Шавкат Мирзиёев - блистательный реформатор нового Узбекистана

09:52 10 Сентябрь 2021 Политика
1541 0

архивное фото

Анализ преобразований и реформ, проведенных за последние годы, свидетельствует об их масштабности и радикальности, которые привели к существенным изменениям абсолютно всех сфер.

Безусловно, результаты работы на посту Президента страны на фоне начала избирательной кампании делают Шавката Мирзиёева абсолютным лидером выборной гонки. Так, с переменами управления страной началась масштабная программа политических и экономических преобразований. В экономике Узбекистана проведены либеральные реформы, налажен прямой диалог государства и общества, кардинально поменялась ситуация в сфере свободы слова, религии и передвижения, существенно улучшились отношения со странами региона и имидж Узбекистана на международной арене. В частности, в экономической сфере в качестве драйверов роста были обозначены текстильная отрасль, производство промышленно-строительных материалов, плодоовощной сектор, фармацевтика и туризм, которые на системной основе получили программы поддержки и развития.

Но главное, революционными можно считать изменения на валютном рынке — граждане и предприятия Узбекистана получили возможность без ограничений покупать и продавать иностранную валюту по рыночному курсу. Тогда как прежде жители могли ее приобрести только на «черном рынке». Валютные ограничения для бизнесменов вынуждали их продавать экспортную выручку по заниженному официальному курсу, что служило одним из главных барьеров, препятствующих привлечению иностранных инвестиций.

Планомерно осуществлена реформа госкомпаний, упрощены условия для ведения бизнеса, внедрены механизмы стимулирования экспорта, отменена монополия на вывоз плодоовощной продукции.

Параллельно проведена налоговая реформа с прицелом на реорганизацию налоговых органов, отмену или объединение дублирующих налогов, совершенствование налогового законодательства, внедрение налоговых каникул для предпринимателей.

При этом Президент Узбекистана гарантировал зарубежным партнерам личную защиту их финансовых средств, неприкосновенность собственности. Значимость заявлений лидера страны оценили иностранные партнеры. Улучшение инвестиционного климата в Узбекистане положительно сказалось на его репутации среди инвесторов. Так, в докоронакризисный период 2019 года Узбекистан стал лидером по росту притока иностранных инвестиций. За год сумма внешних инвестиций увеличилась сразу в 2,3 раза и составила 4,2 миллиарда долларов.

Безусловно, усилиями Шавката Мирзиёева кардинально поменялось отношение власти к народу. Одним из главных нововведений Президента Узбекистана является запуск широкомасштабного процесса диалога с народом. Организованная Виртуальная приемная Президента позволила запустить механизм решения проблем населения, с которыми могли, наконец, обратиться граждане страны. Создание такого института в Узбекистане стало настоящим прорывом. За год работы в Виртуальную приемную Президента поступило 1 353 967 обращений. Это показывает уровень доверия народа к главе государства и новому институту.

После того как на повестку дня был вынесен вопрос о практическом обеспечении участия граждан в государственном управлении на основе выдвинутой Президентом инициативы «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу», активность негосударственных некоммерческих организаций и других инс­титутов гражданского общества в осуществлении демократических реформ начала значительно возрастать. Кроме того, была сформирована система организации регулярных массовых выездных приемов руководителей Администрации Президента, министерств и ведомств, хокимов областей, городов и районов в регионах. Только за прошедший год было проведено более 19 тысяч таких выездных приемов, на которых приняты меры по решению более 124 тысяч проблем около 120 тысяч разных социальных групп.

По инициативе лидера страны выстроена комплексная система борьбы с коррупцией. Принят Закон «О противодейст­вии коррупции», который впервые определил четкие правовые основы деятельности в этой сфере. Создан антикоррупционный орган, ответственный за разработку единой государст­венной политики в этой области. В целях внедрения механизмов противодействия коррупции и обеспечения прозрач­ности работы госорганов налажена практика опубликования информации о доходах и расходах внебюджетных фондов государственных органов, закупках организаций с государственным участием, а также данных о государственных субсидиях и грантах. Тем самым Президент подтвердил твердую приверженность линии на обеспечение максимальной транспарентности деятельности госучреждений, что позволяет их деятельности находиться под пристальным общественным контролем. В результате меняется образ и характер работы чиновников. Отныне они не сидят в своих кабинетах, а активно общаются в соцсетях, не боятся говорить о проблемах, дают интервью не только узбекским медиа и блогерам, но и иностранным СМИ. Серьезная борьба с коррупцией отразилась и на индексе Transparency International, где уже в 2018 году Узбекистан вошел в число 16 стран, показывающих значительно позитивный результат.

Коренным образом пересмотрена и судебно-правовая система. Был создан единый высший орган судебной власти — Верховный суд Республики Узбекистан, а также административные суды. Декриминализирован ряд статей Уголовного кодекса, касающихся экономической и налоговой сфер, создан уголовно-правовой механизм защиты прав и законных интересов предпринимателей от незаконного вмешательства. Более того, продолжается реализация стратегии на радикальную либерализацию уголовного законодательства, где по поручению Президента разрабатываются Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы в новой редакции.

Реформирована система органов внутренних дел, основная деятельность которых направлена на обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан — «Служение интересам народа». В результате реформ сущест­венно повысилась направленность судебной власти на отправление справедливого судопроизводства. Например, с 2017 по 2020 год в отношении более 2,5 тысячи граждан был вынесен оправдательный приговор, тогда как пять лет назад их было единицы. Вот цифры статистики: с 2017 года административными судами удовлетворено около 70 процентов дел в пользу предпринимателей и граждан.

Параллельно с этим реформирование коснулось и паспортной системы. Так, Президент своими указами освободил граждан от обязанности заблаговременно получать специальный стикер разрешительной записи, упразднил архаичный институт прописки. Эта реформа позволила устранить такие проблемы, как прием на работу, ограничение в передвижении граждан, отсутствие права приобретения недвижимости, получение медицинской помощи, пенсий и кредитов, определение детей в детские сады и школы, и так далее.

Нельзя не отметить трансформации в сфере образования. Подчеркивая стратегическую важность повышения качества знаний и образовательных услуг, Президент Шавкат Мирзиёев заключил: «Там, где нет знаний, будет отсталость, невежество и, конечно же, отклонения от правильного пути». Исходя из этого началась планомерная работа по инвестированию в человеческий капитал, являющийся катализатором модернизации. Так, на основе организации в регионах деятельности государственных и негосударственных высших образовательных учреждений, обеспечения их академической самостоятельности и создания в сфере образования здоровой конкурентной среды за короткий период количество вузов Узбекистана увеличилось с 77 до 141, в том числе открылось 26 иностранных и негосударственных институтов и университетов. Престижные вузы США, Великобритании, Италии, России, Южной Кореи, Турции и других стран открыли свои филиалы в Узбекистане. Идет масштабная работа по поэтапному переходу учебного процесса на кредитно-модульную систему, система узбекского высшего образования преобразуется в хаб по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии.

Принятые меры позволили довести уровень охвата нашей молодежи высшим образованием до 28 процентов. Ранее этот показатель не превышал девяти. Страна по данному индикатору занимала самые низкие строчки в международном рейтинге. Тысячи молодых людей получили шанс обучаться на родине и подняться по социальной лестнице.

Наряду с гражданским сектором также большое внимание уделено военному образованию. В частности, по инициативе Верховного главнокомандующего за короткий период образована сеть военных академических лицеев «Темурбеклар мактаби», создан Университет общественной безопасности Республики Узбекистан, который впервые в истории страны имеет уникальную возможность обучения в высшем военном учебном заведении на гражданской основе. Ко всему Президентом утверждена Концепция развития системы высшего образования до 2030 года, предусматривающая доведение этого показателя до 50 процентов. Это основа деятельности высших учебных заведений на основе четких целей и планов. Ныне они функционируют в сформированной здоровой конкурентной среде, внедрена локальная рейтинговая система вузов в соответствии с международными образовательными стандартами.

С первых дней в качестве Президента Шавкат Мирзиёев уделял особое внимание пропаганде здорового образа жизни, спорту и их популяризации среди населения. Высокие результаты, достигнутые узбекскими спортсменами на летних Олимпийских и Паралимпийских играх в Токио, — итог оказываемой заботы о физическом самочувствии граждан страны и наших атлетов.

Примечательно, что охват детей младшего возраста дошкольным образованием за последние годы повысился вдвое, достигнув 60 процентов, а количество детских садов увеличилось в три раза и превысило 14 тысяч.

Стоит отдельно упомянуть о комплексных мерах по коренному совершенствованию
системы здравоохранения.

Реформы охватили практически все направления: совершенствование законодательства и системы финансирования здравоохранения, развитие част­ного сектора, повышение качества и доступности медицин­ской помощи, поэтапное внед­рение обязательного медицинского страхования, формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, а также развития медицинской науки, широкое внедрение электронного здравоохранения, телемедицины и другие векторы.

Современные стандарты внед­ряются в работу учреждений первичного медико-санитарного звена, где организовано более двух тысяч социальных аптек, которых раньше вообще не существовало, и 793 сель­ские семейные поликлиники.

С нуля создано несколько медицинских центров. В частности, в Чиланзарском районе Ташкента построен Второй перинатальный центр для повышения качест­ва и объема медицинской помощи женщинам репродуктивного возраста, беременным и детям. Образован Национальный детский медицинский центр, оснащенный современным медицинским оборудованием.

В стране создана уникальная единая система экстренной медицинской помощи (СЭМП) с региональными филиалами и отделениями. В диагностику и лечение внедрен ряд инновационных методик и организационных разработок. Во всех регионах страны созданы отделения травм детского возраста, что поз­волило снизить летальность от них с 19 до 12 процентов и инвалидизацию — с 30 до 22 процентов.

Благодаря системным мерам поддержки частной медицины количество частных медицинских учреждений достигло почти шести тысяч. Только в 2020 году в республике было создано 403 новых частных медицинских учреждения.

Поэтапно идет рост финансирования. Так, в 2018 году 15,4 процента ВВП Узбекистана было направлено на сектор здравоохранения, который вырос в два раза с 2016 года. Если в 2019 году вливания в сферу медицины составили 12,1 триллиона сумов, то в текущем уже около 20 триллионов. Это дает основание полагать: в последующем эффективность проводимых работ будет еще больше повышаться.

При Шавкате Мирзиёеве ситуация со свободой слова существенно улучшилась. Как известно, до 2016 года средства массовой информации характеризовались оторванностью от реальности, минимумом прямых эфиров; интернет-СМИ перепечатывали скудные пресс-релизы госорганов и почти не занимались собственным контентом. Однако теперь ситуация сильно изменилась — журналисты начали освещать события из реальной общественно-политической жизни страны, материалы включают контент о коррупции, злоупотреблении чиновников, острые проблемы, публикуются критические статьи. Социальные медиа превратились в главные площадки для дискуссий, в стране появились свои известные блогеры. Для защиты интересов журналистов созданы Агентство информации и массовых коммуникаций и Общественный фонд поддержки и развития национальных массмедиа.

Принятые меры в сфере свободы слова были положительно оценены международным сообществом — уже в 2019 году Узбекистан покинул «черную зону» в Индексе свободы прессы.

Особо следует отметить прогресс Узбекистана в сфере обеспечения религиозной свободы.

Инициативой главы государства снято со «специального учета» правоохранительных органов свыше 20 тысяч граждан, считавшихся в той или иной степени причастными к экстремистским группам, прекращена практика дальнейшего ведения подобных «списков». Более того, лишь в течение 2019 года были помилованы 472 лица, осужденные за экстремизм. Следует отметить, что данные акции имеют весьма позитивный общественный резонанс в стране и за ее пределами.

Кроме того, Республика Узбекистан поддержала призыв Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша и приняла обязательства соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН о репатриации своих граждан из зон боевых действий. Более 530 находящихся в точках военных конфликтов граждан Узбекистана (в основном дети и женщины) вернулись на родину из Сирии и Ирака в рамках операции «Мехр». Этим гуманным актом Узбекистан подал пример милосердия мировому сообществу.

Более того, принятым в новой редакции Законом «О свободе совести и религиозных организациях» упрощен порядок регист­рации религиозных организаций, исключен запрет на появление в общественных местах в культовых одеяниях, а предоставление религиозного образования вне религиозного учебного заведения признается незаконным.

Президент Узбекистана 19 сентября 2017 года на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН инициировал принятие специальной резолюции «Просвещение и религиозная толерантность», а в декабре 2018 года государства — члены ООН поддержали инициативу и приняли данный документ.

Результаты внутренних преобразований сказались на признании Узбекистана на международной арене. 13 октября 2020 года впервые в истории Узбекистан был избран членом Совета ООН по правам человека на трехлетний срок — 2021—2023 годы. На этих выборах Узбекистан получил наибольшее количество голосов — за нашу страну проголосовали 169 из 193 государств — членов ООН. Впервые с 2005 года Комиссия США по международной религиозной свободе исключила Узбекистан из списка стран, где нарушаются религиозные свободы граждан.

Вскоре после этого на 75-й сессии Генассамблеи Шавкат Мирзиёев с самой высокой трибуны выдвинул очень важные предложения и инициативы, призвав мировое сообщество к регулярному диалогу, доверию и тесному сотрудничеству. Отметив, что Узбекистан уделяет особое внимание обеспечению гендерного равенства, что сказалось на увеличении вдвое числа женщин-депутатов в новом парламенте.

Президент Шавкат Мирзиёев с момента прихода к власти запустил новую эру в истории внешней политики страны, где основной акцент был сделан на политике прагматизма и открытости, способствовавших установлению добрососедских отношений с сопредельными странами. Так, за год коренным образом улучшились связи республики с соседними Кыргызстаном и Таджикистаном, отношения с которыми ранее были напряженными.

Шавкат Мирзиёев не раз подчеркивал, что приоритетом для внешней политики Узбекистана является Центральная Азия. Находясь в самом центре региона, республика заинтересована в его устойчивом развитии и добрососедстве. За прошедший короткий срок удалось найти принципиально важные решения по многим вопросам. Знаковым событием стало подписание договора о государственной границе между Узбекистаном и Кыргызстаном. За прошедший год власти Узбекистана провели целую серию визитов в Казахстан, Кыргызстан, Таджики­стан.

Конечно же, важную роль в консолидации стран Центральной Азии играет лично Шавкат Мирзиёев, прилагающий неимоверные усилия для выстраивания многостороннего диалога как важного условия конструктивного решения общерегиональных проблем и создания пространства всеобщего процветания. Это отвечает коренным интересам братских народов наших стран, пользуется всеобщей поддержкой во всех государствах Центральной Азии.

Так, оценивая роль Президента Узбекистана в налаживании сотрудничества с центральноазиатскими странами, Эмомали Рахмон отметил: «Могли ли мы хотя бы представить, что накопившиеся проблемы будут решены за столь короткое время?! Даже международные организации не верили в это. Сегодня между нашими государствами не осталось нерешенных вопросов, установилась атмосфера взаимного доверия. Инициатором и архитектором этих отношений является Шавкат Мирзиёев».

Продолжая проактивную внешнюю политику, лидер Узбекистана в 2017 году выступил с инициативой об организации Консультативной встречи глав государств Центральной Азии в качестве эффективной площадки для доверительного и конс­труктивного обсуждения и согласованного решения общих проблем стран Центральной Азии. Благодаря их созыву началась реализация проектов промышленной кооперации, соз­даются совместные инвестиционные компании и фонды, расширяется взаимодействие в сфере транспорта и транзита, развивается приграничная торговля и сотрудничество между регионами.

Значительно увеличились контакты по линии культурно-гуманитарного сотрудничества, «народной дипломатии», парламентов, как следствие укрепляется дружба и добрососедство между нашими народами, растет интерес мирового сообщества к партнерству со странами Центральноазиатского региона.

Внешнеполитический курс Узбекистана уже дает свои материальные плоды: товарооборот со странами Центральной Азии с 2016 по 2019 год вырос более чем в два раза — с 2,5 до 5,2 миллиарда долларов.

Конструктивный внешнеполитический вектор прослеживается и в направлении основных торгово-экономических партнеров Узбекистана. Достаточно сказать, что только с марта по ноябрь 2017 года в ходе официальных визитов в Казахстан, Российскую Федерацию, Китай, США и Южную Корею удалось достичь соглашений на общую сумму 53,6 миллиарда долларов. Важно отметить принятие новой Военной доктрины Узбекистана (2018 год), которой Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами принципиально продемонстрировал открытость внешней политики Узбекистана, приоритетность развития конструктивных отношений с ближайшими соседями, а также прозрачность оборонной политики, намерение на повышение эффективности военно-политических отношений и взаимодействия в сфере безопасности и обороны с другими зарубежными государствами.

В процессе реформ в этой сфере Шавкат Мирзиёев выступил с инициативой создания новой структуры — Национальной гвардии, которая способна надежно защищать мирную жизнь народа и его национальные интересы.

Можно констатировать, что благодаря активной позиции Шавката Мирзиёева сложилась новая политическая атмосфера в регионе, процесс регионального сотрудничества приобрел устойчивый, поступательный и, что важно, необратимый характер.

Лидерские качества Шавката Мирзиёева проявились также при организации мероприятий против пандемии коронавирусной инфекции. Под личным руководством Президента были мобилизованы людские и материальные ресурсы страны. За короткий срок построены три карантинные больницы, организовано около 30 тысяч койко-мест. Привлечено свыше 200 тысяч медработников и 150 иностранных специалистов.

Без внимания не остались наши предприниматели, а также простые граждане, которые испытывали трудности из-за пандемии. Они получили налоговые льготы, отсрочку в погашении кредитов и финансовую помощь на общую сумму в 66 триллионов сумов.

В рамках общенационального движения «Доброта и поддержка», в которое было вовлечено огромное число соотечественников, свыше 800 тысяч малообеспеченных семей получило материальную помощь более чем на триллион сумов. Принятыми мерами санитарно-эпидемиологическая ситуация была взята под надежный контроль. Ситуация с пандемией доказала, что интересы людей оставались и остаются важнейшим приоритетом для государства.

В целом изучение внутренней и внешней политики Шавката Мирзиёева показало, что во главе всей системы приоритетов остается человек, его интересы и благополучие. Это ключевая цель и основа всех реформ главы государства.

Президент Беларуси Александр Лукашенко, встречавшийся с Шавкатом Мирзиёевым, вдохновителем радикальных и последовательных реформ во всех сферах, был прав, когда сказал: «Когда я разговариваю с Шавкатом Мирзиёевым, я «боюсь» его новых стратегических планов и интенсивности».

Именно в этом проявляется уникальность стратегии лидера республики по модернизации страны, ее широкая поддержка населением и зарубежными партнерами. Не вызывает сомнения, что с получением кредита доверия на новый президентский срок Шавкатом Мирзиёевым будет продолжен концептуальный курс на кардинальное обновление политико-правовой, социально-экономической и духовно-просветительской жизни нового Узбекистана.

Народ полностью поддерживает реформы Шавката Мирзиёева и верит, что нам всем вместе предстоит жить свободно и благополучно в новом Узбекистане и сообща строить третий Ренессанс!

М. РУСТАМБАЕВ,
заслуженный юрист Республики Узбекистан,
д.ю.н., профессор.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.