С вестью о капитуляции на борту

17:45 17 Январь 2020 Общество
1885 0

Первый летчик узбек в истории авиации Узбекистана Абдусамат Тайметов большую часть жизни провел в небе. Только за годы войны с фашизмом на его счету более ста ночных боевых вылетов за линию фронта, в глубокий тыл врага по десантированию разведчиков, снабжению партизанских отрядов боеприпасами, продовольствием, медикаментами, эвакуации раненых бойцов.

Свыше 60 трудных и опасных полетов совершил Тайметов по заданию штаба польского партизанского движения, за что был награжден орденом Отечественной войны II степени и польским орденом «Virtuti Militari». Это не считая проведенного в небе времени при перегоне построенных в Ташкенте боевых самолетов «Ли-2» на линию фронта и полетов в послевоенное время. 

Тайметов родился в семье дехканина. Мать и отец умерли рано, и он воспитывался у родственников. Помогая им по хозяйству, часто смотрел в безоблачную небесную высь. Романтика неба увлекла мальчишку. В юношеские годы он поступил в планерную школу ОСОАВИАХИМА (ныне организация содействия обороне «Ватанпарвар»). Обретя знания и навыки летного дела, Абдусамат начал сам обучать группу в аэроклубе. В ее составе были и девушки — первые парашютистки узбечки Акила Атаулаева, Башарат Мирбабаева и Бибинисо Балтабаева, ставшая впоследствии супругой Тайметова. 

Затем он был принят в 3-ю объединенную школу пилотов и авиационных техников ГВФ (гражданский воздушный флот). Летал на линиях, связывающих областные центры, в соседние республики. Организовывал новые аэродромы в районных центрах и новые линии по доставке почты. К 1940 году освоил многие модели одно- и многомоторных самолетов. От простых «У-2» и «Як-12» до «Дугласа».

С начала войны командовал учебной эскадрильей, подготовил более 70 боевых летчиков. В феврале 1944 года по личной просьбе был направлен в действующую армию,            в   10-ю гвардейскую авиационную дивизию.

Учитывая боевой опыт и мастерство, именно экипажу Тайметова в мае 1945 года командование поручило особо важное задание — доставить в Москву Акт о безоговорочной капитуляции Германии, штандарты поверженного Третьего рейха и Знамя Победы, оригинал которого хранится в московском музее, а единственная копия — в Государственном музее Вооруженных Сил Узбекистана, в экспозиционных залах которого насчитывается более 35 тысяч экспонатов и архивных материалов по военной истории нашей страны.
Одна из экспозиций музея посвящена воздушному асу. Здесь представлены планшетка летчика, прибор-курвиметр, очки и шлемофон, фотографии, вырезки газетных публикаций. Над этим стендом —  единственная копия легендарного знамени. 

Как вспоминал Абдусамат-ака в послевоенное время о памятном в его жизни дне в мае 1945 года в беседах с журналистами: «Получив команду «Взлет разрешаю», экипаж взял курс на Восток прямо навстречу восходящему солнцу. В майском ночном небе по указанию командования самолет летел зигзагами, маршрутная линия была «ломаная». Пакет с подписанным документом о капитуляции фашистской Германии находился у меня в штурманском планшете, а сверток со Знаменем Победы бережно положил под правую руку. Непривычно было лететь в полной тишине, не слыша хлопков вражеских зениток. На земле и в небе уже не было войны, но невероятно волновался за доставку груза особой важности».

На рассвете 9 мая военно-транспортный самолет приземлился на аэродроме в Москве. Летчика там уже ждали. Исторический груз был передан представителю Верховного Главнокомандующего. Тайметова долго качали друзья с криками «Победа!» В этот момент было четыре часа утра.

Победа над фашизмом во Второй мировой войне досталась ценой миллионов человеческих жизней. Узбекистан внес огромный вклад в разгром нацистской Германии и ее союзников. Полтора миллиона граждан республики ушли на фронт. Многие из них не вернулись с полей сражений. Абдусамат Тайметов дожил до счастливого мига Победы и не оставил авиацию, которой был предан до конца своей жизни.

После войны был командиром 161-го авиаотряда, начальником Ташкентского аэропорта. Тайметов всегда стремился к знаниям, самосовершенству. Поэтому, несмотря на далеко не студенческий возраст, поступил в университет. В 56 лет окончил юридический факультет ТашГУ (ныне Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека), затем работал главным юрисконсультом Узбекского управления гражданской авиации.

О том, что впервые в истории Узбекистана в таком возрасте наш соотечественник окончил вуз с отличными оценками, сообщали местные газеты, в центральной прессе были материалы о его подвигах на фронте. В мае 1979 года в журнале «Смена» опубликован большой материал Владислава Монахова об Абдусамате Тайметовиче Тайметове. В нем изложены воспоминания участника Второй мировой войны о суровых сороковых годах прошлого столетия, о встрече с командиром партизанских отрядов на Украине Сидором Ковпаком.

Тайметов был человеком скромным, в беседах с журналистами больше рассказывал не о себе, а о боевых товарищах. Подробно он поведал лишь о последнем боевом вылете по маршруту Москва — Берлин — Москва, когда в мае 1945 года доставлял груз особой важности. 

14 января — в День защитников Родины в Государственном музее Вооруженных Сил сотни мальчишек и девчонок с замиранием сердца слушали рассказ о бесстрашном узбекском пилоте-асе, который под носом у фашистов, несмотря на рвущиеся рядом снаряды, выпущенные из нацистских зениток, вновь и вновь совершал полеты, доставляя десант и грузы. Все, что так было нужно в сражении с врагом, для победы над злом. Ребята с интересом рассматривали экспозицию, посвященную этому удивительному человеку, патриоту своей Родины.

Сергей ЛЕВЧЕНКО,
«Народное слово».

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.