Ривкат Азиханов: художник, очарованный жизнью
Фото В. Гранкина
С успехом прошедшая в этом году в Ташкентском доме фотографии персональная выставка мастера, внесшего достойный вклад в развитие современного искусства Узбекистана, воспитание молодой смены творцов — итог его многолетнего труда. Экспозиция, которую автор навал «Очарование жизнью», раскрыла его сразу с нескольких сторон. Зрители увидели, что он не только прекрасный график, но и мастерски владеет акварелью, живописью.
А ведь много лет назад Ривкат Азиханов не сразу поступил учиться. В первый раз он провалил экзамен в художественное училище имени Бенькова после восьмого класса. Спустя два года его, десятиклассника, в училище не приняли, мол, поступать надо после восьмого. Не взяли и в институт, сказав, что принимают только после училища. Но тяга к знаниям и любовь к искусству сделали свое дело. Юноша стал обучаться в изостудии ДК текстильщиков у Якова Фрумгарца.
— Занимался более полутора лет, — вспоминает свой тернистый путь к знаниям художник. — При поступлении в Ташкентский театрально-художественный институт имени А. Островского набрал равное количество проходных баллов с одним парнем, выпускником училища имени Бенькова. Тогда его приняли, меня нет. Через год поступал опять. И вновь неудача, провалил сочинение, написав в нем, что поступаю не первый раз. «Кто же такое пишет», — ругали меня потом педагоги. Поступил лишь с третьей, получается, попытки.
Как видно, упорства Азиханову не занимать. Простой парень из Каттаркургана, что под Самаркандом, смог доказать всем и себе прежде всего, что целеустремленность и вера в свои силы, творческий запал и любовь к искусству — важные критерии успеха.
Поступив на факультет книжной графики, Азиханов окунулся в мир студенчества. Изучал офорт, писал акварелью, проявлял большой интерес к живописи, которую осваивал самостоятельно. И здесь художник проявил характер. Будучи на втором и третьем курсах, он приходил в музей искусств, который в то время располагался в здании нынешнего ТДФ, и копировал работы известных живописцев. Среди них знаменитые «Девушка с фруктами» Алексея Тыранова и «Опиумоеды» Василия Верещагина. Кстати, копию «Опиумоеды» купил в дальнейшем у Азиханова каттакурганский музей, а копия «Девушка с фруктами» висит у художника в мастерской, напоминая о золотых студенческих годах.
— Глубоко символично, что моя отчетная выставка прошла в ТДФ, —говорит Ривкат Зубаирович. — Я часто приходил сюда, когда здесь был музей искусств, входил как в храм, с замиранием сердца. И здесь же впервые начал выставляться. Будучи студентом, участвовал в выставке с работами «На чирчикском заводе» и «Узбекский цирк».
К слову, у художника есть несколько произведений на тему цирка. Он не просто любит этот вид зрелищного искусства, но и работал там перед поступлением. Его картина, на которой изображены артисты цирка Акрам Юсупов и Юрий Долгов, украсила прошедшую экспозицию.
На выставке была представлена и замечательная серия графических работ «Уходящие типы», в которой автор художественным языком интерпретирует поведение некоторых людей в разных жизненных ситуациях. Это не просто рисунки, вызывающие улыбку, за ними скрывается горькая правда, находит выражение острая ирония.
— Мой любимый художник Франсиско Гойя написал серию офортов «Капричос». Это — неудобная правда о пороках общества, сатира на политические, социальные и религиозные порядки. Он и вдохновил меня создать серию «Уходящие типы», — говорит Азиханов. — Первая работа из этой серии участвовала в выставке в Санкт-Петербурге, потом ее выкупила Дирекция художественных выставок Академии художеств Узбекистана. Считаю, что художник должен не просто максимально реалистично изображать человека и природу. У него есть более важная задача — воспитывать общество, делать мир лучше, чище, добрее. Если картина помогла человеку что-то переосмыслить, взглянуть на жизнь по-новому, измениться в лучшую сторону, значит, творец работал не зря.
Очень много у художника женских портретов. На выставке они заняли особое место. Взыскательная публика, конечно же, подметила, что среди них повторяется образ одной женщины. Это супруга мастера. На одном из портретов, скромно подписанных им «Раиса Азиханова», она изображена как герцогиня. Любовь к супруге чувствуется в каждом полотне автора.
Для Азиханова важно показать не просто внешнюю красоту представительниц прекрасного пола. Он стремится раскрыть внутренний мир портретируемой, делая акцент на глаза, с которыми зритель непременно встретится.
У каждого художника есть картина-талисман, которая приносит удачу, имеет интересную историю. У Азиханова — это работа «Каттакурганское водохранилище». Написанная сорок лет назад, она участвовала во всех его выставках. А на предыдущей персональной экспозиции была помещена на афишу.
— Однажды на областной выставке в Самарканде ее попытались украсть. К счастью, пропажу заметили вовремя, — вспоминает с улыбкой художник. — Тут нет ничего удивительного. Каттакурганское водохранилище обеспечивает полив трех областей — Самаркандской, Бухарской и Навоийской. Видимо, у желавших обладать картиной с ним связано немало воспоминаний. Как, впрочем, и у меня. После Второй мировой войны, когда водохранилище достраивалось, мой отец работал там кассиром.
Коллеги хорошо приняли выставку, было сказано много теплых слов. Среди пришедших был академик Леким Ибрагимов. Он не просто сокурсник Азиханова, но и большой для него авторитет. Посетили экспозицию и ученики художника — выпускники художественного училища имени Бенькова, где автор проработал 12 лет. Вот ведь парадокс — когда-то он не поступил туда, а потом после института пришел уже в качестве преподавателя. И это еще одна грань творчества Азиханова. Как педагог он был добрый, но требовательный. Для него важно достучаться до юных сердец, действительно приобщить их искусству, научить азам творчества и вдохнуть веру в себя.
Ривкат Азиханов не только многогранный художник и учитель по призванию. Его авторству принадлежат превосходные юмористические рассказы. Многие помнят его и как собкора информационного агентства «Татар-информ». Печатался он и в местной прессе, в том числе в «Народном слове». В основном писал на бытовые, социальные темы, рассказывал о творчестве коллег, успехах своих учеников.
Три года назад у художника случился инсульт. Жизнь разделилась на до и после. Пока он не пишет картин. Восстановление требует времени. К счастью, его супруга — врач. Именно благодаря ее заботе, поддержке и вниманию у Ривката Зубаировича есть хорошие шансы преодолеть недуг. После выставки он поставил цель — вернуться в строй как художник и педагог, дописать задуманную книгу. Упорства Азиханову не занимать — он сможет.
Ирина ЯКУПОВА,
«Народное слово».
.
Рекомендуем
Популярное
- В Ташкенте проходит узбекско-азербайджанский медиафорум по борьбе с дезинформацией
- О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О занятости населения»
- Владимир Зеленский встретился с Джо Байденом и Камалой Харрис в Вашингтоне
- Министр иностранных дел Узбекистана принял участие в Саммите будущего ООН в Нью-Йорке
- В Узбекистане начнут интеграцию с PayPal, Google Pay и Apple Pay
- О награждении группы работников в связи с 50-летием Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра хирургии имени академика В.Вахидова
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment