Село в прямом эфире: как всей деревне разбогатеть на видеотрансляции

Фото: CGTV
Лян Цяньцзюань из округа Луннань китайской провинции Ганьсу — профессиональный торговец дарами земли. За год она продает овощи, орехи, фрукты общим весом в сто тонн. При этом не стоит за прилавком, не имеет своего магазина. Все, что ей нужно для торговли, — это смартфон.
Когда в разгар пандемии КНР объявила о полной победе над бедностью, ее опыт в преодолении нищеты привлек внимание других, ставящих похожие цели, в том числе Узбекистана. Такой интерес легко объясним: за неполные десять лет Поднебесной удалось вывести из категории перебивающихся с пустой лапши на воду 99 миллионов человек в 128 тысячах деревень. 25 миллионов неимущих получили жилье, около 10 миллионам предоставили возможность переехать из бедствующей местности. Считается, что страна достигла цели ООН по искоренению нищеты на десять лет раньше установленного 2030 года, а ее вклад в глобальную борьбу с этим явлением составил 70 процентов. Всего же за 40 лет политики реформ и открытости черту бедности преодолели 770 миллионов граждан КНР.
Перечисляя слагаемые этого бесспорного достижения, власти среди прочих называют создание инфраструктуры для села, совершенствование коммуникаций. В Китае неслучайно говорят: «Чтобы разбогатеть, сначала построй дорогу». Именно развитая инфраструктура в значительной степени позволила депрессивным районам совершить скачок. От нищеты ведь не избавишься без водоснабжения, связи, надежных и скорых почтовых отправлений. И, конечно же, хороших дорог, а в наше время еще и быстрого интернета.
Крестьянин не разбогатеет, просто выращивая на участке условную картошку или сельдерей. Овощи и зелень еще нужно продать по адекватной цене, которая покрыла бы траты и принесла прибыль. Но прежде товар предстоит до рынка довезти, потом потратить время, чтобы реализовать в розницу.
Упростить этот процесс помогли интернет-магазины. Фермеры и крестьяне, когда к ним пролегли построенные по госпрограммам дороги и потянувшиеся следом службы экспресс-доставки, сориентировались сразу. В Китае давно утвердилось в обиходе понятие «деревня Таобао», где часть населения занята исключительно продажей товаров через торговые площадки (раньше торговля шла в основном через самую известную в стране интернет-платформу «Таобао»). Преимущества налицо: продавец тратит значительно меньше, нежели продавая «вживую». Электронная коммерция дополнительно стимулирует развитие логистики и инфраструктуры, охватывая самые отдаленные и труднодоступные поселения. В пандемийный 2020 год в Поднебесной насчитывалось около 5,5 тысячи деревень «Таобао».
Эксперты по новым медиа пекинского университета коммуникаций поделились своими подсчетами: среднестатистический житель Поднебесной за сутки разблокирует экран своего смартфона 297 раз. По статистике компании «Алибаба», одного из глобальных лидеров в области электронной коммерции, ежесуточно китайцы проводят в сети около шести часов. 72 процента при этом совершают в интернете по-купки.
Эти показатели еще выше в больших городах, чьи жители буквально за год-два привыкли к тому, что теперь нет нужды ехать за недельным запасом овощей в супермаркет или на рынок. Продукты проще заказать с поля, прямо с грядки, и довезут их в течение суток. Интернет-покупкам не доставало разве что чуточку человечности, зрительного контакта с продавцом. Технологии оказались способными дать и это.
Сервис коротких видео знаком узбекистанцам в основном по «Тиктоку», который многие незаслуженно считают развлечением для подростков. Это разработка китайских специалистов, но она не единственная. Главным конкурентом «Тиктока» (в Поднебесной он называется «Доуинь») считается продукт компании «Куайшоу». Ее вице-президент Юэ Фу Тао поделился, что ежедневно в их приложение заходят 346 миллионов пользователей.
На этой платформе и торгует Лян Цяньцзюань, упомянутая в начале. Она сидит посреди сельского двора. Перед ней гора орехов, которые свезли с садов в округе. В прямом эфире женщина раскалывает орехи, пробует, комментируя вкусовые качества и терпеливо отвечая на вопросы зрителей о цвете скорлупы, содержании масла в ядрышках и другие. Ведущая трансляции рассказывает, как и в каких количествах лучше есть орехи, где хранить, предлагает скидки за большие партии, перемежая советы шутками. В кадре то и дело мелькают местные жители, пробегают детишки — деревня привыкла жить под объективом камеры. После трансляции команда сразу же занялась упаковкой товара. Ежедневно поступает по несколько сотен заказов, иногда — до тысячи. Пакеты с орехами на пикапах утром доставят на почту, откуда они в течение суток попадут к покупателям.
Электронной торговлей в родной деревне Лян Цяньцзюань впервые занялась почти десять лет назад, когда уволилась с работы в большом городе. За это время обучила, как вести трансляцию, более десяти тысяч земляков. Она не видит разницы между витриной обычной и виртуальной: на обеих можно рекламировать товар одинаково успешно, с той лишь разницей, что в сети его увидит аудитория повнушительнее. С ней сложно не согласиться — 65 процентов огромной армии интернет-пользователей Китая регулярно смотрят прямые эфиры в сети. Благодаря такой популярности лишь только видеоплатформа «Куайшоу» отчиталась за минувший год о почти двукратном росте продаж сельскохозяйственной продукции.
На страничку Лян Цяньцзюань, где она ведет трансляции и выкладывает короткие видео, подписаны 130 тысяч человек. Некоторые из роликов набирали по десять миллионов просмотров, что помогает продавать сельхозпродукцию тоннами. Многие видео записывались во дворах и огородах бедных крестьян. И аудитория, видя необустроенные дворы, скромную одежду жителей, специально платила дороже за перец, бобы и орехи, которые те вырастили. Интернет-знаменитость помогала вы¬браться из нищеты ста домохозяйствам, еще триста добились заработков значительно выше прежних. На свои деньги она покупает и раздает нуждающимся одеяла, масло и муку.
Лян Цяньцзюань убедила многих фермеров, кто прежде ограничивался традиционной торговлей, зарегистрироваться на видеоплатформе. Сейчас в ее родном округе с 2,5 миллиона жителей тысячи интернет-магазинов, общие объемы продаж исчисляются миллионами долларов. У многих местных число подписчиков в сети перевалило за сто тысяч.
Жители сел не ограничивают себя в самовыражении, которое совмещают с заработком. Просматривая популярные в Китае приложения, натыкаешься на самые разные видео: вот рыбак удит в пруду и готов сбыть свой улов зрителям в прямом эфире, вот другое — семья крестьян торгует добытым на камеру корнем лотоса, на третьем — варят и продают острый соус по бабушкиному рецепту. Кроме того, стало модным заводить онлайн живность, к примеру, домашнюю птицу. За определенную регулярную плату фермер будет ухаживать за ней, кормить, периодически пересылая опекуну партию домашних яиц. Дело в том, что многие жители мегаполисов не имеют представления о процессе выращивания и производства самых простых продуктов, которые видят лишь в магазинной упаковке, и готовы потратить юань-другой за подробную трансляцию. Немалая часть аудитории приходится на тех, кто когда-то жил в деревне, но потом переехал в город. Их ностальгия по просторам, полям и огородам также позволяет сельчанам зарабатывать.
Некоторые ведущие сельских трансляций становятся настолько популярными, что получают гораздо больший доход от рекламы на своем аккаунте, нежели от продаж даров земли. Местные СМИ часто пишут о таких новых знаменитостях. Один их них Хуан Вэньшэн. Он торговал чаем с собственной плантации, попутно в прямом эфире рассказывал назидательные притчи, пел песни, делился историями. Его искренность и непосредственность нашла отклик в сердцах пользователей сети. Трансляции фермера стали набирать по 20 миллионов просмотров, принося ему ежемесячно по 6—7 тысяч долларов.
Видя это, местные власти формируют специальные группы, чтобы мобилизовать ресурсы для поддержки предприятий электронной коммерции, которые помогают поднимать село. По некоторым данным, в местности, где индустрия интернет-торговли поставлена на поток, помимо роста занятости, в среднем на 50 процентов снижается уровень преступности. Из крупных городов сюда возвращается молодежь — ритм китайских мегаполисов подходит не каждому. Она понимает, что благодаря новому способу ведения бизнеса на интересную современную работу с неплохим доходом можно устроиться и в родной деревне.
Руслан КЕНЖАЕВ,
«Народное слово».
Пекин, КНР
Рекомендуем
Популярное
- Сенатор принял участие в международном конгрессе «SIRCON-2025»
- В Баку прошел II Узбекско-Азербайджанский медиафорум «Цифровая трансформация и медиа».
- Узбекистан укрепляет авторитет в международном нотариальном сообществе
- Поздравление учителям и наставникам Узбекистана
- Клятва — символ ответственности
- Выставка «Apparel Textile Sourcing Uzbekistan 2025»: весомые результаты, широкие перспективы сотрудничества
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment