Путь к развитию электронного нотариата и эффективный способ борьбы с коррупцией

10:15 24 Август 2021 Общество
545 0

До недавнего времени в нашей нотариальной сфере тоже имели место ряд таких недостатков и проблем. В частности:

- низкий уровень качества и оперативности нотариальных услуг;

- наличие бюрократических преград и препятствий;

-низкий уровень прозрачности при отборе кадров, совершении нотариальных действий, а также их оплате;

- отсутствие эффективного механизма контроля деятельности нотариусов.

Наличие таких недостатков, бессомненно, могли служить развитию коррупции в сфере, а не предотвращению.

В связи с этим, Министерством юстиции, а так же Нотариальной палатой Республики Узбекистан были осуществлены ряд мероприятий по устранению существующих на практике проблем, борьбе с коррупцией в этой сфере и преобразованию устаревшей нотариальной системы в современную электронную систему, позволяющую населению пользоваться услугами нотариуса в удобной для них форме.

Итак, в чем проявляются эти изменения и какую пользу они нам несут?

В первую очередь, в целях улучшения качества и быстроты предоставляемых нотариальных услуг и формирования электронного нотариального архива была создана автоматизированная информационная система «Нотариус».

Координатором данной электронной системы является Министерство юстиции Республики Узбекистан.

Для пользования данной системой нотариусам выдается специальный код.

Благодаря этой системе:

- Реестры, журналы, отчеты полностью ведутся в электронном виде;

- Все процессы связанные с нотариальными действиями осуществляются посредством Системы;

- Отпечатки пальцев и сведения касающиеся граждан проверяются через Систему;

- Регистрация прихода и ухода нотариуса на работу определяется опечатками пальца;

- Все нотариальные действия нотариуса контролируются через единую Систему;

- В системе сохраняется история сведений по каждому нотариальному действую;

- Платежи могут осуществляться через популярные мобильные приложения Upay, Click, Payme, Mbank.

Благодаря этой системе сегодня появилась возможность:

- осуществлять с помощью информационных технологий онлайн-мониторинг нотариальных действий;

- удаленно контролировать качество и оперативность оказания нотариальных услуг на всей территории страны, совершаемых на основе принципа экстерриториальности, а также надлежащего выполнения работниками нотариальных контор своих функциональных обязанностей;

- выявлять и предупреждать нотариальные действия не соответствующие нормативным актам и принимать меры по их предотвращению;

- приостановливать действие нотариуса, при обнаружении незаконных действий с его стороны;

- использовать современные методы идентификации граждан;

- автоматически вычислять сумму оплаты нотариальных действий и производить электронные платежи;

- автоматически отправлять на телефон плательщика SMS-уведомление о подтверждении оплаты;

- обеспечивать электронный обмен информацией между нотариусами и соответствующими ведомствами.

Приведу пример: квитанции для оплаты нотариальных услуг формируются электронной системой автоматически и после произведения оплаты на номер мобильного телефона лица, обратившегося для выполнения нотариального действия, автоматически отправляется SMS-уведомление с указанием оплаченной суммы, кода подтверждения платежа и номер телефона доверия Министерства юстиции Узбекистан.

Хочу обратить ваше внимание на то, что сумма государственной пошлины, платной услуги и других платежей за нотариальные услуги вычисляются электронной системой автоматически, то есть в этом процессе человеческий фактор не участвует. SMS-уведомление дает возможность обратившемуся еще раз проверить и убедиться в достоверности оплоченной им суммы.

При обнаружении переплаты клиент имеет возможность позвонить на телефон доверия Министерства юстиции «1008» и подать жалобу, или же попросить у самого нотариуса дать разъяснение по вопросу переплаты.

Как показывает практика, внедрение электронной системы «SMS-уведомления» существенно повлияло на искоренение коррупции в нотариальной системе и исключило возможность взымания нотариусами лишней платы.

Во вторую очередь, была внедрена «активная модель» нотариата.

У многих может возникнуть вопрос - что такое “активная модель нотариата”? “Активная модель нотариата” – это единая электронная сеть, интегрирующая электронную систему “Нотариус” с электронными системами других ведомств и организаций, позволяющая нотариусам организовать работу по принципу «единого окна», получать самими нотариусами через электронную сеть необходимые сведения и подтверждающие документы у различных государственных органов и организаций.

Внедрение такой модели нотариата позволило предотвратить волокиту и хождение граждан по организациям для сбора различных справок и документов.

В настоящее время в электронное сотрудничество установлено между следующими организациями и ведомствами:

- Верховный суд Республики Узбекистан;

-Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан;

- Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;

- Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан;

-Кадастровое агентство при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан;

-Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан – в части определения записей актов гражданского состояния;

- Коммунальные организации (АО «Региональные электрические сети», АО «Худудгазтаъминот», АО «Узсувтаъминот»);

- Электронные платежные системы (Биллинг).

В настоящее время ведется работа по интегрированию электронной системы Министерства иностранных дел и Центрального банка.

В третью очередь, был создан специальный портал “E-notarius.uz”.

Данный портал “E-notarius.uz” обладает широким спектром функций и возможностей, позволяющий гражданам самостоятельно пользоваться несколькими видами услуг.

В частности, с помощью портал “E-notarius.uz” граждане могут:

- найти по онлайнкарте ближайшую нотариальную контору;

- получить информацию о нотариусе (Ф.И.О. нотуриуса, режим работы, адрес, контактные данные и др.).

- зарегистрироваться на прием к нотариусу;

- получить необходимую информацию об услугах;

- оставлять электронные заявки;

-ознакомиться с перечнем нормативно-правовых актов по всем нотариальным действиям.

-ознакомиться со списком необходимых документов для совершения нотариальных действий.

- получить разъяснения по нотариальным действиям.

- ознакомиться со списком лиц, которые могут быть участниками нотариальных действий.

- получить информацию о размерах платежей за нотариальные действия.

- выразить свое мнение о нотариусе и оценить качество оказанных услуг;

В портале имеется также кнопка калькулятора, которая позволяет гражданам самостоятельно вычислить размер оплаты для любого нотариального действия и получить информацию об общей сумме платежа.

Создание данного портала также посодействовало уменьшению очередей у нотариуса.

Цифровизация также была внедрена в кадровую систему.

Кадровые вопросы - одна из самых болезненных точек любой сферы. Потенциал сотрудников нотариальной системы и их интерес к своей работе – является важнейшим фактором развития. В связи с этим была усовершенствован порядок отбора кандидатов на должность нотариуса на основе квалификационного экзамена и порядок обращения в Высшую квалификационную комиссию. Теперь обращения кандитатов принимаются только в электронном виде.

Также, был введен порядок трансляции квалификационного экзамена на официальном сайте Министерства юстиции в режиме “on-line” и произведение аудио и видео записи.

Без преувеличения можно сказать, что целью внедрения электронных систем и информационных технологий в систему нотариата является устранение множества практических проблем, излишней бюрократии и волокиты, а также обеспечение прозрачности в деятельности нотариусов.

В практику постепенно вводятся дистанционное свидетельствование нотариусами некоторых нотариальных действий. В порядке эксперимента, внедрены в практику оформление следующих действий без посещения нотариальной конторы и путем видеоконференцсвязи.

- оформление сделок, не связанных с отчуждением имущества;

- оформление исполнительных надписей;

- свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;

- оформление заявлений (о согласии на прописку, заявление-согласие на выезд за границу несовершеннолетних детей и по обязательствам),

В дальнейшем планируется ввести удалённое заверение следующих нотариальных действий:

- передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

- принятие в депозит денежных средств и ценных бумаг;

- депонирование нотариусом движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг;

- принятие на хранение электронных документов;

- действия нотариуса по обеспечению доказательств;

-удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу.

В настоящее время рассматривается вопрос установления электронного сотрудничества с единой информационной системой персональных данных.

В случае интеграции этой системы, нотариусы получат возможность установить личности физического лица без его паспорта посредством электронной системы, обеспечивающей обработку, сбор, хранение и проверку биометрических персональных данных, а также передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина.

Развитие цифрового нотариата, активное использование и постоянное совершенствование информационных технологий требует от нас обеспечения высокого уровня безопасности совершения нотариальных действий. В связи с этим, мы стараемся сохранить традиционный нотариат, который десятилетиями служил гарантом защиты прав и законных интересов граждан.

Конечно, проделанная нами работа и принятые меры в сфере цифровизации системы нотариата не является достаточной, и мы осознаем, что нам предстоит еще долго и упорно работать в этом направлении.

Нотариальная деятельность всегда служила одним из важнейших инструментов обеспечения стабильности гражданского оборота, социального- экономического развития, безопасности и соблюдения интересов граждан и юридических лиц.

Сегодня перед нотариатом стоят новые перспективные задачи, реализация которых позволит еще больше защитить права и законные интересы граждан и свести к минимуму такие негативные явления, как бюрократия, бумажная волокита и коррупция.

Нотариальная палата Узбекистана продолжает знакомиться, изучать и перенимать опыт зарубежных коллег в сфере внедрения электронного нотариата.

Жамшид Рахмонов,

Заместитель председателя

Нотариальной палаты Узбекистана.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.