Сколько строим - столько и сорим. Почему мы все еще наносим урон окружающей среде?

10:48 29 Июль 2021 Политика
714 0

архивное фото

Решение проблемы утилизации и переработки бытовых отходов приобрело для республики особое значение. Для этого принят ряд нормативно-правовых актов. Однако не все предписания исполняются должным образом. И это наносит большой урон окружающей среде. О том, что делается в данной сфере, рассказал председатель Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам развития региона Приаралья Борий Алиханов.

— В стране полным ходом идет строительный бум. Куда полагается отправлять строительные отходы после сноса жилья?

— Проблема отходов становится одной из самых актуальных экологических проблем в мире. Отдельное место занимает и рост строительства, обусловленный увеличением демографической нагрузки на имеющуюся инфраструктуру.

Президент Узбекистана на видеоселекторном совещании в марте текущего года заявил, что в 2021 году планируется обеспечить жильем 54 тысячи семей, в том числе по государственной ипотечной программе будет построено 45 тысяч домов, что в два раза больше, чем в прошлом году. Очевидно, что в ходе строительства или ремонта образуется много мусора, поэтому остро встает необходимость его утилизации. К таким видам отходов относят остатки материалов, остающихся после строительства, демонтажа или ремонта. Различают следующие их виды: твердые отходы, жидкие субстанции и остатки сыпучих материалов.

Даже при косметическом ремонте небольшой квартиры остаются десятки мешков с битым кирпичом, штукатуркой, а если речь идет о полномасштабном строительстве, то объем превышает сотни кубометров. При этом даже при незначительном объеме запрещено использовать мусорные баки вблизи домов, предназначенные для бытовых отходов. Для этого необходимо вызывать к дому специальные машины по вывозу мусора.

Однако некоторые пытаются сбросить остатки строительных материалов в контейнеры. Камень, металл или синтетические материалы отравляют воздух и подземные воды. Соседство с залежами мусора в течение многих лет чрезвычайно опасно для здоровья.

Постановлением главы государства от 17 апреля 2019 года утверж­дена Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019—2028 годов. Документ предусматривает создание эффективной и современной системы переработки твердых бытовых отходов. Уже на сегодняшний день охват населения услугами санитарии в регионах достиг 85,1 процента. Уровень же переработки отходов увеличился с 17 до 21 процента.

Относительно строительного мусора, фактически до 2020 года отсутствовал порядок утилизации, переработки или размещения, регламентации полигонов для захоронения строительных отходов. Для решения данной проблемы было принято постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления деятельностью в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами» от
29 сентября 2020 года. Данным документом регулируется система управления в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами, образующимися в отраслях экономики и населенных пунк­тах, внедрения производств, применяющих высокие технологии переработки, а также широкого привлечения субъектов предпринимательства в данную сферу и создания благоприятных условий для реализации проектов государственно-частного партнерства и инвестиционного климата.

С 1 января отходы, образующиеся при строительстве, реконструкции, ремонте или сносе зданий и сооружений, в том числе дорог и инженерных коммуникаций, направляются в первую очередь на вторичное использование, переработку или утилизацию. Допускается размещение в установленном порядке строительных отходов на полигонах в случае отсутствия на территории расположения (района или города) объекта, где проводятся строительные работы, предприятий, обладающих соответствующими технологиями и мощностями для утилизации и переработки данных отходов. При разработке проектной документации предусматриваются проектные решения по определению объемов и мест сбора строительных отходов.

В рамках постановления правительства «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка проведения работ со строительными отходами» утвержден порядок сбора, хранения, транспортировки, утилизации, переработки и размещение строительных отходов. Согласно ему, хозяйствующие субъекты и субъекты предпринимательства должны направлять отходы на вторичное использование для собственных нужд. Например, для насыпа подъездных дорог к строящемуся зданию или для закапывания ям, образованных в ходе строительстве.

В данном контексте поднимается тема соответствующих полигонов строительных отходов. В республике их насчитывается 31. Здесь, согласно санитарным нормам, разрешается размещать строительные отходы до 20 процентов (остальные 80 процентов — твердо-бытовые) от их общего объема, который используется для дальнейшего захоронения бытовых отходов. Регламентирование данного вопроса послужило решению проблем со строительными отходами, которые ранее стихийно сбрасывались вдоль дорог, коллекторов, каналов, рек, даже на сельскохозяйственных полях.

С принятием этих и других нормативных актов существенно уменьшились случаи незаконного размещения строительных отходов в несанкционированных местах. Для строительных отходов, образуемых в Ташкенте и Ташкентской области, имеется полигон в Тузеле на площади около 22 гектаров, который, согласно решению Кенгаша народных депутатов Ташкент­ской области, передан на основе государственно-частного партнерства компании «BIO ECO TECH».

— Какие используются технологии при утилизации мусора, чтобы не наносить вред окружающей среде?

— Важной задачей в рамках проблемы уменьшения вреда экологии и окружающей среде служит переработка и дальнейшее использование материалов, попадающих в мусор. В нашей стране взят курс на движение по двум направлениям. Это сортировка отходов на уровне домохозяйств и наращивание и строительство мусороперерабатывающих мощностей.

В идеале оба направления долж­ны двигаться параллельно, так как невозможно получать чистое сырье из мусора без предварительной сортировки на уровне домохозяйств. Оставшиеся же отходы должны быть захоронены на полигоне, построенном по современным стандартам, то есть с использованием защитных мембран и утилизацией свалочного газа.

В Узбекистане функционирует девять кластеров по сортировке и переработке отходов. Ими выпускается такая продукция, как шлакоблоки, кирпичи, брикеты, пластиковая тара и посуда, картон, резиновая брусчатка.

Для переработки твердых бытовых отходов функционирует 281 предприятие и цех, из них 91 перерабатывает полиэтилен, 106 — бумагу, 12 — шины и резину, 10 — стекло, 16 — металл и 46 — другие виды отходов.

— Какие в данном направлении используются нормативно-правовые акты? Выполняются ли предписания?

— Порядок использования отходов регулируется Законом «Об отходах», который действует уже в новой редакции с учетом послед­них реформ. За последние годы принято пять постановлений Президента. Для развития системы обращения с отходами, улучшения санитарной и экологиче­ской обстановки, согласно постановлению Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017—2021 годы», организованы государственные унитарные предприятия «Тоза худуд» при Комитете Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды и профильных управлениях в областях.

ГУП «Тоза худуд» обеспечены специальной техникой, построены мусоросборочные пункты, оснащенные контейнерами, обустроены действующие полигоны за счет централизованных средств, местных бюджетов регионов. Утверждена Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами на период 2019—2028 годов. Ее первый этап в целом выполнен, это касается совершенствования законодательной базы и механизмов экономического регулирования в области обращения с твердыми бытовыми отходами, развития материально-технической базы и инфраструктуры санитарной очистки в целях обеспечения эффективной организации оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Второй этап до 2028 года предусматривает освоение инвестиций, оптимизацию полигонов, строительство перегрузочных станций и мусороперерабатывающих объектов, совершенствование деятельности кластеров по комплексному обращению с отходами. Разработаны конкретные индикаторы, которые послужат оценке эффективности реализации стратегии. Среди них — доведение охвата населения услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов до ста процентов; обеспечение переработки не менее 60 процентов твердых бытовых отходов; увеличение объема переработки специфических твердых бытовых отходов (ртутьсодержащие отходы, автопокрышки, аккумуляторы, отработанные масла, отходы упаковок и т. д.) до 25 процентов; сокращение объемов твердых бытовых отходов, направляемых для захоронения на полигоны, до 60 процентов; полная рекультивация земель ликвидированных полигонов; использование альтернативных источников энергии на объектах обращения с твердыми бытовыми отходами до 35 процентов; обеспечение мониторинга состояния полигонов (контроль за состоянием подземных (грунтовых) вод и атмосферного воздуха) до ста процентов.

Столица в сутки образует более 3,5 тысячи тонн бытовых отходов. К этому необходимо добавить строительный мусор, который не поддается четкой оценке. Для решения этой проблемы в рамках сбора, транспортировки и размещения бытовых отходов в столице функционирует 43 предприятия по оказанию санитарных услуг, из них ГУП «Махсустранс» является самым крупным и оказывает услуги примерно 60 процентам населения города. Также в Ташкенте действует 42 частные компании, которые работают согласно нормативно-правовым актам. Сбор, транспортировка и размещение строительных отходов на полигоне осуществляются самими строителями или специализированными компаниями, которые оказывают услуги.

В прошлом году были внесены дополнения в статью 1976 Административного кодекса, предусматривающие административное наказание (штраф на граждан от одной до трех, а на должностных лиц — от трех до пяти базовых расчетных величин) за создание препятствий государственным инспекторам органов по экологии и охране окружающей среды при проведении ими проверок, отказ в допуске для осмотра территорий и сооружений хозяйствующих субъектов. Однако до сих пор случается, что предписания не выполняются или затягиваются. Тогда все спорные моменты решаются в судебном порядке.

— Какая роль в данном направлении отводится парламенту? Поступают ли обращения граждан, связанные с неправильной утилизацией мусора? Если да, то как решается вопрос?

— Роль парламента в решении экологических вопросов, в том числе по утилизации не только бытовых отходов, но и строительных, промышленных, совершенствованию законодательной базы имеет ключевое значение. Проблема переработки и утилизации промышленных отходов с применением инновационных экологически безопасных технологий стоит остро. По имеющимся данным, ежегодно в республике образуется более ста миллионов тонн (в том числе 14 процентов из них — токсичные) промышленных отходов. При этом удельный вес утилизируемых даже не превышает процент.

Одной из немаловажных проблем также является организация раздельного сбора и утилизация медицинских отходов. В целом перед нами стоит главная задача — ускорение принятия Закона «Об отходах» в новой редакции, который создаст современную правовую основу регулирования управления отходами.

— Позволительно ли в соответствии с нормативно-правовыми актами организовывать место для утилизации бытовых, да и строительных отходов в центре города так, как это было в Яшнабадском районе столицы? Можете ли дать оценку данным действиям?

— В Яшнабадском районе имело место хаотичное образование свалки. Ее спровоцировало наличие котлована для утилизации листвы и иного смета, который в дальнейшем, на фоне отсутствия должного контроля, стал заполняться разными отходами и строительным мусором. Этим в основном занимались частные компании, которые сбрасывали отходы прямо в черте города. Сейчас запрещено размещение отходов в центре города по санитарным нормам и правилам.

В Яшнабадском районе имеется перегрузочная станция, принадлежащая ГУП «Махсустранс», которая осуществляет деятельность по прессованию и дальнейшей транспортировке мусора на полигон в Ахангаранской области. В данное время за счет средств АБР здесь идет реконструкция объекта.

К сожалению, ряд домов, располагающихся в непосредственной близости от перегрузочной станции, был построен позже самой станции. Поэтому разрешение под их строительство выдано с нарушениями правил СанПиН.

— В связи со случаями нарушений в данной сфере планируется ли ужесточение норм в законодательстве?

— Пока не планируется. Это связано с тем, что анализируются нормы, принятые в прошлом году, — дополнения в статью 911 Административного кодекса страны. Согласно ей, совершение правонарушения по выбрасыванию отходов, подлежащих размещению на полигонах для бытовых и строительных отходов, в неустановленных местах повторно в течение года после применения административного взыскания влечет наложение штрафа на граждан от десяти до пятнадцати, а на должностных лиц — от тридцати до пятидесяти базовых расчетных величин с конфискацией предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения.

Согласно статистическим данным Госкомэкологии, в течение пяти месяцев текущего года установлено 9 932 правонарушения законодательства. Оформлены штрафы на общую сумму 3,1 миллиарда сумов.

Решение вопроса о строительных отходах лежит в сфере эффективной переработки. Ежегодно образуется примерно 80 миллионов тонн промышленных отходов, 14 процентов из которых токсичные, и 15 миллионов тонн твердого мусора. Для организации полигонов отведено около 12,5 тысячи гектаров земель, не считая стихийных неконтролируемых свалок. В этих условиях важно проводить работу по привлечению инвестиций для решения вопроса переработки отходов, внедрению самых передовых безотходных технологий. Это позволит сократить объемы мусора, защитит естественное равновесие в биосфере, сохранит природные ресурсы.

Беседовала
Эвелина СИНОТОВА,
«Народное слово».

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.