Родители и учителя не по разным сторонам баррикад 

11:33 28 Апрель 2020 Общество
1749 0

иллюстративное фото

На практике преподаватели зачастую сталкиваются с определенными трудностями, как ни странно, при взаимодействии с родителями. В результате учитель оказывается недостаточно защищенным перед нападками со стороны семьи учащегося. Ситуации, когда родители обращаются к руководству учебного заведения или в вышестоящие инстанции с жалобами на преподавателя, встречаются все чаще. Многие из них занимают позицию «ребенок всегда прав», в итоге страдают статус и репутация учителя. А там, где нет уважения к педагогу, не будет и качественного результата.

Некоторые родители не уделяют достаточного внимания обучению ребенка либо выстраивают психологически дискомфортные условия, требуя высоких результатов любой ценой. Безучастие в образовании ребенка — будь то бесконтрольность в выполнении им домашнего задания или невнимание к его психологическому состоянию и отношению к обучению в целом — ведут к тому, что нарушается цикл усвоения знаний: из него выпадает повторение и закрепление уроков дома, снижается успеваемость, возникают конфликты, а виноватым остается учитель.

Устранению именно этих факторов посвящены изменения в ряде статей, которые были рассмотрены 23 апреля депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса в ходе пленарного заседания, прошедшего в формате видео-конференц-связи. В частности, в статье 47 Кодекса об административной ответственности увеличен размер штрафов за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей. Также кодекс дополнен новой статьей 1975, которой устанавливается  ответственность за незаконное вмешательство в профессиональную деятельность педагогического работника образовательного учреждения, выразившееся в оказании влияния на правильную и объективную оценку знаний учащихся, а равно воспрепятствование выполнению его служебных обязанностей. 

Закон «Об образовании»  дополнен статьей 301 . В нем определены гарантии защиты государством профессиональной чести, достоинства и деловой репутации педагогических работников образовательных учреждений, а также недопущение вмешательства в их профессиональную деятельность и воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей.

Чтобы преподаватель, защищая свои права, не столкнулся с бюрократическими барьерами, в соответствии со статьями 283 и 305 педагогические работники смогут обращаться в суд без составления протокола об административном правонарушении, в случаях незаконного вмешательства в его профессиональную деятельность или воспрепятствования выполнению служебных обязанностей, предусмотренных статьей 1975 кодекса. Суд в свою очередь должен рассматривать дела по статьям 47 и 1975 в течение трех дней.

Внесенные  изменения и дополнения на основе предложений и мнений  членов фракций политических партий, комитетов, специалистов и ученых, а также граждан, участвовавших в обсуждении на веб-сайте regulation.gov.uz, были приняты единогласно депутатами во втором чтении.

Проблемы взаимодействия семьи и педагога, защищенности прав учителей — вопрос актуальный и требующий действенных механизмов, которые помогут повысить статус учителя, а также улучшить качество образовательной сферы в целом. 

При этом важно, чтобы родители понимали свою ответственность, чтобы ими руководило не только нежелание выплачивать штрафы, но и осознанность того, что если обе стороны будут работать сообща и каждый внесет свою лепту в развитие ребенка, то это скажется не только на уровне знаний одного человека, но и на образованности всего поколения.

Наши предки не полагались в образовании и развитии исключительно на свой талант, а глубоко чтили и уважали своих наставников. Престиж человека, обладающего знаниями и умеющего передать их другим, на Востоке всегда был высок. Обучение и воспитание считалось делом первостепенной важности, а учитель — носителем истины для ученика, примером для подражания. Учитель собирает мудрость тысячелетий и передает своим ученикам «из рук в руки, от сердца к сердцу». «Учитель, Устоз, Домулла…» — эти слова здесь пишут с большой буквы.

Джами — в сиянии вождь людей благочестивых,
Подобен кубку, совершенному от линий зримых,
Он близок мне и правит мною, с теплой добротой,
К нему склоняюсь я, он и наставник, и учитель мой.

Так по-восточному витиевато и изящно восхищается своим учителем человек, основавший узбекскую литературу и возвеличивший узбекский литературный язык, покровитель литературы, науки и искусства, великий узбекский поэт, чьим именем названы города, улицы, школы и корабли — Алишер Навои.

Сам же Джами тоже высоко ценил труд учителя, идеалом которого он считал Аристотеля — великого педагога, наставника Александра Македонского. В своем произведении «Книга мудрости Искандера» он рассказывает о том, как Македонский учителю воздает почестей больше, чем отцу: «Я в долгу перед своим учителем не меньше, чем перед отцом своим. Отец подарил мне жизнь, а учитель — все то, благодаря чему я могу жить хорошо».

И сегодня, приложив мудрость наших предков к современности, взяв за основу уважение к учителю и участие в жизни своих детей, необходимо совместно работать на благо будущего поколения.

Инна КОРЖИКОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.