Путь к развитию электронного нотариата и эффективный способ борьбы с коррупцией
До недавнего времени в нашей нотариальной сфере тоже имели место ряд таких недостатков и проблем. В частности:
- низкий уровень качества и оперативности нотариальных услуг;
- наличие бюрократических преград и препятствий;
-низкий уровень прозрачности при отборе кадров, совершении нотариальных действий, а также их оплате;
- отсутствие эффективного механизма контроля деятельности нотариусов.
Наличие таких недостатков, бессомненно, могли служить развитию коррупции в сфере, а не предотвращению.
В связи с этим, Министерством юстиции, а так же Нотариальной палатой Республики Узбекистан были осуществлены ряд мероприятий по устранению существующих на практике проблем, борьбе с коррупцией в этой сфере и преобразованию устаревшей нотариальной системы в современную электронную систему, позволяющую населению пользоваться услугами нотариуса в удобной для них форме.
Итак, в чем проявляются эти изменения и какую пользу они нам несут?
В первую очередь, в целях улучшения качества и быстроты предоставляемых нотариальных услуг и формирования электронного нотариального архива была создана автоматизированная информационная система «Нотариус».
Координатором данной электронной системы является Министерство юстиции Республики Узбекистан.
Для пользования данной системой нотариусам выдается специальный код.
Благодаря этой системе:
- Реестры, журналы, отчеты полностью ведутся в электронном виде;
- Все процессы связанные с нотариальными действиями осуществляются посредством Системы;
- Отпечатки пальцев и сведения касающиеся граждан проверяются через Систему;
- Регистрация прихода и ухода нотариуса на работу определяется опечатками пальца;
- Все нотариальные действия нотариуса контролируются через единую Систему;
- В системе сохраняется история сведений по каждому нотариальному действую;
- Платежи могут осуществляться через популярные мобильные приложения Upay, Click, Payme, Mbank.
Благодаря этой системе сегодня появилась возможность:
- осуществлять с помощью информационных технологий онлайн-мониторинг нотариальных действий;
- удаленно контролировать качество и оперативность оказания нотариальных услуг на всей территории страны, совершаемых на основе принципа экстерриториальности, а также надлежащего выполнения работниками нотариальных контор своих функциональных обязанностей;
- выявлять и предупреждать нотариальные действия не соответствующие нормативным актам и принимать меры по их предотвращению;
- приостановливать действие нотариуса, при обнаружении незаконных действий с его стороны;
- использовать современные методы идентификации граждан;
- автоматически вычислять сумму оплаты нотариальных действий и производить электронные платежи;
- автоматически отправлять на телефон плательщика SMS-уведомление о подтверждении оплаты;
- обеспечивать электронный обмен информацией между нотариусами и соответствующими ведомствами.
Приведу пример: квитанции для оплаты нотариальных услуг формируются электронной системой автоматически и после произведения оплаты на номер мобильного телефона лица, обратившегося для выполнения нотариального действия, автоматически отправляется SMS-уведомление с указанием оплаченной суммы, кода подтверждения платежа и номер телефона доверия Министерства юстиции Узбекистан.
Хочу обратить ваше внимание на то, что сумма государственной пошлины, платной услуги и других платежей за нотариальные услуги вычисляются электронной системой автоматически, то есть в этом процессе человеческий фактор не участвует. SMS-уведомление дает возможность обратившемуся еще раз проверить и убедиться в достоверности оплоченной им суммы.
При обнаружении переплаты клиент имеет возможность позвонить на телефон доверия Министерства юстиции «1008» и подать жалобу, или же попросить у самого нотариуса дать разъяснение по вопросу переплаты.
Как показывает практика, внедрение электронной системы «SMS-уведомления» существенно повлияло на искоренение коррупции в нотариальной системе и исключило возможность взымания нотариусами лишней платы.
Во вторую очередь, была внедрена «активная модель» нотариата.
У многих может возникнуть вопрос - что такое “активная модель нотариата”? “Активная модель нотариата” – это единая электронная сеть, интегрирующая электронную систему “Нотариус” с электронными системами других ведомств и организаций, позволяющая нотариусам организовать работу по принципу «единого окна», получать самими нотариусами через электронную сеть необходимые сведения и подтверждающие документы у различных государственных органов и организаций.
Внедрение такой модели нотариата позволило предотвратить волокиту и хождение граждан по организациям для сбора различных справок и документов.
В настоящее время в электронное сотрудничество установлено между следующими организациями и ведомствами:
- Верховный суд Республики Узбекистан;
-Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан;
- Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;
- Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан;
-Кадастровое агентство при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан;
-Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан – в части определения записей актов гражданского состояния;
- Коммунальные организации (АО «Региональные электрические сети», АО «Худудгазтаъминот», АО «Узсувтаъминот»);
- Электронные платежные системы (Биллинг).
В настоящее время ведется работа по интегрированию электронной системы Министерства иностранных дел и Центрального банка.
В третью очередь, был создан специальный портал “E-notarius.uz”.
Данный портал “E-notarius.uz” обладает широким спектром функций и возможностей, позволяющий гражданам самостоятельно пользоваться несколькими видами услуг.
В частности, с помощью портал “E-notarius.uz” граждане могут:
- найти по онлайнкарте ближайшую нотариальную контору;
- получить информацию о нотариусе (Ф.И.О. нотуриуса, режим работы, адрес, контактные данные и др.).
- зарегистрироваться на прием к нотариусу;
- получить необходимую информацию об услугах;
- оставлять электронные заявки;
-ознакомиться с перечнем нормативно-правовых актов по всем нотариальным действиям.
-ознакомиться со списком необходимых документов для совершения нотариальных действий.
- получить разъяснения по нотариальным действиям.
- ознакомиться со списком лиц, которые могут быть участниками нотариальных действий.
- получить информацию о размерах платежей за нотариальные действия.
- выразить свое мнение о нотариусе и оценить качество оказанных услуг;
В портале имеется также кнопка калькулятора, которая позволяет гражданам самостоятельно вычислить размер оплаты для любого нотариального действия и получить информацию об общей сумме платежа.
Создание данного портала также посодействовало уменьшению очередей у нотариуса.
Цифровизация также была внедрена в кадровую систему.
Кадровые вопросы - одна из самых болезненных точек любой сферы. Потенциал сотрудников нотариальной системы и их интерес к своей работе – является важнейшим фактором развития. В связи с этим была усовершенствован порядок отбора кандидатов на должность нотариуса на основе квалификационного экзамена и порядок обращения в Высшую квалификационную комиссию. Теперь обращения кандитатов принимаются только в электронном виде.
Также, был введен порядок трансляции квалификационного экзамена на официальном сайте Министерства юстиции в режиме “on-line” и произведение аудио и видео записи.
Без преувеличения можно сказать, что целью внедрения электронных систем и информационных технологий в систему нотариата является устранение множества практических проблем, излишней бюрократии и волокиты, а также обеспечение прозрачности в деятельности нотариусов.
В практику постепенно вводятся дистанционное свидетельствование нотариусами некоторых нотариальных действий. В порядке эксперимента, внедрены в практику оформление следующих действий без посещения нотариальной конторы и путем видеоконференцсвязи.
- оформление сделок, не связанных с отчуждением имущества;
- оформление исполнительных надписей;
- свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;
- оформление заявлений (о согласии на прописку, заявление-согласие на выезд за границу несовершеннолетних детей и по обязательствам),
В дальнейшем планируется ввести удалённое заверение следующих нотариальных действий:
- передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
- принятие в депозит денежных средств и ценных бумаг;
- депонирование нотариусом движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг;
- принятие на хранение электронных документов;
- действия нотариуса по обеспечению доказательств;
-удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу.
В настоящее время рассматривается вопрос установления электронного сотрудничества с единой информационной системой персональных данных.
В случае интеграции этой системы, нотариусы получат возможность установить личности физического лица без его паспорта посредством электронной системы, обеспечивающей обработку, сбор, хранение и проверку биометрических персональных данных, а также передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина.
Развитие цифрового нотариата, активное использование и постоянное совершенствование информационных технологий требует от нас обеспечения высокого уровня безопасности совершения нотариальных действий. В связи с этим, мы стараемся сохранить традиционный нотариат, который десятилетиями служил гарантом защиты прав и законных интересов граждан.
Конечно, проделанная нами работа и принятые меры в сфере цифровизации системы нотариата не является достаточной, и мы осознаем, что нам предстоит еще долго и упорно работать в этом направлении.
Нотариальная деятельность всегда служила одним из важнейших инструментов обеспечения стабильности гражданского оборота, социального- экономического развития, безопасности и соблюдения интересов граждан и юридических лиц.
Сегодня перед нотариатом стоят новые перспективные задачи, реализация которых позволит еще больше защитить права и законные интересы граждан и свести к минимуму такие негативные явления, как бюрократия, бумажная волокита и коррупция.
Нотариальная палата Узбекистана продолжает знакомиться, изучать и перенимать опыт зарубежных коллег в сфере внедрения электронного нотариата.
Жамшид Рахмонов,
Заместитель председателя
Нотариальной палаты Узбекистана.
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Доложено о планах в сфере финансового контроля
- С 20 января открывается железнодорожное сообщение из Ургенча в Кунград
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment