Реформы, продиктованные жизнью

19:35 08 Апрель 2022 Общество
2472 0

архивное фото

Анализ эффективности реформ в сфере народного образования, чему было посвящено видеоселекторное совещание под председательством Президента Шавката Мирзиёева, вызвал широкий резонанс в обществе. Об актуальности и важности рассмотренных вопросов говорят депутаты нижней палаты парламента.

Методики определяют успех

В основе обеспечения устойчивого развития любого государства лежит человеческий фактор, неразрывно связанный с его интеллектуальным потенциалом.

Именно поэтому школьное образование нацелено на реализацию идеи «Новый Узбекистан начинается с порога школы». В стране успешно
функционируют президентские школы, творческие и специализированные учебные заведения, где учащиеся получают образование на основе передовых методик. Но наряду с достижениями имеются и проблемы.

В частности, действующие образовательные стандарты, учебные планы в основном направлены на подготовку учащихся к следующему этапу образования, а развитие свободного мышления, навыков самостоятельной жизни остаются вне учебных программ. У нас отсутствует национальная оценочная система для выявления уровня знаний учащихся. Это ограничивает возможности определения качества освоения предмета школьниками.

Именно эти вопросы вошли в повестку дня видеоселекторного совещания, проведенного главой государства по анализу эффективности реформ в сфере народного образования.

Совещание прошло в критическом духе, где открыто говорилось о реальном положении дел в общеобразовательных школах, представлены результаты углубленного анализа. Отмечено неудовлетворительное состояние дел в Республике Каракалпакстан, Андижанской, Джизакской, Кашкадарьинской, Наманганской и Ташкентской областях.

Глава государства представил новую модель образования, составной частью которой станет обучение и переподготовка школьных учителей на основе новых методик. Проработаны необходимые организационные меры. Для повышения квалификации будут привлечены зарубежные специалисты в области точных и естественных наук.

Кроме того, в каждом регионе начнут действовать группы тренеров для повышения квалификации школьных учителей на местах, труд которых будет стимулироваться дополнительно в виде надбавки к заработной плате в размере до ста процентов. Школа должна стать не только местом воспитания, но и колыбелью высокой духовности.

Гулрух АГЗАМОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.

С педагогов особый спрос

В ходе проведенного под председательством Президента Шавката Мирзиёева видеоселекторного совещания по анализу эффективности реформ в народном образовании поднят ряд проблемных вопросов. Отмечено, что в их решении до сих пор допускаются равнодушие и халатность. Между тем время настоятельно требует ускоренного развития науки и образования. Об этом свидетельствует и передовой международный опыт.

За последние пять лет проделана большая работа по улучшению качества образования, повышению статуса учителей. Логическим продолжением мер стало определение в качестве приоритета развитие сферы образования и наращивание человеческого капитала в Стратегии развития нового Узбекистана на 2022—2026 годы.

Это уже второе совещание в текущем году, посвященное вопросам школьного образования. Ранее говорилось о необходимости реформирования 10 130 школ страны, капитальном ремонте 1 695 школ. Перед хокимиятами были поставлены конкретные задачи. Однако их исполнение не обеспечено на практике. В 852 школах крайне низкими остаются показатели качества образования, потенциала учителей и поступления выпускников в вузы. Из 504 тысяч педагогов, работающих в школах, 60 тысяч имеют среднее специальное образование. У 190 тысяч отсутствуют квалификационные категории. У многих учителей недостаточно знаний и мастерства, что приводит к застою в сфере.

Поэтому в скором времени предусматривается запустить общенациональный проект по переподготовке школьных учителей на основе новых методик. С этой целью на базе центров повышения квалификации в каждом регионе будут созданы национальные учебные цент­ры для обучения учителей новым методикам. С помощью зарубежных специалистов в каждом регионе будут сформированы группы тренеров, состоящие из преподавателей вузов, национальных учебных цент­ров образования и мобильных групп.

На совещании также были определены задачи по оздоровлению духовной среды в школах, улучшению их условий, обеспечению компьютерами и другим необходимым оборудованием. Цель ясна — поднять уровень образования. Без этого нельзя реализовать дальнейшие реформы.

Дилором ИМОМОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Капитал, формируемый в школе

В последние годы ведется масш­табная работа по улучшению качества и эффективности системы образования и воспитания, а также повышению квалификации учителей.

На видеоселекторном совещании, состоявшемся на днях под председательством Президента, было подчеркнуто, что данный во­прос является для государства, всего общества делом первостепенной важности. Поэтому наращивание человеческого капитала во­шло в четвертый приоритет Стратегии развития нового Узбекистана на 2022—2026 годы.

На совещании подвергнуты критике сохраняющиеся системные проблемы, отставание материально-технической базы школ, уровня знаний и квалификации педагогических работников от требований времени.

Глава государства анонсировал запуск общенационального проекта по переподготовке педагогов на основе новых методик в национальных учебных центрах, которые будут открыты в каждом регионе республики. Кроме этого, система обучения школьных учителей новым методикам начнется с Национального центра образования и Ташкентского государственного педагогического университета, который будет передан Министерству народного образования и станет базовым учреждением по подготовке и переподготовке педагогов.

Факторов успешности школы, чей престиж измеряется образовательными достижениями учеников, немало. Среди них — способности детей и действия учителей, социально-экономический и культурный статус семей учащихся, а также климат в школе и классе, который либо мотивирует к учебе, либо, наоборот, расхолаживает. Этот климат во многом создает директор школы.

Директор школы должен быть менеджером образования — самостоятельным, предприимчивым, грамотным и опытным лидером, умеющим работать с учениками и родителями, способствовать профессиональному росту педагогического коллектива, создавать и реализовывать программы развития школы. Поэтому, как отметил глава государства, с нового учебного года необходимо ввести систему сертификации директоров школ.

Особое внимание уделено воспитанию подрастающего поколения, разработке новой концепции по улучшению духовно-нравственной обстановки в школе, направленной на формирование выпускника школы — человека с активной гражданской позицией, воспринимающего судьбу страны как собственную, осознающего ответственность за государство, способного развивать экономику, управлять обществом и строить новый Узбекистан.

Президент отметил, что образованное общество — основа социально-экономического прогресса любого государства.

Великий китайский мыслитель Конфуций как нельзя емко отметил значение воспитания: «Самое прекрасное зрелище на свете — вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь». Наша задача не только обозначить верное направление, но и обеспечить всем необходимым подрастающее поколение.

Ольга ЛИТВИНОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Инвестиции в будущее

Демократическое и развивающееся государство ясно осознает, что надежды на будущее связаны с молодым поколением, поэтому необходимо принять меры для кардинального реформирования всей системы образования. В ее основе должна лежать забота о подрастающем поколении, духовном, нравственном и физическом развитии детей.

Вопросам анализа результативности реформ в народном образовании было посвящено видеоселекторное совещание, проведенное на днях под руководством Президента страны. Говорилось о развитии школьного образования, а именно о переподготовке учителей на основе новых методик.

Хотя в стране проводится весомая работа по подготовке научных и педагогических кадров высшей квалификации, на практике приходится прибегать к услугам репетиторов или дополнительно заниматься на обучающих курсах, в результате чего повышается шанс поступить в вуз. Но не все родители в состоянии дать дополнительное образование детям.

Как отметил глава государства, нет и инициатив по внедрению в образовательных учреждениях современных методов обучения. Качество образования в школах отдаленных районов неудовлетворительное.

Хорошей новостью стало объявление Президентом о запуске общенационального проекта по переподготовке школьных учителей на основе новых методик. Теперь в по­следующие несколько лет учителя школ освоят новые методики в национальных учебных центрах, которые планируется создать в каждом регионе. Вопрос формирования свободно мыслящих молодых людей, их нравственное, духовное и физическое развитие стоит в качестве приоритетных.

Главой государства на совещании поставлена задача разработать новую концепцию кардинального улучшения духовной обстановки в школах. В частности, будут пересмотрены требования к пропагандистам духовности в школах, назначению на эту должность лиц, пользующихся высоким авторитетом в махалле и коллективе. В этот процесс вовлекаются как учащиеся, так и их родители.

Еще один волнующий многих родителей вопрос — переполненные классы (по 30—40 учеников). Особенно хорошо видна проблема в сельской местности, где на весь район всего пара школ, пользующихся популярностью у населения, поэтому зачислить ребенка в такие крайне трудно. Дети весь год занимаются на подготовительных курсах, по окончании которых проходят вступительные испытания. И даже при этом в классах наблюдается явный перебор, не редки случаи, когда дети сидят по три человека за одной партой.

Главой государства дано указание расширить условия в школах с большим числом учащихся, ввести систему сертификации директоров. Были также затронуты вопросы оснащения оборудованием и обеспечения интер­нетом.

Многие учителя с радостью восприняли новость о том, что теперь педагогические институты, действующие в регионах, постепенно будут отделены от университетов и станут самостоятельными учебными заведениями.

Учитель в Узбекистане — почетная и уважаемая профессия. Кардинальное реформирование си­стемы позволит не только повысить качество образования, но и в корне изменить всю сферу.

Инна КОРЖИКОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Движущая сила прогресса

Актуальной задачей сегодняшнего дня является подготовка кадров нового поколения с высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, способных выдвигать новые инициативы и идеи для развития страны.

Поэтому под руководством Президента уделяется большое внимание трансформации науки в главную движущую силу экономики, расширению масштабов научных исследований, внедрению высокоэффективного международного опыта в систему образования.

В результате проведенных реформ увеличена заработная плата учителей, установлены четкие критерии поощрения педагогических кадров, работающих в отдаленных районах. Это в свою очередь служит дальнейшему повышению качества образования. Конечно, в этом направлении имеются успехи. Но наряду с достижениями существует ряд проблем, требующих решения. И эти проблемы возникли не сегодня, они накопились за долгие годы.

На состоявшемся под председательством Президента видеоселекторном совещании по анализу эффективности реформ в сфере народного образования были обозначены важные задачи, рассмотрены проблемные вопросы. В частности, несмотря на выделение средств на оснащение школ компьютерами, в ряде регионов нет существенных подвижек. Нужно признать, что качество образования в школах оставляет желать лучшего. Мы сами в ходе пребывания в регионах убеждались в этом не раз.

Конкретика поставленных задач дает основание полагать, что в сфере образования грядут большие изменения, направленные на повышение человеческого капитала.

Гайрат АБДИЕВ,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Задача приоритетной важности

Как писал известный просветитель Абдулла Авлони, «Воспитание для нас — вопрос жизни или смерти, спасения или гибели, счастья или беды». Данное утверждение, сказанное в начале прошлого века, вдвойне актуально в наши дни. Уровень образованности самой мобильной категории граждан определяет степень развития общества в целом.

За последние годы в нашей стране проделана весомая работа по повышению качества образования. При этом особое внимание уделено повышению статуса учителей.

Приращение человеческого капитала является одним из семи приоритетных направлений Стратегии развития нового Узбекистана. Проведенное под председательством Президента Шавката Мирзиёева видеоселекторное совещание подвело итоги эффективности реформ в сфере народного образования. На нем обсуждены актуальные вопросы, определены задачи.

Отмечено, что в 852 школах крайне низкие показатели качества образования, педагогического потенциала и поступления молодежи в вузы. Эталоном служат президентские и специализированные школы, где внедрены передовые методики. Но нельзя сказать подобное о других школах, в которых методика преподавания устарела, нет и инициатив по улучшению форм и методов обучения.

На совещании особое внимание уделено вопросам воспитания молодежи. Глава государства поставил задачу по разработке новой концепции кардинального улучшения духовной обстановки в школах. Значит, необходимо пересмотреть требования к пропагандистам духовности в школах, назначать на эту должность лиц, пользующихся высоким авторитетом в махалле и обществе, поощрять образцовых учащихся и родителей. Говорилось о необходимости ввести с нового учебного года систему аттестации директоров школ.

Вопросы образования и воспитания — это приоритетные задачи в работе Демократической партии «Миллий тикланиш». Они же обозначены и в предвыборной программе партии на 2020—2024 годы. Депутаты, будучи в своих избирательных округах, уделяют особое внимание выполнению задач по развитию школьного образования.

Партия поддерживает проводимые реформы в этом направлении, содействует воспитанию подрастающего поколения в духе верности Родине. Члены фракции приложат все усилия по выполнению задач, обозначенных Президентом на совещании.

Муборак АХМЕДОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Багаж на долгие годы

Есть множество мудрых изречений, говорящих о значении образования. К примеру, «Знания, полученные в молодости, что слова, высеченные на камне». В этом выражении также подчеркнута важность начального этапа постижения знаний. Вопрос получения качественного образования сейчас актуален как никогда.

В стране ведется эффективная работа по совершенствованию системы народного образования, созданию достаточных условий для обучения детей. Из года в год растет число выпускников, поступающих в высшие учебные заведения.

Но наблюдается следующая тенденция: несмотря на предпринимаемые меры, спрос на внешкольное обучение не снижается. Иными словами, с багажом, обретенным в стенах школы, сложно поступить в университет. Юноши и девушки вынуждены, помимо школьных занятий, посещать дополнительные курсы в учебных центрах. Среди причин — низкий уровень качества преподавания, неиспользование современных педагогических технологий, нехватка квалифицированных кадров, устаревшие методы обучения.

Эти вопросы были детально рассмотрены на совещании, состоявшемся на днях под председательством Президента. На нем отмечено, что в настоящее время работа по повышению качества образования в школах, особенно в отдаленных районах, ведется не на должном уровне. В данном направлении определены приоритетные задачи. В числе прочего намечено реализовать общенациональный проект по переподготовке школьных учителей на основе новых методик.

Комплексный подход позволит поднять на новый уровень не только учебный, но и воспитательный процесс. А реформы в сфере образования послужат формированию молодежи, способной решать масштабные задачи.

Мукаддас ТИРКАШЕВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.