Хватит обсуждать школьную форму
Окинем беспристрастным взглядом контент социальных сетей и сайтов зоны «uz» в последние дни. Только ленивый не поучаствовал в обсуждении юбок школьниц и одежды учителей. «Диванные эксперты» и вполне авторитетные СМИ на все лады обсуждают, что и кому носить на учебу. Школьная форма практически стала яблоком раздора в обществе.
Одни возмущаются бескультурием молодежи, неопрятным и вызывающим обликом учащихся, приводят мнения психологов, рассуждающих на тему дисциплины. Другие выкладывают свои фото в школьные и студенческие годы в одежде без намека на строгую форму и подчеркивают, что это не помешало им побеждать в олимпиадах и конкурсах, а в дальнейшем построить успешную карьеру. И опять-таки другие психологи подсказывают, что униформа в любом ее проявлении убивает индивидуальность.
Очевидно, что истина где-то посередине. Но вот в чем вопрос. Неужели внешний вид школьников и студентов — причина всех бед в нашей системе образования? Да, тема формы социально важная, но своевременно ли обсуждать обертку, когда с содержанием не все ладно?
Во всей этой полемике взвешенной и разумной кажется позиция министра народного образования Шерзода Шерматова, который на своей официальной странице в сети Facebook отметил, что в сфере «есть масса других более важных проблем, чем форма, но, к сожалению, до сих пор многие только этим и отвлекаются». Главной задачей руководитель ведомства называет повышение качества образования и призывает журналистов обратить внимание на первостепенные вопросы. Также отмечается, что сегодня, когда государство старается всячески поддерживать авторитет учителей, неправильно переходить от формы учеников к одежде учителя, ведь сейчас и так сложно найти квалифицированных педагогов.
С самого начала своей работы новая команда МНО призвала журналистов к сотрудничеству, попросила открыто и объективно освещать проблемы, оказывающие негативное влияние на национальную систему образования. И это вовсе не значит, что следует приходить в школы и специально искать негатив. Контролирующих органов у школ и так немало. Критиковать всегда легче, чем помогать.
Информацию о том, какие проблемы конкретно мешают эффективному учебному процессу в школах, искать долго не приходится. Уже в комментариях на официальной странице министерства можно получить о них исчерпывающее представление. Так, учитель английского языка школы № 184 Чиланзарского района столицы М. Юлдашев отмечает, что данное учебное заведение рассчитано на 900 детей, а уроки посещают 1 800 ребят. На занятиях по иностранному языку невозможно разделить детей на группы, кабинетов не хватает. Недостаточно в школе и средств ИКТ. Все это мешает проводить занятия качественно и интересно.
То, что состояние многих школ удручающее, в профильном министерстве не скрывают. В первый день этого учебного года глава МНО рассказал на ТВ, что утром побывал в своей родной школе. Министр с сожалением констатировал факт, что со времен его учебы в учреждении мало что изменилось. А ведь речь шла о столичной школе. Что уж тогда говорить об учебных заведениях в небольших городах, на селе, в глубинке?
Летом по поручению Президента были проинспектированы школы Самаркандской области. Выяснилось, что в некоторых из них капитальный ремонт не проводился 35—45 лет, а средств на текущий выделялось недостаточно. Ряд сельских школ располагался в покосившихся от старости строениях, без элементарных удобств. Их педагогам и ученикам уж явно не до обсуждения формы. В капитальном ремонте по итогам мониторинга нуждалось 349 школ региона, в полной реконструкции — 18, в 336 учреждениях отсутствовали спортзалы, в 629 — ограждение территории. Почти в 500 число учащихся на 50 процентов превышало вместимость. Меры по решению этой проблемы принимаются, но ведь подобная ситуация характерна для многих регионов.
До наших дней ремонтно-строительные работы проводились в 300—400 школах ежегодно, что составляет всего 3—4 процента от общего количества общеобразовательных учреждений республики. Поэтому назрела необходимость полной инвентаризации школ, оптимизации капитальных затрат. По инициативе главы государства такой системный мониторинг сейчас проводится, намечается принятие программы «Современная школа». Вот тут-то и необходим общественный контроль со стороны СМИ и неравнодушных граждан. Ведь часто бывает, что школу вроде отремонтировали, объект сдали, а налицо явные недоделки. И устраняются они зачастую на средства родителей.
Есть в школьной сфере проблемы, которые не решить без участия всего общества, межведомственного взаимодействия, международных организаций и, конечно же, СМИ. Среди них вопрос, который долго замалчивался в стране и совсем недавно начал открыто обсуждаться. Это случаи насилия и буллинга (агрессивной травли) в школах и других учебных заведениях. Наша общая цель — сделать их безопасным местом, чтобы ни один ребенок не боялся идти на уроки.
Цена бездействия недопустимо высока. По мнению экспертов, агрессия и психологическая травля негативно влияют на благополучие учащихся и их способность усваивать знания и преуспевать, снижает их самооценку, посещаемость уроков, вынуждает некоторых детей вообще отказаться от школы. Стресс, связанный с любым насилием в годы учебы, может нанести серьезный ущерб развитию нервной системы. Негативный опыт нередко оказывает длительное воздействие, и пострадавшие в будущем сами могут стать нарушителями или жертвами в другой ситуации.
Согласно исследованию ЮНИСЕФ, во всем мире половина учащихся в возрасте от 13 до 15 лет, то есть около 150 миллионов детей, испытала насилие со стороны своих сверстников в школе и вне ее стен. Почти 750 миллионов детей школьного возраста живут в странах, где телесные наказания в общеобразовательных учреждениях не полностью запрещены или замалчиваются.
Недавно в Ташкенте впервые прошла конференция, организованная ЮНИСЕФ в Узбекистане и посвященная проблеме буллинга в учебных заведениях. Ее девизом стал лозунг «Насилие — это не норма». Сотрудники ЮНИСЕФ презентовали глобальные механизмы для борьбы с травлей и агрессией в школах, рассказали журналистам о методах освещения таких проблем. Отмечалось, что в Узбекистане пока нет систематических средств выявления и поддержки детей из группы повышенного риска. Международная организация сотрудничает с правительством страны по их разработке. Планируется запустить проект «U-Report» для расширения участия молодежи в решении затрагивающих их проблем. Эта платформа на основе СМС призвана стать безопасным пространством для детей и подростков, где они смогут высказываться и предлагать решения наболевших вопросов.
От психологов и специалистов поступили предложения обучать педагогов конфликтологии, ввести ставку социального работника в школах, создать протокол реагирования на случаи насилия, установить на территории учебных заведений камеры видеонаблюдения. А задача журналистов и блогеров — корректно и профессионально поднимать вопрос агрессии и буллинга в школах в СМИ, просвещать педагогов и родителей. Это, правда, несколько сложнее, чем обсуждать школьную форму, но куда полезнее.
К сожалению, наболевшей проблемой становится и безопасный путь в школу. Хотя на дорогах, расположенных рядом с учебными заведениями, стоят знаки ограничения скорости, есть пешеходные переходы, далеко не всех водителей это останавливает. Буквально вчера в социальных сетях появился пост о том, как лихач на авто насмерть сбил 14-летнего ребенка. Произошло это, когда мальчик, выйдя из столичной школы № 119, переходил дорогу по «зебре». Публикация о трагедии собрала в разы меньше комментариев и репостов в соцсетях, чем скандальный ролик об одежде и прическах школьников.
— Между школой № 275, что на массиве Карасу-6, и нашим домом расположена дорога шириной всего в несколько метров. Но я стараюсь всегда провожать и встречать со школы 13-летнего сына. Ведь, несмотря на скоростной режим в 30 км/ч, любителей проехаться с ветерком немало, — признается Гулбахор Умарова. — Был случай, когда одноклассницу сына чуть не сбила машина. К тому же дорогу и пешеходную зону не разделяет даже небольшой бордюр, автомобили нередко паркуются прямо на тротуаре, закрывая обзор и доставляя неудобства ученикам и родителям.
По-прежнему остро стоят вопросы нехватки и низкой квалификации учителей, несоответствия учебников и образовательных программ международным стандартам, завышенной учебной нагрузки на одного школьника и другие. Словом, действительно, злободневных тем для обсуждения и освещения в СМИ немало. Не будем же зацикливаться лишь на верхушке айсберга.
Юлия ПАВЛОВСКАЯ.
Больше новостей на нашем Telegram канале: t.me/ns_uz
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
- В Будапеште впервые пройдут Дни кино Узбекистана
- Содик Сафоев провел встречу с сенатором Испании
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment