Хивы, Самарканд — перекресток культур, исторические центры Бухары и Шахрисабза.
В период с 2003 по 2022 годы во Всемирный репрезентативный список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО внесено десять национальных и многонациональных элементов с участием Узбекистана: традиционное песнопение «Катта ашула», Навруз (совместно с рядом стран), культурное пространство традиционной народной культуры Байсунского района, музыка шашмаком (совместно с Таджикистаном), аския — искусство острословия, плов: традиция и культура приготовления, практика Маргиланского центра ремесленничества по изготовлению атласа и адраса традиционным способом, хорезмский танец «Лазги», искусство миниатюры (совместно с Ираном и Азербайджаном) и бахши. Но есть большой список номинантов — объектов культурного наследия Узбекистана, все еще ожидающих своей очереди.
Имея в активе огромный пласт исторического культурного наследия, Узбекистан с большим опозданием создал свой национальный реестр культурного наследия. В первый список вошло 8 209 объектов, большинство из них пребывало на грани исчезновения. Около пяти тысяч археологических объектов особенно остро было подвержено такому риску, среди них места обитания первобытных людей, или протогорода, сторожевые башни которых дошли до нас через тысячи лет. Часть объектов из национального списка нам не удалось сохранить. Их разрушили, распахали, на их месте ведут хозяйственную деятельность или незаконные стройки. Мой единомышленник и большой друг Узбекистана, которого, к сожалению, уже нет, японский археолог доктор Като Кюдзо говорил, что независимому Узбекистану в относительной сохранности досталось около 25 процентов, то есть четверть всего созданного на протяжении более пяти тысячелетий на этой благодатной земле.
Но есть и радостные факты. За несколько последних лет совместные узбекско-чешские, узбекско-французские археологические экспедиции обнаружили, идентифицировали и установили хронологически более двух сотен новых, еще неизвестных археологических памятников на территории только Шерабадского района Сурхандарьинской области. А сколько еще таких уникальных памятников по всей территории нашей страны? Но это не повод для фанфар, а прежде всего огромная нагрузка на бюджет, как и высокие требования к государству, местной власти подготовить специалистов, защитить, изучить и консервировать объекты старины.
Узбекистан предпринимает последовательные шаги по сохранению собственной национальной культуры и своего наследия как неотъемлемой части мировой цивилизации. Этот жизненно важный вопрос требует постоянной и кропотливой работы всех институтов государства и консолидации общества.
Только за последние пару лет Президентом и правительством Узбекистана принято более десяти указов и постановлений, направленных на защиту культуры и культурного наследия. В прошлом году внесены поправки в законы, совершенствующие положения и ужесточающие наказание за нанесение ущерба или неуважительное отношение к объектам культурного наследия и национальной культуре. Думаю, трудно бороться с угрозами и опасностями в этом направлении только такими мерами. Необходимо усилить воспитательную составляющую. Когда сами люди осознают значение культуры, наследия, культурного разнообразия, только тогда народ может быть спокоен за сохранение своей идентичности, своего культурного кода. Неслучайно на недавнем совещании, посвященном молодежи, глава государства подверг критике деятельность в сфере духовности и просветительства и обозначил практические контуры работы в этой сфере. Прозвучали указания в канун Международного дня культуры, который вместе с мировым сообществом отмечает и наша страна.
Турсунали КУЗИЕВ,
первый заместитель директора Агентства культурного наследия,
заслуженный деятель искусств, профессор.
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Доложено о планах в сфере финансового контроля
- С 20 января открывается железнодорожное сообщение из Ургенча в Кунград
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment