Сквозь призму партийных фракций

14:17 19 Ноябрь 2021 Политика
879 0

Фото: пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Фракции политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса на своих заседаниях рассмотрели и обсудили проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год».

С учетом перспектив

Фракция Демократической партии «Миллий тикланиш» в нижней палате парламента рассмотрела главный финансовый документ на предстоящий год.

Проект разработан с прогнозом темпов экономического рос­та в шесть процентов, инфляции на уровне девяти процентов, дефицита консолидированного бюджета в размере трех процентов по сравнению с валовым внутренним продуктом, а также устанавливаемым пределом государственного внешнего долга в размере 4,5 миллиарда долларов. Доходы Госбюджета на 2022 год составят 200 триллионов сумов, или 23,8 процента ВВП.

На образование выделяется около 45 процентов от социальных расходов. В частности, дошкольные организации получат 8,6 триллиона сумов. На народное образование планируется направить 30,8 триллиона сумов, высшее и среднее специальное образование финансируются в объеме 7,5 триллиона сумов.

Строительство 1 600 детских садов в отдаленных районах будет поддержано субсидиями и компенсациями в объеме 1,5 триллиона сумов. Для повышения качества школьного образования, разработки и издания учебников нового поколения Книжный фонд Министерства народного образования получит средства в размере 605 миллиардов сумов. Обеспечение школ высокоскоростным и качественным интернетом в следующем году обойдется бюджету в 152 миллиарда сумов. На развитие и поддержку здравоохранения в следующем году в бюджет заложено 24 триллиона сумов, что на 3,5 триллиона сумов больше объема финансирования нынешнего года.

Члены фракции тщательно проанализировали каждую статью законопроекта исходя из целей и задач партии.

Постановлением Президента «О дополнительных мерах по поддержке сфер общественного питания и туризма» от 25 августа 2021 года приостановлено начисление и уплата туристского сбора сроком на два года. В законопроекте не предусмотрена компенсация данного ущерба. Какие источники будут покрывать развитие отрасли?

Отвечая на этот вопрос, за­меститель министра туризма и спорта Абдулазиз Аккулов сказал, что в 2019 году было собрано 92 миллиарда сумов, из них на пропаганду туризма направлено 62,6 миллиарда сумов. И это обоснованно, так как тур­операторы привлекают лишь 11 процентов туристов, остальные 89 процентов приезжают в нашу страну благодаря рекламно-пропагандистским кампаниям.

На заседании депутаты отметили, что законопроектом на археологические работы и объекты культурного наследия планируется выделить 75 миллиардов сумов, что всего на два процента больше, чем в этом году. Представитель профильного ведомства сообщил, что на указанные работы привлекается большой объем средств из других источников.

На заседании депутаты внес­ли ряд предложений и рекомендаций по законопроекту и одобрили его.

Приоритет за социальными статьями

Законопроект «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год» стал темой обсуждения фракции СДП «Адолат» в Законодательной палате Олий Мажлиса.

Предварительно была сформирована рабочая группа из депутатов фракции, которая обратила особое внимание на социальные статьи расходов в главном финансовом документе на предстоящий год.

Констатировано, что под руководством Президента проводится последовательная работа по расширению использования данных статистики по отраслям, обеспечению открытости бюджетного процесса, снижению налоговой нагрузки. Депутаты уделили особое внимание аналитической информации о доходах и расходах внебюджетных фондов бюджетных организаций в структуре консолидированного бюджета 2022 года.

В 2022 году, как и в предыдущие годы, необходимо сохранить приоритет социальных расходов, создать систему эффективного расходования средств. В ходе заседания депутаты обсудили внедрение электронной системы в здравоохранение, создание интегрированных информационных систем и комплекса баз данных на основе единых национальных стандартов. Если в 2021 году на указанные выше цели было выделено 28 миллиардов сумов, то в следующем году планируется направить на два миллиарда сумов больше. Учитывая настоятельную потребность здравоохранения в передовых методах, депутаты высказались за увеличение объема финансирования.

Депутаты также обратились к ответственным лицам за комментариями об отсутствии расходов на 2022 год на борьбу с туберкулезом и заболеваниями легких, на обеспечение населения и детей витаминами, закупку специальных препаратов от гельминтоза.

Члены фракции рассказали о созданных благоприятных условиях для внешней торговли и принимаемых мерах по поддержке экспортеров. Депутаты отметили, что в последние годы увеличилась доля импорта во внешнеторговом обороте, что может негативно сказаться на экономическом росте, обсудили с официальными лицами меры, принимаемые для сокращения импорта.

С учетом высказанных предложений приняты соответствующие решения.

Пособия для малышей без исключений

Проект закона о главном финансовом документе на предстоящий год обсудили члены фракции Народно-демократической партии Узбекистана в Законодательной палате парламента.

Бюджетно-налоговая политика 2022 года формируется с учетом приоритетных задач, которые предстоит реализовать в рамках Стратегии развития.

Основными направлениями государственной политики на 2022 год являются повышение уровня жизни населения, создание рабочих мест, обеспечение занятости и роста доходов, социальная защита уязвимых слоев населения.

Социальная направленность проекта Государственного бюджета в период восстановления после пандемии очень значима. За­планирован ряд существенных расходов, в том числе на мероприятия, которые послужат социальной поддержке населения, а также обеспечению стабильности в обществе.

Законопроект разработан Министерством финансов в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Узбекистан. С его помощью определяются параметры Государственного бюджета, государственных целевых фондов, Фонда реконструкции и развития, а также объемы государственного долга, получаемого под гарантию Узбекистана.

Женщинам, работающим в бюджетных организациях, пособия по беременности и родам покрываются за счет государства. Во внебюджетных структурах подобные расходы ложатся на работодателей. Чтобы избежать лишних трат, они зачастую отказываются принимать на работу женщин репродуктивного возраста. Это нарушает права соотечественниц на труд. В ходе обсуждений члены фракции отдельно затронули вышеуказанную тенденцию и высказали ряд предложений и рекомендаций. Депутаты отметили, что для всех женщин пособия по беременности и родам должны оплачиваться государством.

Депутаты отметили, что на практике не все получают социальные пособия по уходу за ребенком в возрасте до двух лет. Оно назначается произвольно, нет четких регламентированных критериев. Члены фракции высказались за предоставление пособий для всех детей без каких-либо ограничений и отразить это в бюджете.

После продолжительного обсуждения проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год» одобрен членами фракции.

Больше самостоятельности на местах

В последние годы под руководством Президента была проведена большая работа по расширению доступа к экономической и финансовой статистике и внедрению новых механизмов повышения прозрачности бюджетного процесса. Уделяется внимание дальнейшему усилению парламентского и общественного контроля за формированием и расходованием бюджетных средств. Необходимо обеспечить стабильность бюджета и внешнего долга, расширение возможностей местных бюджетов.

На очередном заседании фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса был рассмотрен законопроект
«О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год».

Заложенные в Госбюджете параметры учитывают интересы общества, предусматривают дальнейшее улучшение условий жизни населения. Этому же служат некоторые изменения в распределении средств.

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской Кенгаши народных депутатов наделяются полномочиями направлять в районные и городские бюджеты дополнительные средства от налогов, взимаемых с имущества юридических лиц, а также с налогов на землю в полном объеме, в том числе предусматривае­мых постановлениями Президента страны.

Законопроектом в целях повышения ответственности и заинтересованности органов местного самоуправления и расширения их полномочий ряд платежей, в том числе за оказание юридической помощи адвокатами, ремонт территорий, прилегающих к многоквартирному жилому фонду и тепловым сетям теплоснабжающих организаций, входящих в систему Министерства жилищно-коммунального обслуживания, и за­траты на капитальный ремонт котельного оборудования, перечисляется в местные бюджеты.

В ходе рассмотрения законопроекта народные избранники дали положительную оценку основным направлениям и показателям макроэкономической политики на 2022 год, которые обеспечат поддержание макроэкономической стабильности, смягчение мер фискального стимулирования.

Расходы, которые планируется направить из Госбюджета в экономику в 2022 году, будут в пределах 24,3 триллиона сумов, или 2,9 процента ВВП, что составляет 11,3 процента от общих расходов.

Крайне важно принятие бюджета в форме закона, обеспечение открытости и прозрачности в финансовых отношениях. Он послужит ускорению социально-экономического развития регионов, обеспечит самостоятельность в формировании бюджета, повысит роль палат Олий Мажлиса и местных Кенгашей народных депутатов.

С учетом высказанных предложений проект закона одобрен.

Вложения в природу, экологию, землю

На очередном заседании фракции Экологической партии Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса рассмотрен проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год». Члены фракции обсудили распределение средств исходя из целей и задач, поставленных в предвыборной программе партии.

В документе предусмотрено финансирование сфер, связанных с аграрной и природоохранной деятельностью. В частности, согласно новому порядку финансирования в направлении выращивания сельскохозяйственной продукции, Фонду государственной поддержки сельского хозяйства оказывается безвозмездная финансовая помощь в объеме пяти триллионов сумов.

Также планируется выделить триллион сумов на финансирование разовых грантов на эффективное использование земельных и водных ресурсов хлопково-текстильных кластеров, использование современного оборудования и технологий.

Было отмечено, что в соответствии с постановлениями Президента в 2022 году планируется внедрить водосберегающие технологии на площади 260 тысяч гектаров. В целях поддержки этих мер из Государственного бюджета будет выделено 1,2 триллиона сумов в виде субсидий.

При этом 111 миллиардов сумов предназначены на содержание организаций системы Госкомэкологии, а также на поддерж­ку особо охраняемых природных территорий. 18 миллиардов сумов направляются на укрепление материально-технической базы лабораторий, пять миллиардов сумов — на формирование и содержание подразделений государственного кадастра.

На заседании члены фракции одобрили законопроект «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год».

Саидахмад ШУКУРОВ,
«Народное слово».

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.